Инженерная
Психология
Содержание:
Введение
1. Определение, объект
и предмет инженерной психологии
2. История возникновения
и развития инженерной психологии
Заключение
Список использованных
источников
Введение:
Современная научно-техническая
революция характеризуется чрезвычайно
глубокими изменениями техники,
захватывающими как субстанциональную
ее сторону (т. е. связанную
с применяемыми материалами и
используемыми процессами природы),
так и структурно-функциональную
(т. е. связанную с дифференциацией
и систематизацией средств труда,
с усложнением и интеграцией техники на
пути к автоматизации). Одно из следствий
единства научной и технической революций
заключается в том, что современное общественное
производство определяется не только
уровнем развития техники, но и уровнем
развития науки. Конкретная научная дисциплина
может иметь управляющее воздействие
не на все, а, например, лишь на один из
элементов производительных сил. Однако
по мере развития производительных сил
возникает объективная необходимость
в науках, способных оказывать непосредственное
управляющее воздействие на все элементы
системы производительных сил. К таким
общим наукам может быть отнесена современная
психологическая наука.
Управляющее воздействие
психологической науки в целом
осуществляется в ходе решения
следующих задач:
1) инженерно-психологическое
проектирование техники и производственных
условий деятельности человека;
2) разработка психолого-педагогических
методов и средств формирования
личности и профессиональной
подготовки трудящихся для сферы
материального производства;
3) разработка психологических
основ научной организации труда
и управления трудовыми коллективами
и производством.
Таким образом,
задачи психологической науки
как непосредственной производительной
силы имеют выраженную направленность
в область психологии труда
и инженерной психологии. Психология
труда и инженерная психология,
осуществляя управляющие функции
в процессе создания современной
техники, систем «человек —
техника», необходимых условий труда
и подготовки человека к трудовой
деятельности в сфере материального
производства, обеспечивают реальную
базу для проявления управляющих
функций других психологических
дисциплин.
Осуществление
управляющих функций всегда требует
определенных условий. Анализ
современного состояния системы
психологических знаний позволяет
сделать вывод, что в настоящее
время успешно выполняется первое
необходимое условие, связанное
с преодолением «барьера описательности»,
когда наука в своем развитии
накапливает потенциал, необходимый
для выполнения управляющих функций.
Существует и
второе условие — уровень техники
и современного производства
и уровень подготовки кадров
для производства, обусловливающий
объективную необходимость применения
психологии.
В таких условиях,
когда человек и машина на
производстве находятся в тесном
контакте (в настоящее время в
информационном), становится необходимым
комплексное изучение системы
«человек-машина». Этим и занимается
инженерная психология.
В данном реферате
предусмотрено рассмотреть объект
и предмет инженерной психологии
для того, чтобы более полно
понять, чем она занимается, а
так же пронаблюдать историю
и развитие инженерной психологии.
1. Определение, объект
и предмет инженерной психологии
Как и любая
другая научная дисциплина, инженерная
психология имеет объект и
предмет своего исследования. Объектом
науки признается та сторона
действительности, на изучение которой
и направлена данная наука.
Предмет же представляет собой
ту сторону объекта науки, какой
он представлен в ней.
Инженерная психология
– это отрасль психологии, использующая
знания психологической науки
в практической деятельности.
Инженерная психология
— наука, изучающая системы
«человек — техника» с целью
достижения их высокой эффективности
и разрабатывающая психологические
основы:
— конструирования
техники и организации управления
технологическим процессом;
— подбора
людей, обладающих необходимым
уровнем индивидуально-психологических
профессионально-важных качеств для
работы с определенной техникой;
— профессиональной
подготовки людей, использующих
в своей трудовой деятельности
сложные технические устройства.
Главным объектом
исследования всей системы психологических
дисциплин является человек, его
психические процессы состояния
и свойства.
