Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:05, реферат
Характер человека имеет большое значение в построении межличностных отношений
в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют
человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично
организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.
I. ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
II. Из истории учений о характере_____________________________ 4
III. Черты характера_________________________________________ 5
IV. Типы характера и их Влияние на выбор профессии__________ 6
V. Определение типа характера_______________________________12
VI. заключение______________________________________________ 12
VII.литература_______________________________________________13
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВННОЙ СЛУЖБЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГМУ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа
по дисциплине педагогика и психология
Тема: Характер. Типы характера.
Гб-521 учебной группы 2 курса
Серов Роман Валерьвич
Проверил
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2011
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ______________________
II. Из истории учений о характере_____________________
III. Черты характера_____________________
IV. Типы характера и их Влияние на выбор профессии__________ 6
V. Определение типа характера_____________________
VI. заключение____________________
VII.литература________________
Характер человека имеет большое значение в построении межличностных отношений
в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют
человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично
организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.
Рабочее место характеризуется повышенными требованиями и разнообразными
конфликтными ситуациями, здесь слишком часты затруднительные положения, в
которые люди попадают из-за отрицательных черт характера шефа или
подчиненного. Поэтому важно знать разнообразные недостатки, которые могут
доставить неприятности представителям разных типов характера. Кто хочет
достигнуть успеха в работе, тому необходимо знать все сильные и слабые
стороны разных типов характера и наилучшим образом приспособиться к
требованиям своей работы и коллективу.
''Характер'' трактуется в современной психологии далеко не однозначно и
существует множество определений ''характера''.
В IV-III в. до н.э. Теофраст впервые дал определение понятия ''характер''.
Под этим словом он понимал следы в поведении человека оставленные обществом.
Эти следы есть свойства личности, которые приобретаются, формируются у
человека в процессе его жизни. Характер – это социальная физиология личности.
В таком же смысле термин ''характер'' употреблял Лабрюйер (XVII в.). Таким
образом, уже с самого начала слово ''характер'' обозначает нечто отражающее
социально-нравственное лицо человека, и в этом значении приобрело смысл,
прямо противоположный темпераменту, обусловленному свойствами организма.
В XIX в., начиная с А.Бена, характер стали понимать в чисто психологическом
плане – как индивидуальные особенности интеллекта, чувства и воли (А.Бен),
либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт).
В XX веке под характером стали понимать не особенности отдельных областей
психики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали как склонности
и отношения (В.Штерн), или как основные побуждения (Л.Клагес), или как
склонности и отношения (А.Ф. Лазурский). Наибольшее значение в борьбе
материализма и идеализма имел вопрос о наследственном и приобретенном
происхождении характера. И Кант (XVIII в.) считал характер, в отличие от
темперамента, приобретенным. Однако при описании индивидуальных особенностей
он не различал врожденных и приобретенных свойств. Рибо понимал характер как
наследственно обусловленный. Малапер, Фулье и другие различали в характере и
наследственные, и приобретенные свойства. Полан утверждал, что характер
целиком определяется условиями жизни. Борьба этих взглядов продолжается
вплоть до нашего времени.
В современном понимании характер – это совокупность устойчивых свойств
индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального
реагирования. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой
характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как
острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не
являются свойствами характера.
Можно выделить несколько черт или свойств характера:
1. Нравственные или моральные черты - это норма поведения людей в
обществе, складывающиеся из традиций, взглядов, убеждений. Они раскрывают
мировоззрение человека: честный или бесчестный, правдивый или лживый,
проницательный или поверхностный, коллективный или эгоист.
2. Волевые черты характера – способность человека сознательно
преодолевать трудности для достижения определенной цели: дисциплинированные и
недисциплинированные, настойчивые и ненастойчивые, целеустремленные и
нецелеустремленные.
3. Эмоциональные черты характера – добросердечный или жестокий, чуткий
или нечуткий.
4. Интеллектуальные черты характера – вдумчивый и беспечный,
любознательный и пассивный.
Различают от 10 до 14 типов характера. Они бывают гармоничными и
дисгармоничными.
