Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:32, контрольная работа
Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле.
1.Понятие о группе, семье как малой группе.
2.Межличностные отношения в группах, в семье.
3.Изучение семейных отношений.
4.Роль семьи в становлении личности ребенка.
3. После вступления в подростковый возраст и особенно в период юношеского возраста дети нуждаются в том, чтобы родители признали за ними право ответственности за свою жизнь и будущее, включая их (детей) право на ошибку. При этом дети нуждаются в информации от родителей, помогающей им самостоятельно формировать свое мировоззрение.
В сфере обмена информацией можно указать на следующие основные правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 79]:
1. В подавляющем большинстве
ситуаций (если речь не идет
об угрозе жизни, физическому
и/или психическому здоровью) обмен
информацией предпочтительнее
2. Поведение членов семьи,
направленное на обмен
3. Сообщения, которые содержат
в себе противоречивую
4. Сообщения, посылаемые
и воспринимаемые на
5. Темы, обсуждаемые в
семье, должны способствовать
адаптации семьи в окружающем
социальном контексте и
6. Темы должны доводиться
до своего логического конца
- решений, а не сменяться
Правила относительно эмоций, преобладающих в семье [Калинина Р. Р., 2008, С. 55]:
1. Оценка будущего должна
быть оптимистичной в
2. Мир должен рассматриваться как источник приятных эмоций, жизнь - как зона свободы возможностей.
3. В семье должно быть
меньше взаимодействий, связанных
с агрессией, враждебностью,
3. Позитивное отношение
членов семьи к жизни
Относительно сфер внутрисемейной деятельности можно выделить следующие правила [Калинина Р. Р., 2008, С. 82]:
1. В сфере супружеских
отношений супруги должны
2. В сфере родительско-детских отношений супруги (родители) должны выработать: цели воспитательного процесса и правила, по которым дети будут воспитываться, в дальнейшем - соблюдать и совершенствовать эти правила. Правила должны быть ориентированы на цели воспитательного процесса, которые могут быть разными, но в них обязательно должен присутствовать следующий компонент: по достижении возрастной зрелости дети должны быть готовы начать эффективно функционировать в мире самостоятельно, автономно, независимо от родителей.
3. Супружеские конфликты
и разногласия не должны
4. Организуя воспитательный
процесс, родители должны
5. Родители супругов по
отношению к процессам,
Сферы внутрисемейной деятельности должны быть разграничены в целях эффективного осуществления уникальной деятельности внутри каждой из выделенных сфер, однако информация, способствующая личностному росту и адаптации членов семьи в семье и более широком сообществе, должна проникать из одной сферы в другую.
Правила,
традиции, представления, предписания,
передающиеся из поколения в поколение,
должны рассматриваться как
Изучение семейных отношений.
Для исследования межличностных отношений ребенка с родителями проведем тест «рисунок семьи»(возраст ребенка младший школьник )
Рисуночная методика «Моя семья»
Цель: изучить характер внутрисемейных отношений ,положение ребенка в семье.
Оборудование:лист белой бумаги А-4, набор цветных карандашей.
Испытуемый: Коробков Паша 1А класс.
1.Структура рисунка: рисует в своей семье двоюродного брата и сестру,так как родных нет ,но ему бы хотелось иметь братика.Так же нарисовал дедушку ,которого нет в живых, скучает по общению с дедушкой.Нарисовал полную семью ,что говорит об эмоциональном благополучии.
2.Расположение фигур:
После выполнения задания Паше были заданы вопросы:
Кто нарисован? – Папа ,брат Максим ,мама, сестра Полина, бабушка и дедушка Юра. Они идут по дороге в центр станицы смотреть на поющий фонтан, и все они счастливы вместе.
Вывод: мальчик хочет чтобы у него была большая дружная семья с которой можно весело проводить время.
Роль семьи в становлении личности ребенка.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
В процессе близких отношений с
матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками,
бабушками и другими
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Семья влияет на личность взрослых не
только в связи с воспитанием
детей. Большую роль играют в семье
взаимоотношения между
Семья имеет огромное значение для
развития личности. Дети, лишенные возможности
непосредственно и постоянно
участвовать в жизни малой
группы, состоящей из родных и близких
им людей, многое теряют. Особенно это
заметно у маленьких детей, живущих
вне семьи — в детдомах и
других учреждениях этого типа. Развитие
личности этих детей нередко протекает
иным путем, чем у детей, воспитывающихся
в семье. Умственное и социальное
развитие этих детей порой запаздывает,
а эмоциональное —
Семья имеет свою структуру, определенную
социальными ролями ее членов: мужа
и жены, отца и матери, сына и дочери,
сестры и брата, дедушки и бабушки.
На основе этих ролей складываются
межличностные отношения в
Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.
Благодаря своей репродуктивной функции
семья является источником продолжения
человеческой жизни. Это та социальная
группа, которая изначально формирует
личность человека. Семья способствует
увеличению созидательных и
К сожалению, семьи не всегда выполняют
свои функции. В таких случаях
возникает проблема асоциальной
роли семьи. Не выполняют своих функций
семьи, которые не в состоянии
обеспечить своим членам безопасность,
необходимые условия быта и взаимопомощь,
если в семье неправильно