Интимные межличностные отношения. Концепция любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – рассмотреть интимные межличностные отношения. Концепции любви.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие межличностных отношений…………………………………………4
2. Виды межличностных отношений…………………………………………...17
3. Концепция любви……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

интим. межлич отнош. 322.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

     Потенциал определенности отражает в степени четкости, фиксированности и определенности тех требований, которые предъявляются характером работы и руководством к члену коллектива, но требования со стороны руководителя должны соответствовать притязаниям личности.

     Эти потенциалы объединяются в три комплекса, которые представляют собой структурную модель социально-психологического климата: личностный комплекс (потенциалы признания и самовыражения личности), комплекс творческой реализации (потенциал выбора условий деятельности, потенциал обновления деятельности), комплекс внешних условий деятельности (потенциал психологической напряженности, потенциал определенности).

    Под регуляцией СПК понимается такой способ преднамеренного воздействия на те или стороны психологической жизнедеятельности коллектива, который приводит к изменению содержания структуры СПК в направлении, отражающем тенденцию социального развития коллектива.

Малые группы также классифицируются на референтные, нереферентные и антиреферентные (Г.Хаймен).

      Референтной называется группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания ее целям, убеждениям, нормам, ценностям, формам поведения.

      Нереферентная – группа, чуждая или безразличная для человека.

     Антиреферентная – группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает.

      Положение индивида в группе определяется статусом, системой групповых ожиданий, групповыми нормами.

      Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии.

     Система групповых ожиданий – совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе.

     Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

      Групповая работоспособность определяется групповой совместимостью, т.е. сочетанием психологических особенностей каждого члена группы, которая обеспечивает удовлетворенность деятельностью и эффективность деятельности.

      Отрицательные взаимодействия в группе порождают тревожность (беспокойство, страх, опасение), фрустрацию и конфликты.

      Тревожность бывает личная (эта черта личности устойчива, независима от конкретной обстановки) и ситуативная (возникает в сходных ситуациях экзамена).

     Фрустрация – состояние эмоционального расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении цели, бесплодность усилий.

     Причины тревожности: наказания, необоснованные запреты. Эти причины могут стать причиной фрустрации, которые сопровождаются разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, агрессией и порождают конфликты.

    Конфликт – это трудно устанавливаемое разногласие, чреватое серьезными, далеко идущими последствиями, если оно своевременно не будет устранено.

      Конфликт – это столкновение противоречивых взглядов, несовместимых друг с другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения.

      Существование сложных взаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена и протяжении всей истории человечества убеждает нас в том, что они неизбежны или трудно устранимы. А некоторые психологи считаю, что конфликты необходимы для нормального существования людей.

      Существует много трудностей во взаимоотношениях людей.

     Первой из них является то, что люди довольно часто, помимо своего желания, оказываются невольным препятствием на пути удовлетворения интересов и потребностей друг друга и отношения между невольными конкурентами во всех этих делах неизбежно будут сложными, поскольку получение одним человеком соответствующей «награды» автоматически лишает ее другого человека.

     Второй причиной - различные психологические различия между людьми как личностями, в силу которых они или не могут вместе жить и работать, или не в состоянии прийти к единому мнению так, что начинают мешать друг другу.

     Третья причина – неправильное восприятие и понимание людьми друг друга.

     Четвертая причина –действительно существующие недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, непорядочность, зависть и т.д.).

Пятая причина – преднамеренное провоцирование других людей на конфликты.

     Пути и способы преодоления трудностей во взаимоотношениях людей зависят от тех причин, которые эти трудности создают.

    Отношения в группе закономерно изменяются. Сначала они бывают безразличными (люди не знают друг друга), затем могут стать конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.

     У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты характера, свои достоинства и недостатки. То, какой стороной положительной или отрицательной он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И наоборот, чем дальше группа отстоит по уровню развития от коллектива и чем ближе она находится к корпорации и торможения лучших личностных стремлений.

     В группах протекают динамические процессы:

- давление  на членов группы, способствующее  их конформизму и внушаемости;

- изменение  активности членов: возможны феномены  фасилитации – усиление энергии  человека в присутствии других  людей; феномены ингибации – заторможение поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия, результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди;

- изменение  мнений, оценок, норм поведения членов  группы: феномен «групповая нормализация» - формирование усредненного группового стандарта – нормы;

- феномен  «групповой поляризации», «экстремизации»-  приближение общегруппового мнения  к какому-то полюсу континуума  всех групповых мнений, часто  «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение принимаемое индивидуально;

- феномен  подчинения авторитету в сочетании  с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность  за все происходящее другим  людям, лидеру, начальству, а не себе.

