Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:45, курсовая работа
Цель работы: выявление и изучение индивидуальных различий в объеме памяти.
Задачи исследования:
1. Анализ специальной психологической литературы, посвященной проблеме индивидуальных особенностей объема памяти.
2. Оценки объема зрительной памяти студентов, ее объема и точности.
3. Диагностика состояния внимания, ее утомляемости и активности.
ВВЕДЕНИЕ…………..…………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………6
1.1. Основные подходы к исследованию памяти…………………………….6
1.2. Особенности изучения индивидуальных различий в объеме памяти …13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБЪЕМА ПАМЯТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Цель, задачи и методы исследования объема памяти студентов……...20
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………29
ПРИЛОЖЕНИЯ
В 1958 г. Бродбент в статье «Перцепция и коммуникация» предложил модель когнитивной переработки, согласно которой перцептивная информация параллельно поступает в сенсорные регистры, соответствующие различным модальностям сигнала. Там она хранится очень короткое время (несколько сот миллисекунд) и затем передается в следующий блок, где уже подвергается последовательной переработке и перекодированию в вербальную форму. Этот блок переработки имеет ограничения, но информация может там храниться значительно дольше (порядка нескольких секунд). Этот блок соответствует кратковременной памяти. Вероятность перехода информации из кратковременной памяти в долговременную зависит от глубины и качества ее переработки [6].
В функциональном подходе исследователи столкнулись с фактом влияния таких переменных, как мотивация, интенция, интерес, внимание и осмысленность материала, на результативность мнемической системы. Таким, образом, возникла острая необходимость введения не только результативного (объем и длительность хранения), но и функционального критерия для моделирования памяти.
Функциональные компоненты вводились в изначально структурные модели памяти постепенно. В эволюции компьютерной идеологии можно выделить три периода:
— сначала
были выделены две формы хранения:
кратковременная и
— затем
постулировалось различие между
сенсорным регистром и
— внутри самой кратковременной памяти были выделены структурные и функциональные компоненты (кратковременное хранилище и буфер повторения).
Впервые на наличие сенсорной (сверхкратковременной) памяти как отличной от кратковременной указал Аткинсон. Для обозначения этого вида памяти он использовал понятие «сенсорный регистр». Предполагалось, что для каждой модальности существует свой, строго специфичный регистр, где информация хранится непродолжительное время (от нескольких сот миллисекунд до нескольких секунд в зависимости от модальности). Далее информация пассивно перекачивается в кратковременное хранилище [2].
Понятие «оперативная память» было введено Аткинсоном и Шифриным, который полагали, что внутри кратковременной памяти можно выделить две составляющие: одна выполняет функцию хранения, вторая — функцию переработки. Авторы обнаружили, что информация не хранится в кратковременной памяти пассивно, а активно поддерживается (в течение 15—30 секунд) и перекодируется, прежде чем перейти в долговременную память. Для обеспечения оперативной переработки требуются ресурсы, поэтому продуктивность кратковременной памяти (и ее подотдела — оперативной памяти) в значительной мере зависит от аттенционных нагрузок [23].
В 1974 г. Бэддли и Хитч разработали модель оперативной памяти. Под оперативной памятью понимается система хранения и переработки информации, которая является не модально-специфической, а мультиморальной. Эта система состоит из трех компонентов: центрального исполнительного процессора и двух «систем-рабов», из которых одна специализируется на переработке вербального материала (артикуляционная петля), а вторая, связанная с пространственной зрительной памятью, является зрительной пространственной матрицей.
Согласно
модели в артикуляционной петле
автоматически поддерживается некоторое
количество информации. Это количество
зависит от времени, необходимого для
вокализации вербального
Поэтому емкость памяти можно выразить либо через количество стимулов, либо через общую длительность проговаривания.
В многочисленных экспериментах было затем показано, что подавление артикуляции (или выполнение задач, требующих участия артикуляционной петли) влечет за собой снижение емкости оперативной памяти. Центральный процессор может увеличить емкость хранения, «включая» ментальные операции повторения.
В теории Ошанина Д. А. была развита идея оперативного образа — аналога оперативной памяти в зрительной модальности.
Оперативный образ складывается при выполнении конкретной деятельности.
