Интеллект как общая способность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 13:09, реферат

Описание

Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования формалных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
I «Понятие интеллекта»…………………………………………………………4
II «Интеллект человека»……………………...…………………………………6
III «Интеллектуальные способности»…………………...……………………11
IV «Оценка интеллекта»…………………………………….…………………15
Заключение………………………………..……………………………………21
Список литературы………………………………………………….…………

Работа состоит из  1 файл

Интеллект как общая способность.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     Как добиться пользы от синтезатора? Бросить ему вызов и заманить "джинна в бутылку"; постоянно добиваться осуществления принципа обеспечения дополнительности информации по обсуждаемой проблеме; научиться вести с ним "потешные бои" в обмене колкостями и шуточками; избегать бюрократии в генерировании новых идей и их обсуждении; постоянно опираться на процедурную справедливость.

     Идеалистический стиль характеризуется широким  взглядом на жизнь, глобальными оценками без детального анализа проблем  и опоры на формальную логику, ее законы. Они, как и синтезаторы, не расположены концентрироваться на точных цифрах и фактах. Но в то же время они имеют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и ценностям человека. Идеалисты в отличие от синтезаторов склонны считать, что все разногласия и споры можно уладить, сглаживая различия и акцентируя сходство. Идеалисты с синтезаторами в одной компании оказываются не на высоте.

     Основными стратегиями идеалистического стиля  мышления являются: негативный анализ — самая полезная и ценная стратегия; открытость и дружелюбие в вербальных и невербальных каналах; интерес к проблеме в целом; дальний прицел в убеждениях, чтобы избежать конфликта в диалоге и полилоге; определение четких целей и критериев в разговоре; поиск средств для достижения согласия обеих сторон собеседования; апология (защита) гуманности для идеалистов является правильной стратегией и нравственным императивом, поэтому они находятся в ладу со своей совестью почти всегда.

     Как не отпугнуть идеалиста? Необходимо найти и оценить благородные  намерения и цели его возвышенных идеалов, апеллировать к ним и просить помощи в решении актуальных задач, научиться поддерживать постоянную связь в диалоге; помочь ему быть приятным во всех отношениях, избегать конфликтов в общении с ним.

     Прагматический  стиль действует на основе девиза "Годится все, что работает". Прагматики выделяются склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, используя при этом только те материалы, которые лежат у них под рукой. В раскрытии истины они склонны к использованию кусочечного подхода, так как им чужда широкая картина анализа и обобщения. В то время как аналитик верит в интуицию, предсказуемость, идеалист — в благородное намерение, истинный прагматик не верит "в эту чепуху". По его убеждению, мир как целое непредсказуем, практически не поддается пониманию, а еще меньше — управлению. Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью чутко улавливать спрос и предложение в самом широком смысле этих слов. К решению проблем они подходят с позитивной, оптимистической установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Прагматики гибкие и адаптивные в мышлении, поведении и общении.

     Основными стратегиями прагматического стиля  мышления являются: постепенное, пошаговое  восхождение к цели; постоянное экспериментирование и инновации при толерантности (терпимости) к неопределенности; постоянный поиск богатой отдачи от инноваций; пожалуй, эта стратегия — одна из самых полезных в наше переходное время, так как, по мнению прагматиков, нет другого способа адаптации к быстрым и неожиданным изменениям, как только догнать и обогнать их в своих действиях; маркетинговый (рыночный) подход к исследованиям, чтобы увидеть проблему в ином, новом свете. Впрочем, для всех остальных стилей (аналитиков, синтезаторов, идеалистов и реалистов) этот подход не будет лишним; планирование возможностей при благоприятных обстоятельствах.

     Как прагматика заинтересовать? Создать  для него возможность контролировать ситуацию; научить его равноправному  обмену мыслями; не мешать понравиться другим людям; овладеть искусством читать его мысли между строк; не хвалить себя; добиться сложения сил для успешного решения проблемы.

     Аналитический стиль мышления отличает логическая, методическая, тщательная, детальная  и осторожная манера решения проблем; на основе подробного плана, всесторонней информации они находят наилучшие пути ее решения. Если подход прагматика кусочечный и экспериментальный, то подход аналитика базируется на подробном, увязанном во всех деталях плане и на поиске поддающегося рациональному обоснованию наилучшего пути.