       Здесь вводятся понятия «сильное» и «слабое» групповое взаимодействие для удобства рассмотрения некоторых процессов.

       Под группой со слабым групповым взаимодействием будем понимать группу, где межличностные отношения не опосредованы совместной деятельностью.

       В таких группах достаточно актуальным и наиболее характерным становится процесс влияния группы на личность. Влияние большинства на меньшинство это процессы: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация.

      Социальная фасилитация проявляется в том, что присутствие других возбуждает, а это возбуждение усиливает доминантные реакции человека, в результате чего он лучше выполняет простые и хорошо знакомые действия в присутствии других людей. В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам по себе, присутствие людей и возникшее в связи с этим возбуждение приводит к неправильной реакции, к ухудшению действительности, к ингибиции.

       Выделяют три фактора, вызывающие феномен социальной фасилитации: боязнь оценки, перегрузка когнитивной системы из-за рассеивания внимания, некоторый врожденный механизм социального возбуждения.

Н.Кострелл предположил, что обеспокоенность  человека тем, как его оценивают  другие люди вызывает эффект фасилитации и ингибиции.

        Боязнь оценки со стороны социального окружения людей вызывает у человека состояние обеспокоенности, что приводит его возбуждение, а возбуждение усиливает уверенность или неуверенность при выполнении действий. В результате рассеивания внимания между задачей и оценкой со стороны окружающих людей возникает перегрузка когнитивной системы, а также способствует возбуждению, а последнее, в свою очередь, усиливает доминанту. И, наконец, сам факт присутствия других людей приводит организм в состояние врожденного механизма социального возбуждения. Соревнование – яркий пример социальной фасилитации. Но социальная фасилитация проявляется тогда, когда личные усилия каждого человека могут быть оценены индивидуально. Но если люди складывают свои усилия для достижения общей цели и при этом каждый не отвечает за совместный результат, результаты работы не оцениваются индивидуально, то в этом случае люди склонны прилагать меньше усилий, проявляя «социальную леность». Групповая ситуация деятельности уменьшает боязнь оценки, дает возможность «спрятаться за чужие спины», переложить ответственность «на всех», снижает возбуждение и активность членов группы. Возможно, выделить своеобразный тип людей «зайцы». Это люди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Люди в группе меньше бездельничают, если групповая задача вызывающе трудна, притягательна, увлекательна и т.д.

       Социальная фасилитация показывает, что группа может возбуждать людей, а социальная леность демонстрирует, что в группе ответственность может размываться; когда возбуждение и размывание ответственности компенсируют, то нормальное сдерживание значительно ослабляет и вместе люди начинают делать то, что они не стал бы делать в одиночку, вплоть до преступных действия: происходит феномен деиндивидуализации – потеря самосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке.

     Деиндивидуализации способствуют следующие факторы: размер группы, анонимность, возбуждающие и отвлекающие занятия, ослабленное самосознание.

     Размер группы. В зависимости от размера группы резко падает боязнь оценки, участники, находясь в толпе верят, что им удастся избежать наказания. Ф.Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.

      Фактор анонимности. В ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе ответ в своих намеках, как к негативным, так и к позитивным. Анонимность, как пишет Д.Майерс, высвобождает наши импульсы, одновременно повышает нашу восприимчивость к социальной ситуации.

      Анонимность не только обеспечивает размер группы и пребывание в ней, но и эффектом ношения униформы (халат медсестры, боевая раскраска перед нападением и т.д.).

      Возбуждающие и отвлекающие занятия. Импульсивные групповые акты (крики, хлопки, танцы и т.д.) захватывают наше внимание, вызывают возбуждение, снижает самосознание, позволяет нам предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими. Это происходит на дискотеке, на войне, на демонстрациях и т.д.

       Ослабленное самосознание. Не осознающие себя, деиндивидуализованные люди менее заторможены, менее себя контролируют, склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях. Деиндивидуализация снижается во обстоятельствах, повышающих самосознание: перед зеркалом, на ярком свету, при ношении табличек и т.д.

Под группой  с «сильным» групповым взаимодействием  будем понимать группу, где межличностные отношения опосредованы совместной групповой деятельностью.

      В связи с тем, что деятельность групп во многих сферах общественной жизни очень активна, становится актуальным вопрос принятия группового решения. Несмотря на популярность групповых решений проблем, результатом этого процесса могут быть серьезные и грубые ошибки, о которых группа может не подозревать, но которые могут вызвать серьезные последствия. Результат группового обсуждения определяется действием механизмов групповой поляризации и «оглупления» мышления.

       Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление раннее существенных тенденции членов группы, смешение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.

Информация о работе Интимные межличностные отношения. Концепция любви