Гармоничные типы характера характеризуются достаточным развитием основных
черт характера без выделения, обособления, без преувеличения в развитии
каких-то одних черт.
Дисгармоничные – проявляются с выявления разных черт характера и получили
название акцентированные или акцентуированные. У 20-50% людей
некоторые черты характера столь заострены, что происходит ''перекос''
характера, акцентуация характера, в результате ухудшается взаимодействие с
людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Выраженность акцентуации
может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних
вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии.
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта
человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.
Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с
годами могут совершенно сгладиться, приблизится к норме. Акцентуации характера
чаще всего встречаются у подростков и юношей (50-80%), чем у взрослых,
поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические периоды для
формирования характера, для проявления своей неповторимости, индивидуальности.
Затем акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в
неврозы или психопатию
Мы рассмотрим двенадцать дисгармоничных (акцентуированных) типов характера и
опишем их положительные и отрицательные качества, которые могут отражаться
на профессиональной деятельности человека.
1.Гипертемический тип. Отличается почти всегда хорошим настроением,
высоким жизненным тонусом, брызжущий энергией, неудержимой активностью.
Стремится к лидерству, авантюрам. Необходимо сдержанно относиться к его
необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты
привлекательные для собеседников: энергичность, жажда деятельности,
инициативность, чувство нового, оптимизм.
Для окружающих людей в нем не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным
поступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям,
раздражительность в кругу близких людей.
Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой
дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого
человека возникает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе,
связанной с постоянным общением. Это: организаторская деятельность, служба
быта, спорт, театр. Для нег характерно часто менять профессии и работы.
2.Дистимический тип. Противоположность первому типу: серьезный,
пессимист. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость,
немногословность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко
не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной
стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им
подчиняться.
Окружающим нравится их серьезность, высокая нравственность, добросовестность
и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть,
замедленность мышления, ''отрыв от коллектива'', отталкивают окружающих от
знакомства и дружбы с ними.
Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На
этих людей смена привычного образа жизни оказывает отрицательное воздействие.
Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг
общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической
депрессии. Эта акцентуация возникает чаще всего у лиц меланхолического
темперамента.
3.Циклоидный тип. Акцентуация характера проявляется в циклически
меняющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения
проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада – с
дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности. Эти частые
смены душевного состояния утомляют человека, делают его поведения
малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы,
интересов.
4.Возбудимый тип. У этих людей повышенная раздражительность склонность к
агрессии, несдержанность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость,
услужливость, склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости,
замедленность в беседе. Они активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с
начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне
приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям.
Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные
вспышки ярости и гнева с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль
над влечением. На этих людей хорошо воздействует физический труд,
атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-
за неуживчивости они часто меняют место работы.
5.Застревающий тип. Люди с таким типом акцентуации ''застревают'' на
своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и ''сводят счеты'' со своими
обидчиками. У них наблюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к
затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной стороной и четко
определяют для себя круг друзей и врагов. Проявляют властолюбие.
Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом
деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости,
принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у этих людей
есть черты, которые отталкивают окружающих: обидчивость, подозрительность,
мстительность, самонадеянность, ревнивость, честолюбие.
Конфликт возможен при задетом самолюбии, несправедливой обиде, препятствии к
достижению честолюбивых целей.
6.Педантичный тип. У этих людей ярко выражена ''занудливость'' в виде
переживания подробностей, на службе они способны замучить посетителей
формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью.
Для окружающих они привлекательны добросовестностью, аккуратностью,
серьезностью, надежностью в делах и в чувствах. Но таки люди имеют ряд
отталкивающих черт характера: формализм, ''крючкотворство'',
''занудливость'', стремление переложить принятое решение на других.
Конфликты возможны в ситуации личной ответственности за важное дело, при
недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивости, психастении.
Для этих людей предпочтительны профессии, не связанные с большой
ответственностью, ''бумажная работа''. Они не склонны к перемене места
работы.
7.Тревожный тип. Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным