Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:12, шпаргалка
1 Черты характера
2 Теории и типологии характеров
3 Особенности характера
4 Связь с темпераментом
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.[источник не указан 925 дней] Также характер понимается как:
система
устойчивых мотивов и способов поведения,
образующих поведенческий тип личности.[
мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.[источник не указан 925 дней]
отчетливо
выраженная определенность типичного
поведения каждого человека.[
1 Черты характера
2 Теории и типологии характеров
3 Особенности характера
4 Связь с темпераментом
5 Ссылки
6
Литература
Черты
характера
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
отношение
человека к другим людям, к коллективу,
к обществу: индивидуализм; коллективизм
(общительность, чуткость и отзывчивость,
уважение к другим — людям и
противоположенные черты —
черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
черты,
характеризующие отношение
Теории
и типологии характеров
Наиболее известна теория характера, предложенная немецким психологом Э.Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:
астеники (от греч. ἀσθενές — слабый) — люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.
атлетики (от греч. ἀθλητικός — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.
пикники
(от греч. πυκνός — плотный, толстый) —
люди среднего роста, полноватые или склонные
к ожирению, с короткой шеей, большой головой
и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий
тип характера — циклотимики — люди общительные,
контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся
к новым условиям. При расстройствах психики
склонны к маниакально-депрессивному
психозу.
По уровню проявления черт характера характеры делятся на средние («нормальные»), выраженные (акцентуированные) и выходящие за рамки нормы (психопатии).
Особенности характера
Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в воспитании человека.
Невозможно
преодолеть отдельные недостатки характера
(например, грубость и лживость) и
воспитать отдельные
Целостность
характера, однако, не абсолютна. Это
связано с тем, что центральные,
стержневые отношения не всегда целиком
и полностью определяют остальные.
Кроме того, степень целостности
характера индивидуально-
Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять её с патологией неправильно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).
Связь
с темпераментом
Темперамент
также не предопределяет черт характера,
но между темпераментом и
От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному.
Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют.
В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
Существует
и обратная зависимость проявлений
темперамента от его характера. Благодаря
определенным чертам характера человек
может сдерживать нежелательные
при данных обстоятельствах проявления
темперамента.
Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внёс Б. М. Теплов.
К вопросу об определении
Рассмотренное
вначале статьи определение способностей
является общепризнанным. Нельзя, однако,
данное определение способностей считать
исчерпывающим. В соответствии с
ним, человек, обладающий определённой
способностью, — тот, кто отличается
от других людей, выполняет свою деятельность
более успешно, но не только за счёт
наличия определённых знаний, умений
и навыков. Эти признаки, несомненно,
присущи способностям, но не определяют
их в полной мере. Практически любая
психическая функция может
Условия формирования способностей
Б. М.
Теплов указывает на некоторые условия
формирования способностей. Сами по себе
способности не могут быть врождёнными.
Врождёнными могут быть только задатки.
Задатки Теплов понимал, как некоторые
анатомо-физиологические
Способности и индивидуальные различия
Говоря
о способностях, надо упомянуть, что
они у каждого человека разные.
Каждый человек имеет индивидуально-
Способности и склонности
Ещё
один термин, употребляемый Тепловым
— склонности. Склонности представляют
собой определённые отношения человека
к деятельности. «…Способности не
существуют вне определённых отношений
человека к действительности, так
же как и отношения реализуются
не иначе как через определённые
способности»[2] . Приведённая цитата
свидетельствует о том, что склонности
и способности тесно
Способности и одарённость
Одаренность
— это комплексное явление. Оно
связано с выполнением
Виды способностей
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
учебные и творческие
умственные и специальные
математические
конструктивно-технические
музыкальные
литературные