Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа
Цель работы: выявление и изучение индивидуальных различий в объеме памяти.
Задачи исследования:
1. Анализ специальной психологической литературы, посвященной проблеме индивидуальных особенностей объема памяти.
2. Оценки объема зрительной памяти студентов, ее объема и точности.
3. Диагностика состояния внимания, ее утомляемости и активности.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………6
1.1. Основные подходы к исследованию памяти…………………………….6
1.2. Особенности изучения индивидуальных различий в объеме памяти …13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Цель, задачи и методы исследования объема памяти студентов……...20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЯ
Российский государственный социальный университет
Филиал в г.Чебоксары
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по общей психологии
на тему: Индивидуальные различия в объеме памяти студентов
Рег.№
Дата
Чебоксары 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ
ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………
1.2. Особенности изучения индивидуальных различий в объеме памяти …13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Объект изучения под названием "память" очень сложен и не лежит на одной плоскости. Существует множество концепций памяти, теорий, фактов. Так же память изучалась множеством разных наук, среди них естественные (биология, физиология, химия), гуманитарные, даже точные науки в виде кибернетики "приложились" к памяти. Множество феноменов и неточных фактов также указывают на сложность объекта. Возможности человеческой памяти вообще поражают. Количество информации, которую способен запомнить человеческий мозг огромно — около 10 в 20-й степени бит, т. е. элементарных единиц информации. Сама память-это очень сложный механизм и система. Достаточно просто сказать, что без этого механизма человек был бы существом момента, не помнящим что с ним было минуту назад и жизнь стала бы слишком бесполезной. Исследуя память мы лучше понимаем самих себя, а узнав механизмы запоминания и памяти в целом можно создать условия для совершенствования этих механизмов и, соответственно, изобрести средства улучшения памяти. Но тут же появляются и проблемы.
Наше исследование является актуальным, т.к. даже в обычных группах людей индивидуальные различия памяти значительны и мало изучены. Эти различия носят количественные и качественные характеристики. Какова же природа этих различий и чем они обуславливаются, врожденными способностями или свойствами человеческого мозга или же в значительной степени является продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания.
Разработанность проблемы. Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. Древние греки считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске. Позже - уже в 19 и начале 20 веков механизмы памяти трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия электрических устройств. Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии. В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).
Что
же касается конкретно
Цель работы: выявление и изучение индивидуальных различий в объеме памяти.
Объект объем памяти студентов.
Предмет исследования: индивидуальные различия в объеме памяти студентов.
Задачи исследования:
Гипотеза: различия в объеме памяти тесно связаны с индивидуальными особенностями личности, в частности с вниманием.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, тестирование, наблюдение, беседа.
Использовались следующие методики:
Организация исследования: исследования приняли участие 19 студентов 1 и 2 курсов филиала РГСУ в г. Чебоксары, в том числе 9 девушек и 10 юношей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ
Память является одним из основных когнитивных процессов. Это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта.
Память включает в себя, по существу, три фазы:
а) фаза запоминания, когда индивид запечатлевает определенный материал в зависимости от требований ситуации;
б) фаза сохранения, охватывающая более или менее длительный период времени, в ходе которой запоминаемый материал сохраняется в скрытом состоянии;
в) наконец, фаза реактивации и актуализации усвоенного материала, вызывающая мнемические процессы, доступные наблюдению.
С.Л. Рубинштейн выделяет такие основные категории мнемических процессов:
— запоминание, которое начинается с запечатления;
— воспроизведение, которое может происходить на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь в таком случае в сознательный процесс вспоминания или — при затруднениях — припоминания;
— сохранение и забывание [22].
А.Н. Леонтьев в процессе развития памяти выделил три этапа.
Первый этап развития памяти он охарактеризовал как этап развития естественной способности к запечатлению и воспроизведению информации. В нормальных условиях он заканчивается уже в дошкольном возрасте.
На втором этапе развития памяти процессы запоминания протекают как опосредованные с использованием внешних средств запоминания; этот этап характерен для детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе происходит
развитие опосредованного запоминания,
когда для запоминания
Согласно исследованиям П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации [4].
Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX в. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и психологии сознания), был намечен первый вариант решения проблемы разновидностей памяти [23].
Монистический подход. Позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друг от друга не принципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а последняя — величиной отсрочки между научением (переработкой сигнала) и воспроизведением.
Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экспериментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квалификация условий, при которых образуются и упрочиваются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией).
Эта экспериментальная
процедура вызывала много возражений,
так как в основе такой методологии
лежит допущение, что длительность
физического действия стимула тождественна
продолжительности его
Множественный (двойственный) подход. Другая трактовка памяти была разработана в психологии сознания. Наиболее ярким представителем этой линии исследований был У. Джемс. Используя прежде всего данные интроспекции, он выделил первичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Содержанием вторичной памяти являются наши постоянные знания.
При множественной
трактовке памяти предполагалось, что
разные типы памяти порождаются различными
процессами. Позже эти два типа
памяти (первичная и вторичная) получили
название кратковременной и
Сторонники
двойственности памяти утверждают, что
кратковременная и
Проводились
различные эксперименты, где доказывался
этот факт, следовательно, одни
и те же факторы должны были
бы оказывать сходное действие
на мнемический результат в
случае его регистрации при
небольшой и длительной
Например, число повторений (одно или несколько) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в две секунды, но уже при отсрочке в восемь секунд продуктивность воспроизведения сказывается зависимой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении продолжительности интервала предъявления. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих десять секунд, он становится значимым.
В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, полученные в экспериментах по электрошоку. Такие испытуемые не в состоянии вспомнить отдаленные события, но обнаруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия [23].
Роль
памяти не может быть сведена только
к фиксации того, что было в прошлом,
так как никакое действие в
настоящем немыслимо вне
Когнитивная психология, рассматривая память и как функцию, и как процесс одновременно и пытаясь объяснить закономерности ее функционирования, представляет ее как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память). Память как система процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения может рассматриваться и как подструктура интеллекта — системного взаимодействия познавательных способностей и имеющихся у личности знаний [6].
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по
характеру психической
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Идея существования двух типов памяти получила второе дыхание после возникновения кибернетики. Н. Винер в 1948 г. подразделил память на текущую и постоянную. Эта идея была подхвачена психологами в 1950—1960 гг. и выразилась в выделении кратковременной и долговременной памяти. Примерно в то же время появились понятия «оперативная память», «рабочая память», «каталожные ящики», «регистры» и «буфер».
Информация о работе Индивидуальные различия в объеме памяти студентов