Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:31, реферат
В последние годы заявило о себе особое направление — практическая социальная психология, которая частично по-прежнему сосредоточена в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, но в значительной мере реализует себя в специальных организациях типа консультационных центров, рекламных бюро и т.п.
1. Введение
2. Количественные признаки малой группы
3. Структурные характеристики малой группы
4. Формальная и неформальная структура малой группы
5. Коммуникативная и ролевая структура малой группы
6. Заключение
7. Использованная литература
Это
специфическое решение
Приступая к рассмотрению структурных компонентов малой группы, необходимо прежде всего подчеркнуть, что понятие «структура» теснейшим образом сопряжено с понятием «система». Поэтому дальнейшее наше изложение будет строиться главным образом с учетом таких выраженных системных признаков структуры, как ее разномерность и разноуровневость.
Поуровневый анализ групповой структуры. Как правило, подобного рода анализ состоит в выделении теми или иными авторами определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, упомянутые выше различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений: деловых, отвечающих деятельностям инструментального типа, и эмоциональных, отвечающих деятельностям экспрессивного типа. Реализация членами группы определенных институционально заданных функций в сфере ведущей деятельности группы по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему так называемых официальных отношений. Но одновременно для решения этих же задач в ходе развертывания той же самой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной органиг зацией не предписанные. Таковы, например, роли критика, эрудита, генератора идей в научном коллективе. Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений, наряду с которой в группе сосуществует и система иных, традиционно называемых исследователями неофициальных отношений — отношений эмоционального типа, представляющих собой различные неинструментальные формы межличностного общения. Учитывая соподчиненность групповых деятельностей (в зависимости от специфики организационных задач), правомерно говорить и о соподчиненности производных от них систем отношений в группе, их поуровне-вом расположении. Последнее, имея в виду организованную целевую малую группу, схематически может быть описано следующим образом: официальные отношения — неофициальные деловые отношения — неофициальные эмоциональные отношения.
Оригинальная
модель многоуровневой структуры межличностных
отношений разработана А.В. Петровским
в рамках развиваемой им стратометрической
концепции коллектива. Модель включает
несколько слоев (страт), каждый из которых
характеризуется определенным принципом
построения межличностных отношений и
соответственно своеобразием проявления
тех или иных групповых феноменов и процессов.
В качестве центрального (ядерного) звена
берется сама предметная деятельность
группы, ее содержательные общественно-экономические
и социально-политические характеристики.
По существу данный слой определяет, как
можно думать, своеобразие социальных
(официальных) отношений в группе. Три
последующие страты являются психологическими
по своей сути. В первой из них фиксируется
отношение каждого члена группы к групповой
деятельности, ее целям, задачам, принципам,
на которых она строится, мотивация деятельности,
ее социальный смысл для каждого участника.
Во второй страте представлены межличностные
отношения, опосредствованные содержанием
групповой совместной деятельности, ее
целями и задачами, принятыми в группе
принципами и ценностными ориентациями
и т.п. Как подчеркивает А.В. Петровский,
«деятельностное опосредствование —
принцип существования и принцип понимания
феноменов второй психологической страты».
Что же касается третьего психологического
уровня групповой структуры, то он согласно
обсуждаемой модели представляет собой
поверхностный слой межличностных отношений,
применительно к которым ни коллективные
цели деятельности, ни общезначимые для
коллектива ценностные ориентации не
выступают в качестве основного фактора,
опосредствующего личные контакты членов
группы. Иными словами, отношения этого
уровня свободны от детерминирующих влияний
реализуемой совместной деятельности.
Хотя рассматриваемая модель и не предлагает
сколько-нибудь развернутой типологии
межличностных отношений в группе, тем
не менее заложенные в ней идеи могут послужить
полезной основой для построения в будущем
такой типологии, позволяя в полной мере
реализовать в анализе социальной группы,
в том числе ее структурного звена, методологический
принцип деятельности.
3.
Формальная и неформальная
структура малой
группы
Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.
Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.
Несмотря
на некоторую нечеткость терминологии,
обнаружение самого наличия двух
структур в малых группах имело
очень большое значение. Оно было
уже подчеркнуто в
Таким
образом, и вторая из традиционно
сложившихся классификаций
4.
Коммуникативная
и ролевая структура
малой группы
Однако
если последовательно рассматривать
группу как субъект деятельности,
то и к ее структуре нужно подойти
соответственно. По-видимому, в данном
случае самое главное — это
анализ структуры групповой
Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.
Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.
Другая
часть понятийной схемы, которая
используется в исследованиях групп,
касается положения индивида в группе
в качестве ее члена. Первым из понятий,
употребляемых здесь, является понятие
«статус» или «позиция», обозначающее
место индивида в системе групповой
жизни. Термины «статус» и «позиция»
часто употребляются как
Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы.
На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.
Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.
И,
в-третьих, при характеристике статуса
индивида в группе необходим учет
отношений более широкой
Вторая
характеристика индивида в группе —
это «роль». Обычно роль определяют
как динамический аспект статуса, что
раскрывается через перечень тех
реальных функций, которые заданы личности
группой, содержанием групповой
деятельности. Если взять такую группу,
как семья, то на ее примере можно
показать взаимоотношение между
статусом, или позицией, и ролью.
В семье различные статусные
характеристики существуют для каждого
из ее членов: есть позиция (статус) матери,
отца, старшей дочери, младшего сына
и т.д. Если теперь описать набор
функций, которые «предписаны» группой
каждой позиции, то получим характеристику
роли матери, отца, старшей дочери, младшего
сына и т.д. Нельзя представлять роль
как что-то неизменное: динамизм ее
в том, что при сохранении статуса
набор функций, ему соответствующих,
может сильно варьировать в различных
однотипных группах, а главное в
ходе развития как самой группы, так и
более широкой социальной структуры, в
которую она включена. Пример с семьей
ярко иллюстрирует эту закономерность:
изменение роли супругов в ходе исторического
развития семьи — актуальная тема современных
социально-психологических исследований.
Заключение
Самая главная задача, которая стоит сегодня перед прикладной областью этой научной дисциплины, заключается в том, чтобы четко развести два круга вопросов: 1) что в принципе может выполнить социальная психология своими средствами анализа, т.е. какой класс задач применительно к каждой сфере общественной жизни она может решить и 2) что она уже делает сегодня? Ответ на первый вопрос — это выявление перспектив социальной психологии в прикладной сфере. Ответ на второй вопрос — это обсуждение практических и организационных мер, которые необходимо осуществить, чтобы прикладные исследования стали не только возможными, но и эффективными. Решение и того, и другого круга вопросов естественно обусловлено той новой ситуацией, которая сложилась в обществе сегодня.