Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 13:09, реферат
Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования формалных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии.
Введение………………………………………………………………………….3
I «Понятие интеллекта»…………………………………………………………4
II «Интеллект человека»……………………...…………………………………6
III «Интеллектуальные способности»…………………...……………………11
IV «Оценка интеллекта»…………………………………….…………………15
Заключение………………………………..……………………………………21
Список литературы………………………………………………….…………
Теория Пиаже, безусловно, интересна, хотя и не совсем безукоризненна, т.к. встречается и у взрослых людей отсутствие абстрактного мышления к какому-то виду деятельности, причем в остальном эти люди нисколько не отличаются от других. В теории Пиаже развитие интеллекта идет как бы скачками-стадиями, но существует подход, основанный на непрерывных изменениях — это подход обработки информации.
2.4. Обработка информации
Информация, попадающая через специальные анализаторы в мозг человека, перерабатывается, сохраняется и преобразуется в знания. При этом если на взрослого человека льются реки информации, то на ребенка обрушиваются целые водопады, причем дети не подготовлены к этим водопадам, как же им удается выплыть из-под бушующего потока, сохранить что-то в памяти и получить при этом знания.
Очевидно, маленького ребенка спасает невозможность отвлечения от того, чем они занимаются в данный момент, т.е. высокой концентрации внимания на текущей деятельности.
Ребенок
не может выполнять сразу
При
развитии у ребенка происходит утонченность
когнитивных стратегий, так, если маленький
ребенок заучивает стихи, часто
не понимая даже смысла многих слов,
используя механическое повторение,
то подросток может уже
Старшие дети уже могут регулировать свое мышление и могут ощущать, что они получают знания. Этого ощущения знания у маленьких детей еще нет. Когда человек начинает осознавать, как он решает когнитивные задачи, у него происходит такая обработка информации, которую называют метапознанием (мышление о мышлении).
III. «Интеллектуальные способности»
Различия
между интеллектуальными
Навыки I уровня включают ассоциативное научение и выучивание наизусть, которые включают в себя такие задания, как передача специфичного материала памяти, научение использовать код для трансформации слов родного языка в новый набор символов или научение общаться на иностранном языке. Такие задания почти не требуют решения проблем, хотя могут создавать определенное когнитивное напряжение, если требуют сильного напряжения внимания или памяти.
Навыки I уровня в основном задействованы при освоении основных умений, преподаваемых в начальных классах и при изучении фактической информации.
Навыки II уровня включают информационно-обрабатывающие действия, участвующие в восприятии стимулов и в абстрактном мышлении, требуемом при решении проблем, особенно, не встречавшихся ранее.
Навыки
II уровня нужны для того, чтобы
преуспеть в понимании
3.2 Кинетический и потенциальный интеллект, подвижный и кристаллизованный интеллект.
Однажды приобретенное знание (как использовать компьютер, формула площади фигуры и т. д.) сохраняется для дальнейшего использования. Грегори утверждает, в качестве хорошего сравнения может выступить идея о кинетической энергии, или накоплении потенциальной энергии, которая может быть использована различными способами. Таким образом, можно обозначить производство знания как кинетический интеллект, а знание решения проблемы как потенциальный интеллект. В этом случае потенциальный интеллект – это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом.
Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта.
Подвижный и кристаллизованный интеллект
Подвижный интеллект – способность не только понимать выученное, но и способность видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять знание в новой обстановке.
Со временем интеллектуальная подвижность (решение проблем, применение информации к контекстной ситуации) стала восприниматься некоторыми психологами как врожденный потенциал или интеллект в общем.
Интеллект
может развиваться по мере получения
образования, следовательно, какой-то
определенный тип образования может
развивать какой-то определенный аспект
интеллекта. Таким образом, можно
развить подвижный интеллект, если
образовательная программа
Те, кто предлагает системные точки зрения, верят, что интеллект – это сложная и целостная система. Они пытаются понять обобщенное целое, состоящее и различных частей. Два хороших примера системного теоретизирования – теории человеческого интеллекта Гарднера и Штернберга.
Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Работа Гарднера закончилась списком семи интеллектов:
Штернберг заявил, что интеллект состоит из трех основных частей: концептуальной, креативной и контекстуальной. Концептуальная часть включает в себя компоненты обработки информации, используемые в мышлении (напр. решение аналогий или понимание текста). Эти концептуальные процессы бывают разнообразными, три основных вида: руководящие процессы, используемые для планирования действия, контроля над ходом действия и оценкой действия после его завершения; не руководящие процессы, используемые для выполнения задания; и компоненты приобретения знания – процессы научения, как выполнять задание, перед тем, как приступить к нему.
Штернберг утверждал, что составляющие интеллекта не действуют в вакууме; они, скорее, находятся под влиянием опыта человека и практического задания.
Контекстуальный аспект триумвирата Штернберга – это применение интеллекта в контексте обыденной жизни. Практический интеллект это то, к чему люди наиболее часто обращаются. Однако IQ-тесты не занимаются прямым изучением интеллекта. Штернберг заявляет, что следует различать практический и академический интеллекты, потому что существует возможность того, что индивиды могут иметь высоко развитый практический интеллект и низко развитый академический, и наоборот.
Связь интеллекта с другими индивидуальными параметрами всегда в центре острых дискуссий. Здесь выделяются две проблемы, последовательно сменяющие друг друга в ходе научного обсуждения. Первую часть дискуссии, посвященную взаимовлиянию интеллекта и личности, начали еще Л.Тернстоун и Р.Кеттел, обнаружившие тесное переплетение некоторых личностных свойств с интеллектуальными особенностями. Вторая проблема носит, скорее, идеографический характер и связана с изучением интраиндивидуальных условий развития интеллекта.
Сегодня среди когнитивных психологов существует довольно четкая общая позиция в определении того, какая психологическая реальность скрывается за конструктом «интеллект». Опрос шестисот экспертов показал, что 99,3% из них согласны в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением или логикой, 97,7% считают очевидной связь интеллекта с решением проблем, 96,0% полагают, что интеллект связан со способностью приобретения знаний. Однако менее очевидной и требующей тщательной проверки является связь интеллекта с другими, не-когнитивными, характеристиками индивидуальности.
IV. «Оценка интеллекта»
По мнению многих исследователей, интеллигентный человек способен правильно, рационально судить о происходящих событиях, понимать и размышлять, и на этой основе - адаптироваться к окружающей среде и успешно справляться с меняющимися жизненными обстоятельствами. Одним из косвенных показателей уровня интеллекта является скорость мышления и принятия решений. Уровень интеллекта также может быть оценен по совокупности семи таких показателей, как:
Счетная
способность, способность оперировать
числами и выполнять
Вербальную,
словесную гибкость, легкость, с
которой человек может
Вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;
Пространственную ориентацию, или способность представить себе различные предметы и формы в пространстве;
Память;
Способность к рассуждению, анализу происходящих событий;
Быстроту восприятия сходства или различий между предметами или их изображениями.
Анализ
перечисленных компонентов
Интеллект во многом связан со стилем мышления, под которым подразумевается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (ценностей, мотивации, интеллектуальных, профессиональных и характерологических свойств).
4.1. Пять стилей мышления и интеллекта
Синтетический стиль мышления создает качественно новое и оригинальное суждение. Обладателем синтетического стиля являются чрезвычайно чувствительные и противоречивые в рассуждениях люди. Излюбленным методом синтезаторов является спекулятивное теоретизирующее мышление, стремление совместить несовместимое, действуя по формуле "тезис — антитезис — синтез". Без надуманных теорий синтезаторы чувствуют себя неуютно. Нередко они усложняют жизнь себе и другим надуманными проблемами.
Основными стратегиями синтетического стиля мышления являются:
установить разногласия, чтобы потом разрешать их с субъективных позиций своего постулата: конфликт — это источник развития; применение стратегии "инкубация противоречии", суть которой состоит в способности удерживать в сознании две противоположные идеи, ничуть этим не смущаясь; сползание на позиции фантазирующей стратегии по принципу маниловщины - "что если"; ведение диалога с пересекающимися ошеломляющими вопросами, сбивающими оппонента с толку; использование позиции третьей силы, когда ход мыслей и действий синтезатора контролируется серией вопросов к себе (что здесь происходит, какую роль я играю в этом и др.).