Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:32, курсовая работа
Целью работы является, анализ отечественной литературы по теме влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности с позиции теоретических наработках ученых психологов.
Задачей данной работы является:
Рассмотреть темперамент в целом и его влияние на индивидуальный стиль деятельности.
Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Темперамент и его особенности………………………………………….5
1.1 Понятие о темпераменте, его происхождение и развитие……………………...5
1.2 Физиологическая основа темперамента………………………………………8
1.3 Психологическая характеристика темперамента………………………….......10
ГЛАВА II. Индивидуальные свойства темперамента…………..……………….13
2.1 Индивидуальные свойства темперамента: тревожность, ригидность, экстраверсия и их влияние …………………………………………….………….13
2.2 Влияние темперамента на деятельность………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………18
Библиография………………………………………………………………………..20
Другой комплекс психических особенностей - ригидность, изучалась в англо-американских исследованиях, может быть поставлен в связь, с общим типом нервной системы по косвенным признакам. Ригидность определяется как трудность изменения давно установившихся привычек при наличии новых требований. В отечественных работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина и В.М. Русалова, под ригидностью понимается медленное включение в новую работу и медленное переключение с одной работы на другую, медленное усвоение и перестройка навыков и медленное приспособление к новой обстановке.[7] При психологическом изучении ригидности следующие испытания дали высокую и достоверную интеркорреляцию. Тест Luchins, Cowen и др. заключаются в том, что после решения задач одним методом, даются сходные задачи, которые экономнее всего могут быть разрешены другими методами. Испытывается скорость перехода к более рациональному методу. Испытания показали, что ригидность представляет собой широкий симптпмокомплекс взаимосвязанных между собой свойств. В него входят не только эмоционально-волевые особенности, но и интеллектуальные, и черты, характеризующие динамику самосознания и самооценки. Все эти особенности соответствуют отличительным признакам темперамента. Ригидность изучалась и при помощи таких испытаний, которые могут быть вполне однозначно истолкованы в физиологическом отношении. У высоко ригидных, ниже критическая частота мельканий, в 1959 г.Шварц установил, что низкий порог критической частоты мельканий соответствует инертности нервных процессов, данные говорят о том, что степень инертности нервных процессов играет существенную роль в ригидности.[4] Таким образом, ригидность и соответствующие ей особенности обладают отличительными признаками свойств темперамента и индивидуального стиля деятельности.
Еще один симтомокомплекс - это экстра-интро-версия. Начиная с 1755 г. их включили в английские словари и первоначально они возникли как чисто описательные характеристики поведения. Данные свойства темперамента выражаются в обращении человека преимущественно во внешний мир (экстраверсия) или во внутренний мир образов, мыслей и чувств (интроверсия). [9] От этой преимущественной направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их общительность или замкнутость, активность, инициативность или пассивность в общении и т. п. Взятые сами по себе эти особенности не являются свойствами темперамента, хотя они и определяют динамику деятельности, но лишь в ситуации общения и лишь при наличии положительного отношения к общению. Социальная экстраверсия-интроверсия дает наибольшую степень тождества при исследовании ее различными наборами испытаний, поэтому социальная экстраверсия-интроверсия может быть надежным симптомом симтомокомплекса экстраверсии-интроверсии, и следовательно, зависит от свойства темперамента. В 1958 г. по исследованиям А.И. Ильиной тип устанавливался при помощи лабораторных испытаний и на основе анализа. Сангвиники проявляли в общении экстравертивные особенности, легко устанавливали общение, общались с широким кругом людей. Флегматики проявили противоположные особенности. Следовательно, экстраверсия-интроверсия зависит от типа нервной системы, преимущественно от подвижности нервных процессов и обладает внешне отличительными признаками свойств темперамента.
Зависимость экстраверсии-интроверсии от силы нервных процессов недостаточно подтверждена, но на основе типологических исследований труда ткачих, в 1958 г. Климов показал, что на продуктивности сказываются такие качества, как эмоциональная лабильность, неустойчивость чувств и настроений, чрезмерная возбудимость чувств и т. п. В 1960 г Н.С. Лайтес нашел зависимость способностей в учебной деятельности от общего типа, причем общий тип в его работе устанавливается по таким «жизненным показателям», которые представляют собой не что иное, как эмоциональные особенности темперамента. Таким образом, все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, хотя, не всякая способность представляет собой свойство темперамента. Каждый симтомокомплекс и каждое свойство в нем зависят только от общего типа нервной системы [6].
