Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:36, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть интимные межличностные отношения. Концепции любви.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие межличностных отношений…………………………………………4
2. Виды межличностных отношений…………………………………………...17
3. Концепция любви……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………
Групповую поляризацию объясняют две теории: теория информационного влияния и теория нормативного влияния.
Идея информационного влияния заключается в действии аргументов, приводимых во время обсуждения на каждого участника группы. Согласно ей поляризацию мнений отдельных членов процесса обсуждения вызывают сами аргументы, активные участники дискуссии, обдумывание темы обсуждения.
В теории нормативного влияния учитывается процесс сравнения себя с другими. Он выражается в социальном сравнении и плюралистическом неведении. Социальное сравнение понимается как оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими. Плюралистическое неведение проявляется в ложном представлении о мыслях, чувствах, реакциях других людей.
Следующие феномен – «оглупление» мышления. «Оглупление» мышления – режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий. Основные условия: дружеская сплоченность группы, сравнительная изолированность группы от противоречивых мнений, директивный лидер. Симптомы: иллюзия неуязвимости, никем не оспариваемая вера в этичность группы, рационализация, стереотипный взгляд на противника, давление конформизма.
Динамические процессы взаимосвязаны друг с другом. Так процесс принятия группового решения происходит во взаимодействии с процессом влияния группы на личность.
Итак, усилия зарубежных психологов были
направлены на изучение малых групп и
в большинстве случаев «диффузных», а
наши отечественные психологи изучали
в большей степени коллектив. Межличностные
отношения пронизывают общественные и
реализуют безличные. Далее рассмотрим
виды межличностных отношений.2
2.
Виды межличностных
отношений
Межличностные отношения делятся на личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субкоординационные.
Личными называют отношения, которые возникают между людьми как личностями. В основе таких отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства могут быть положительные и отрицательные, включать переживания, симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважения и т.д.
Любовь, вражда, дружба, одиночество – интимные межличностные отношения.
Дружба – положительные интимные взаимоотношения, основанные на открытости, доверии, общности интересов, преданности. От таких отношений человек получает удовольствие. Дружба занимает промежуточное положение между знакомством и любовью. Дружба людей противоположного пола может перерасти в любовь.
Любовь - не допускает господства одного человека над другим или подчинения одного другому. Она противоположна ненависти. Любовь бывает братская, материнская, эротическая, любовь к самому себе и к Богу. Братская –любовь между равными, близкими людьми. Эротическая – любовь психологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Когда любовь к близким, прежде всего к матери и отцу, приобретает крайние формы, мешающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.3
Фантастическая любовь к кумиру – когда человек поклоняется другому и утрачивает себя как личность.
Сентиментальная любовь – на первом месте стоит ритуал ухаживания, театральное поведение. Такие люди заняты самим собой, а не другим человеком.
Интересы людей различны, а зачастую удовлетворяются за счет нарушения интересов других людей. Тот, кто имеет больше - вызывает зависть.
Основная причина – интеллектуальные, личностные различия, а также различие в области образования. Третье – индивидуальные различия: темперамент, черты характера. Эти противоречия ведут к конфликту, а потом к вражде. Враждебные отношения легче предупредить, в случае удачи они приводят к равнодушию. Человек изолируется от людей – это ведет к одиночеству.
Одиночество – тяжелое психологическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тяжелым эмоциональными переживанием. Это несчастные люди. Они не всегда изолированные люди. Можно чувствовать себя одиноким среди чужих людей. Нередко одиночество возникает при социальных причинах: вдовство, развод и т.д. Выделяют три типа одиночества: хронический, ситуативный, переходящий. Хроническое – наступает, когда человек не смог установить удовлетворительные отношения с людьми. Ситуативное – результат каких-либо стрессов (смерть, развод). Человек смиряется с потерей и преодолевает чувство одиночества. Переходящее – кратковременные приступы чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят.
Деловые взаимоотношения людей основаны не на чувствах, а на тех ролях, которые люди играют в современной деятельности, на обязательствах, которые они берут на себя в современной работе, или на обязанностях, которые другие люди возлагают на них. Они обусловлены производственной, учебной, общественной деятельность и ее социальными рамками. Регулируются правовыми и моральными нормами. Личные и деловые взаимоотношения между собой переплетаются, но полностью не совпадают.
Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и непосредственно выражаются в эмоциях, переживаемых одним человеком в отличие от другого человека. Сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, не всегда основаны на действительности, объективной информации о человеке.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Они основаны на разумных расчетах и выводах, строятся исходя из реальной пользы. Они не всегда совпадают с эмоциональными и могут быть даже противоположны.
Официальные – взаимоотношения, которые установлены и поддерживаются официально, в соответствии с каким-либо нормативными, правовыми актами (законы, уставы, положения, приказы, инструкции и т.п.) В них вступают по должности.
Неофициальные отношения складываются на базе личного отношения человека к человеку, не регулируются правовыми актами.
Координационные отношения – это такие отношения, в которые ступают равноправные, независимые люди. Они не подчиняются и не зависят друг от друга.
Субкоординационные – взаимоотношения, в которые они вступают, имея различный социальный статус. Это неравноправные отношения, которых одни люди подчиняются другим.
Итак, межличностные взаимоотношения
делятся на личные (дружба, любовь, вражда,
одиночество), деловые, эмоциональные
и рациональные, официальные и неофициальные,
координационные и субкоординационные.4
3.
Концепция любви
Любовь является не просто событием, а процессом, который развивается, совершенствуется и основывается на культурных императивах и системе убеждений каждого индивида. Довольно часто близкие отношения начинаются с "влюбленности", или увлечения. Любовь такого рода подразумевает сильное желание сблизиться с другим человеком и стремление выразить свои эмоции и сексуальную симпатию. Увлечение может быть волнующим и радостным переживанием, однако и у этой медали есть оборотная сторона. Влюбленность может заставить человека страдать, если возлюбленный не может ответить взаимностью на сильные чувства влюбленного. Кроме того, когда люди испытывают взаимную влюбленность, они, как правило, желают проводить больше времени вместе, постепенно в их отношениях исчезают обычные социальные барьеры, и они более чувствительно реагируют друг на друга. Со временем чувство разделенной близости становится более глубоким, и в конечном счете между людьми могут возникнуть сексуальные отношения. Часто люди хотят сохранить свои отношения. На этом этапе отношений партнеры, как правило, обещают друг другу: "Я буду всегда любить тебя", "Я никогда не покину тебя" или "Я никогда не обижу тебя".
Однако влюбленность рано или поздно заканчивается. Нередко вместе с ней заканчиваются и отношения, поскольку в нашем обществе бытует мнение, что настоящей любовью можно считать только влюбленность. Начальная стадия влюбленности может смениться более устойчивыми и глубокими отношениями - стадией любви. Партнеры принимают сознательное решение оставаться вместе. Они готовы проявлять взаимную заботу и испытывают друг к другу достаточное доверие для того, чтобы приступить к формированию длительных отношений. Партнеры понимают, что их любовь значительнее мимолетной страсти, рассматривают свои отношения как процесс коммуникации, обсуждения и достижения компромиссов в случае необходимости и решают преодолеть все перипетии этого периода вместе. Кроме того, любить другого человека значит уважать и ценить его вне зависимости от индивидуальных различий и расхождений. В итоге партнеры могут научиться воспринимать свои различия как еще один источник наслаждения, а не досадную помеху.
Постепенно складываются концепции любви, основанные на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной изосновополагающих человеческих эмоции. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. Если такие человеческие качества, как стыдливость, представляются детерминированными отчасти генетически, то между стилем любви и генетическими факторами такой взаимосвязи обнаружить не удалось. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.
В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.
- | Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга"). |
- | Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми"). |
- | Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания"). |
- | Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь"). |
- | Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)"). |
- | Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) - мой лучший друг").5 |
Заключение
По всей вероятности, становление личности
в рамках того или иного общества задается
общей схемой взаимодействия человека
и природы, человека и общества, человека
и человека. В современном обществе индивид
постоянно обогащает свои взаимосвязи
с природой и обществом. Для ребенка сначала
определяющим является контакт с матерью
или отцом, затем эти контакты расширяются
на нескольких человек в границах семьи;
некоторое время спустя возникают группы
сверстников; еще позже эти связи простираются
на дошкольные учреждения, школу, вуз.
Затем число контактов человека с другими
людьми резко расширяются за счет овладевания
опосредованными связями через искусство,
средства массовой информации и т.д. Причем
роль опосредованных связей в формировании
человека постоянно возрастает, и эти
связи накладывают свой отпечаток на характер
личности, на структуру ее мировоззрения.
Список
литературы:
1. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 2007.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/д: Феникс, 2002.
3. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник: В ч ч. – перераб. и доп. М.: Дрофа, 2004.
4. Мухина
В.С., Хвостов А.А. Возрастная
5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.
6. Кон
И.С. Социальный статус
7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 2005.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. 7-е изд. М., 2002.
9. Обозов
Н.Н. Межличностные отношения.
М., 2004.
Информация о работе Интимные межличностные отношения. Концепция любви