Его
содержание не изоморфно
В исследованиях П. И. Зинченко и его коллег было показано, что процесс формирования перцептивного образа развернут во времени и включает в себя ряд перцептивных действий, начиная с выделения признаков и заканчивая собственно построением образа. Этот образ выполняет оперативную функцию, включающую в том числе и управление конкретным исполнительным действием [9].
Таким образом,
являясь важнейшей
1.2. Особенности изучения индивидуальных
различий в объеме памяти
Анализ психологической литературы показал, что долгое время память рассматривалась как общее свойство нервной системы, одинаково работающей у всех. Впоследствии проведенные исследования выявили, что обычно работа памяти у каждого отдельного лица приближается к тому или иному типу в зависимости от наиболее частых форм тех реакций, которыми оно пользуется в жизни. Таким образом, тип памяти - это наиболее свойственный данному человеку вид памяти, определяющий его способ запоминания и продуктивность его памяти в целом. При этом С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков, А.Г. Маклаков и др. выделяют следующие количественные характеристики памяти: 1) быстрота запоминания и воспроизведения; 2) прочность или длительность; 3) количество или объем запоминаемого; 4)точность запоминания и воспроизведения; 5) готовность к воспроизведению запечатленной в памяти информации [22,18, 17]. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает и воспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями [23].
В нашей работе мы более
подробно остановимся на
Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно хорошо развито. После однократного зрительного восприятия материала и его небольшой умственной обработки (в основном образной) Ш. как бы продолжал его «видеть» в отсутствие самого данного материала в поле зрения. Он был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени, даже через несколько лет (некоторые опыты с ним были повторены через 15—16 лет после того, как он впервые увидел материал и больше к нему в течение этого времени не возвращался; тем не менее он вспомнил его).
Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников и, по-видимому, является одним из задатков к развитию соответствующих способностей. Сферой профессионального применения такой памяти могут стать музыка, те виды деятельности, в которых особые требования предъявляются к зрительно точному запоминанию и воспроизведению увиденного.
Наибольшего развития у человека обычно достигает объем тех видов памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
Объем памяти
тесным образом связан с
Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, питается ею, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Продолжим эту мысль: вероятно, и каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.
Объем памяти также
неразрывно связан с
Склонность к забыванию
Много интересных фактов, касающихся объема памяти человека, было установлено в исследованиях, авторы которых руководствовались гештальттеорией памяти. Один из них был открыт Б.В.Зейгарник и получил название эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а Другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую потребность научный руководитель эксперимента Зейгарник К. Левин называл квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Проведя соответствующие эксперименты, Б.В.Зейгарник отметила еще один интересный факт: «Преобладание незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания при опросе. В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания». Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
Каким же методом можно измерить
объем памяти? Подобный метод описан
более века назад, и с тех пор
использовались различны подходы к
его измерению. Общепринятым методом
определения объем памяти является зачитывание
вслух перечня пунктов человеку, проходящему
тестирование. Перечень может состоять
из несвязанных между собой цифр, букв
или слов. После завершения ряда чел. просят
его повторить. Серии постепенно удлиняются
до тех пор, пока тестируемый не терпит
неудачу в этом задании. В ряде психометрических
тестов меры объема памяти используются
для помощи в оценке и постановке диагноза
объема памяти является одной из широкого
множества взаимодействующих способностей,
которые вносят свой вклад в общий уровень
функционирования, измеряемый некоторыми
тестами интеллекта. Шкала интеллекта Стенфорд-Бине первоначально
использовалась при оценке IQ у детей. На
различных уровнях этого теста ребенка
просили повторять цифры по порядку; предполагают,
что с увеличением возраста дети способны
повторять возрастающее число цифр. В
2,5 года от ребенка ожидают, что он сможет
повторить две цифры, три цифры - в 3 года,
четыре цифры - в 4,5 года, пять цифр - в 7
лет, и шесть цифр - в 10 лет. Нормальный
объем памяти взрослого составляет около
семи цифр. Тест "Повторение цифр"
- это один из нескольких субтестов Векслеровских
шкал интеллекта, которые могут способствовать
оценке не только интеллектуального функционирования,
но также некоторых характеристик личности.
Тест "Повторение цифр" можно сочетать
с др. мерами для оценивания степени отвлекаемости.
Легко отвлекаемые люди испытывают затруднения
с точным восприятием и
Информация о работе Индивидуальные различия в объеме памяти студентов