Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:25, контрольная работа
На старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени.
Он стал мечтать о физиологии. Окончив курс обучения, Сеченов сдавал не обычные лекарские, а докторские экзамены. После успешной защиты диссертации Сеченов отправился за границу "с твердым намерением заниматься физиологией". Начиная с 1856 года он несколько лет проводит за границейТам же он пишет докторскую диссертацию "Материалы к физиологии алкогольного опьянения", опыты для которой ставит на себе.
Введение 3
1.Основные механизмы поведения. 7
2.Поведение, как приспособление к среде. 8
3.Инстинкты – основы проявления человека. 11
4. Роль общественной среды. 14
Заключение 20
Вторая сигнальная система
Развитие у человека речи
Способность к обобщению и
отвлечению служит основой
Таким образом, благодаря
Сон, его значение. Сон — специфическое
состояние нервной системы, проявляющееся
в выключении сознания, угнетении двигательной
активности, снижении обменных процессов
и всех видов чувствительности. Сон рассматривают
как охранительное торможение, которое
охватывает кору больших полушарий и позволяет
нервным центрам восстановить свою работоспособность.
И действительно, каждый человек после
сна чувствует, что у него улучшилось самочувствие,
восстановилась работоспособность, повысилось
внимание. Однако сон — это сложный физиологический
процесс, а не просто покой. Регистрация
электрических потенциалов мозга — электроэнцефалограмм
— позволила выявить две фазы сна: медленный
и быстрый сон, характеризующиеся разной
частотой и амплитудой колебаний электрической
активности мозга. Фазы сна циклично сменяют
друг друга. Один цикл длится примерно
1,5 ч, когда медленный сон на непродолжительное
время (около 20 мин) сменяется быстрым
сном. За ночь у взрослого человека цикл
повторяется 4—6 раз. Именно во время медленного
сна замедляются и значительно снижаются
обменные процессы. Быстрый сон, как правило,
сопровождается повышением уровня обменных
процессов, быстрыми движениями глаз,
сновидениями. Стадии медленного сна отсутствуют
у животных, они свойственны только человеку.
Ученые связывают это с безопасностью
ночлега человека, т. е. отсутствием опасности
нападения[1].
В
изменчивых условиях окружающей среды
сохранение жизнедеятельности организма
и приспособительное поведение
осуществляется благодаря образованию
условных рефлексов с обязательным участием
коры больших полушарий головного мозга.
Они не являются врожденными, а образуются
в течение жизни на базе безусловных рефлексов
под воздействием определенных факторов
внешней среды. Условные рефлексы строго
индивидуальны, т. е. у одних особей вида
тот или иной рефлекс может присутствовать,
у других — отсутствовать[6].
3.Инстинкты
– основы проявления
человека.
ИНСТИНКТ
(лат. – побуждение, стимул) естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными.
Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека.
Инстинкты
у человека играют подчиненную роль, т.к.
его поведение определяется общественным
бытием, социальными отношениями и складывается
на базе специфических форм высшей нервной
деятельности, которые тормозят и держат
под своим контролем инстинкты. Психика
человека в результате его общественно-исторического
развития качественно отличается от психики
животных. Поведение человека носит сознательный
характер. Теории определяющего влияния
инстинктов на поведение человека (фрейдизм
и др.) опровергаются наукой и реакционны
по социальному содержанию.
4.Внутренние
двигатели поведения.
Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, в качестве деятельности.
Изучение
внутренних психологических
1
В зарубежной психологии в
последние годы острый спор
о детерминизме или
2
С попыткой разрешения этой
проблемы — раскрытия
Говоря
о детерминированной жизни
словия
жизни и деятельности должны учитываться
в детерминации психических процессов,
как и процессов
Говоря специально о детерминированности психической деятельности объективными условиями, не приходится просто подставлять на место условий психической деятельности условия жизни людей вообще (и тем более самое природную или общественную среду). Под условиями психической деятельности надо разуметь не все вообще обстоятельства, среди которых живет человек, и даже не вообще то, что в окружающем мире составляет условия его жизни, отвечая потребностям его как организма или как социального существа.
Изменения чувствительности, как и вообще изменения в психической деятельности и психическом складе людей, связаны в первую очередь с изменением условий и образа их жизни, форм человеческой деятельности и ее продуктов. В частности, и развитие мышления, как и развитие языка, связано со всей практической деятельностью людей и обусловлено ею.
Деятельность
человека как субъекта — это его
практическая и теоретическая деятельность.
Точка зрения, согласно которой психическая
деятельность как таковая, как «производство»
представлений, воспоминаний — вообще
психических образований якобы является
деятельностью человека как субъекта
(а не только его мозга), связана с прочно
укоренившимися в психологии интроспекционистскими
воззрениями. Лишь на основе интроспекционистской
концепции представляется, что при так
называемом произвольном запоминании
или припоминании человек решает «мнемическую»
задачу, заключающуюся в производстве
определенного представления, и что производство
представлений как таковых является в
данном случае деятельностью человека.
На самом деле, когда человек что-то припоминает,
он не производит внутренние психические
образы, а решает познавательную задачу
по восстановлению хода предшествующих
событий; подобно этому ученик, выучивающий
заданный ему урок, осуществляет учебную,
а не просто психическую деятельность.
4.Роль
общественной среды.
Целостный
организм неразрывно связан с окружающей
его внешней средой, и поэтому,
как писал еще И. М. Сеченов, в
научное определение организма должна
входить и среда, влияющая на него. Физиология
целостного организма изучает не только
внутренние механизмы саморегуляции физиологических
процессов, но и механизмы, обеспечивающие
непрерывное взаимодействие и неразрывное
единство организма с окружающей средой.
Непременным условием и проявлением такого
единства является адаптация организма
к данным условиям. Однако понятие адаптации
имеет и более широкий смысл и значение[6].
Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие). В течение всей своей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.
Социальные контакты подразделяются на пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена.
Пространственные контакты могут быть предполагаемыми (терминология Н.Н. Обозова) равно опосредованными (терминология Я. Щепаньского), когда поведение человека меняется в результате предположения о наличии в определенном месте, например в соседней комнате, на улице, в учебном заведении, на бирже труда и т. п., других людей. Другой вид пространственных контактов – контакты визуальные, где присутствие другого (других) непосредственно наблюдается субъектом и их “молчаливое присутствие” оказывает влияние на его поведение.
Психологическая
сущность контактов заинтересованности
состоит в выборе или предпочтении
субъектом какого-либо лица, группы,
социальной общности или объекта, отвечающих
актуальным потребностям индивида. Контакт
может порождаться обоюдным или односторонним
интересом и вызывать весь разнообразный
спектр эмоций от восторга, восхищения
до полного неприятия, чувства гадливости
и отвращения. Интерес выступает здесь
в качестве побуждения к какому-либо действию
(перцептивному, коммуникативному и т.
п.), связанному с удовлетворением потребности,
актуализировавшейся в силу появления
объекта интереса в поле восприятия субъекта.
Информация о работе И.М. Сеченов - основатель науки о поведении