     Основными стратегиями аналитического стиля  мышления являются: систематический  анализ вариантов решения проблемы (научных, технических, управленческих и культурно-бытовых); постоянный запрос дополнительных данных с целью затормозить и предотвратить быстрое и опасное движение к цели, чтобы оно не оказалось гибельным в итоге; консервативное фокусирование гипотезы для решения проблемы; метод картирования ситуации как эффективный способ структурирования проблемной ситуации, который позволяет сделать все ее компоненты зримыми и устойчивыми, такой систематический анализ создает благоприятные условия для объективного решения проблемы; конструктивное внимание к деталям, чтобы все усилия не пошли насмарку из-за какого-то мелкого и досадного упущения, т. к. нередко мелочи создают непреодолимые барьеры на пути реализации тщательно разработанных планов; информации на основе учета ее структуры и содержания.

     Как пробить броню аналитика? Для  этого необходимо освоить его язык мышления; установить с ним контакт, научиться говорить "со стенкой"; тщательно готовить материал для беседы; научиться терпеливо слушать; вовремя "переводить стрелку" разговора в свою сторону, фактами и аргументами быстро и точно нащупать его теорию, извлечь ее на поверхность, чтобы конкретно повлиять и воздействовать на аналитика в нужном для Вас направлении.

     Реалистический  стиль мышления строится на основе девиза "Факты есть факты", т. е. они не теоретики, а прежде всего  эмпирики. Реалисты считают, что любые два интеллигентных человека могут сразу прийти к согласию по поводу совместно наблюдаемых фактов. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на управление и коррекцию ситуации в целях достижения определенного результата. Реалист ближе всего к аналитику, его раздражают дедуктивные, формально-логические процедуры и стремление к постоянному сбору дополнительной информации. Реалист и синтезатор находятся на разных полюсах стиля мышления. Реалисты испытывают потребность контролировать ресурсы, людей, их результаты деятельности, а синтезаторы — потребность контролировать процесс, понимать и держаться впереди определенного решения, конфликта или просто аргументации.

     Основные  стратегии реалистического стиля  мышления: использование шестерки вопросов (что, где, когда, как, зачем, почему) помогает реалистам организовать и направить на достижение конкретных целей как свои действия, так и действия других людей; постоянная инвентаризация и оценка соотношения и использования собственных ресурсов и резервов жизнедеятельности; стремление к позитивным практическим результатам; упрощение — сведение проблемы к ее простейшей форме (но здесь есть и плюсы, и минусы); с помощью упрощения нередко удается привлечь внимание к неотложной текущей работе и забыть о полезной стратегии; опора на мнение специалистов и организация действий на основе следующего принципа. "Пока я понимаю поступающие ко мне факты, я контролирую ход событий. Как только я перестаю понимать то, что я вижу и слышу, я рискую потерять контроль над ситуацией. Следовательно, лучше побыстрее найти того, кто мне объяснит, что все это значит"; острая коррекция — это стратегия хирургического вмешательства, при адекватном ее применении она является самой мощной из стратегического арсенала реалиста.

     Как завоевать внимание реалиста? Необходимо заставить его уделить для  Вас необходимое время; в беседе брать инициативу разговора в  свои руки; научиться быть кратким; проявлять вежливую твердость; поощрять присвоение идей; создавать возможность для контроля ситуации с обеих сторон.

     Возможности и успех в творчестве, помимо трудолюбия, во многом определяются характером мышления творческой личности. Если исключить  музыцирование и художественные способности, определяются особенностями  мышления творческой личности. Исследователи выделяют два типа мышления - конвергентное и дивергентное. При конвергентном мышлении все усилия направляются на поиски единственно верного решения, даже в том случае, когда реально могли бы прорабатываться и другие, не менее эффективные варианты. В отличие от конвергентного, носители дивергентного мышления стараются рассмотреть как можно больше вариантов и на этой основе выискать наиболее предпочтительный. Именно дивергентное мышление дает творческим личностям возможность из имеющейся в их распоряжении информации, путем ее анализа и сопоставления получать новые, иногда принципиально оригинальные решения.

 

      Заключение:

     Изучением интеллекта и интеллектуальных возможностей человека давно занимаются ученые различных  специализаций. Один из основных вопросов, стоящих перед психологией — это вопрос является ли интеллект врожденным или формируется в зависимости от окружающей среды. Этот вопрос, пожалуй, касается не только интеллекта, но здесь он особенно актуален, т.к. интеллект и креативность (нестандартность решений) приобретают особую ценность в наш век всеобщей скоростной компьютеризации.

     Сейчас  особенно нужны люди, способные нестандартно и быстро мыслить, имеющие высокий  интеллект, чтобы решать сложнейшие научно-технические задачи, и мало того, что обслуживать суперсложные машины и автоматы, но и создавать их.

 

      Список литературы:

  1. А. Г. Маклаков. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.
  2. Голубева Э.А. «Способности и индивидуальность», Москва, 1994
  3. www.effecton.ru
  4. www.psihologu.ru

Информация о работе Интеллект как общая способность