Роль
темперамента в труде и учебе
заключается в том, что от него
зависит влияние на деятельность
различных психических
2.2 Влияние темперамента на деятельность.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности.
Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности.Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. [14]
Установлено
отсутствие зависимости между уровнем
достижений, т.е. конечным результатом
действий, и особенностями темперамента,
если деятельность протекает в условиях,
которые можно определить как
нормальные. Таким образом, независимо
от степени подвижности или
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установления зависимости между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование индивидуального стиля деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика не допустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. [6]
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Продуктивность
работы человека тесно связана с
особенностями его
Темперамент, безусловно, влияет на формирование индивидуального стиля деятельности, но, следует заметить, что индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами.
Необходимо учитывать то, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.[15]
Таблица 1 - Влияние темперамента на индивидуальный стиль деятельности.
Тип темперамента | Свойства | Влияние (эффект) |
Сангвиник | Сила, уравновешенность, подвижность, энергичность, эмоциональная возбудимость, высокий уровень активности, находчивость, экстраверт. | Высокая работоспособность, артистизм, быстрый темп речи, легкая адаптация, интерес к новому, контактность, богатая мимика, выразительная жестикуляция. |
Холерик | Сила, неуравновешенность, подвижность, нетерпеливость, несдержанность, вспыльчивость, реактивность, экстраверт. | Устойчивость интересов, настойчивость, затруднения в переключении внимания, резкие движения в жестикуляции. |
Флегматик | Сила, уравновешенность, инертность, ригидность, низкая чувствительность и эмоциональность, самообладание, интроверт. | Бедная мимика, невыразительная жестикуляция, терпеливость, затруднения в переключении внимания,Работоспособность, некоммуникабельность |
Меланхолик | Инертность, высокая чувствительность, малая реактивность, неуравновешенность, не энергичность, интроверт. | Мимика и жестикуляция бедные, неуверенность, робость, неустойчивое внимание, низкая работоспособность. |
Заключение.
Индивидуальные свойства личности в частности типы темперамента пытались определить издавна. Первая попытка объяснить отличие одного человека от другого была сделана Гиппократом.
Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи: преобладание жёлтой желчи (холе,) делает человека импульсивным, «горячим» -- холериком, преобладание слизи ( флегма,) делает человека спокойным и медлительным -- флегматиком, преобладание крови (сангвис) делает человека подвижным и весёлым -- сангвиником, преобладание чёрной желчи ( мелана - холе,) делает человека грустным и боязливым -- меланхоликом.[11]
Следующий
этап развития был связан с именем
римского врача К. Галена. Под темпераментом
он понимал анатомо-
Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.[1]
Эта концепция «четырёх темпераментов» до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку и являются базовыми.
Роль
темперамента в труде и учебе
заключается в том, что от него
зависит влияние на деятельность
различных психических
Наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.
Существуют факторы влияния темперамента на индивидуальный стиль деятельности, прежде всего это сила нервной системы, ригидность, реактивность, подвижность. (например, от силы нервной системы зависит стиль работы учеников. «Сильные» - для них характерна малая подверженность утомлению, и на оборот «Слабые»- больше утомляются). Культура, обучение, воспитание, профессиональная деятельность так же влияют на индивидуальный стиль деятельности. Они могут действовать в разные периоды жизни человека. В то время, когда индивидуальный стиль деятельности человека только еще начинает формироваться, он складывается и под влиянием видов деятельности, которыми занимается ребенок, и под воздействием наблюдения со стороны ребенка за деятельностью взрослых людей и подражания им. Стараясь быть похожим на значимых для него взрослых людей, ребенок просто подражает им, вовсе не думая и не заботясь о том, чтобы его индивидуальный стиль деятельности соответствовал особенностям его же темперамента. И только со временем, с накоплением жизненного опыта, методом проб и ошибок ребенок приходит к тому, что динамические особенности его индивидуального стиля деятельности начинают соответствовать особенностям его темперамента. Обычно это происходит уже в школьные годы.