Объектом инженерной
психологии является «человек
оператор, человек, осуществляющий
трудовую деятельность, основу которой
составляет взаимодействие с
машиной, предметом труда и
внешней средой посредством дистанционного
управления». (М. А. Котик)
Инженерная психология
тесно связана с психологией
труда. Психология труда изучает
психологические закономерности, психические
процессы и свойства личности
в их взаимосвязи с предметам
и орудиями труда, с физической и социальной
средой.
Описывая процессы
взаимодействия человека и техники,
инженерная психология в своем
развитии прошла несколько этапов:
1) приспособление техники к человеку;
2) приспособление условий труда
к человеку; 3) передача трудовых
функций человека технике.
Техническое перевооружение
производства приводит к изменению
функций и роли человека в
производственной деятельности. Человек
передает машине ряд трудовых
функций и получает новые возможности:
он начинает регулировать и
контролировать огромные потоки
энергии и информации, сложные
технологические процессы.
Следовательно,
возрастает уровень ответственности
человека за ошибку управления
и значение человеческого фактора
при разработке новой техники
и эксплуатации и организации
современных технологических процессов.
При организации
взаимосвязи человека и машины
основная роль принадлежит уже
не столько анатомическим и
физиологическим, сколько психологическим
свойствам человека, обеспечивающим
информационное взаимодействие
человека и техники. Такое взаимодействие
и является предметом инженерной
психологии.
Инженерная психология
– научная дисциплина, системно
изучающая взаимодействие человека
и техники.
Комплексный подход
при изучении взаимодействия
человека и машины был заложен
исторически (1921 г.) в научных идеях
В.М. Бехтерева и его учеников.
Эта методология
в итоге привела к формированию
понятия системы «человек-машина»
(СЧМ). Под СЧМ понимается система,
включающая человека-оператора и
машину. Под машиной понимается
совокупность технических средств,
используемых в деятельности.
В рамках этой
системы функционирование технических
устройств и деятельность человека
рассматриваются во взаимосвязи,
комплексно.
Система «человек-машина»
представляет собой частный случай
управляющих систем. При организации
взаимосвязи человека и машины
в СЧМ основная роль принадлежит
психологическим свойствам человека.
От психологических свойств человека
во многом зависит его информационное
взаимодействие с машиной. Необходимость
изучения этих свойств в СЧМ
привела к появлению инженерной
психологии.
Инженерная психология
изучает психологические закономерности,
психические процессы и свойства
личности в их взаимосвязи
с предметам и орудиями труда, с физической
и социальной средой.
Инженерная психология
есть научная дисциплина, изучающая
объективные закономерности процессов
информационного взаимодействия
человека и техники с целью
использования их в практике
проектирования, создания и эксплуатации
СЧМ.
2. История возникновения
и развития инженерной психологии
Веками психология
развивалась в тесной связи
с естественными, общественными
и философскими науками и почти
не касалась техники. Поворот
психологии к промышленному производству
совершился под давлением требований
экономики.
В основе инженерной
психологии лежит психология
труда, зарождение которой связано
с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись
рефлекторной природой психических
процессов, И. М. Сеченов обратился
к изучению роли этих процессов
(прежде всего ощущений и восприятий)
в трудовых актах. Он поставил
«вопрос о формировании трудовых
навыков («заученных движений»)
и впервые показал, что в
процессе обучения изменяется
характер регуляции (функция регулятора
переходит от зрения к кинестезии).
И. М. Сеченов ввел новое
понятие активного отдыха как
лучшего средства повышения и
сохранения работоспособности. Работы
И. М. Сеченова и сегодня
не утратили своего значения
для теории и практики.
Научные истоки
инженерной психологии можно
отнести к 1900 г., когда немецкий
психолог В. Штерн ввел в
научный оборот термин «психотехника».
Предпосылкой ее развития явился
запас накопившихся в психологии
и физиологии экспериментальных
данных и научных фактов, которые
находили практическое приложение
в разных сферах производства,
медицины, педагогики, экономической
жизни. Так, изучение чувствительности
анализаторов обнаружило индивидуальные
различия, наводившие на мысль
о том, что необходим подбор
людей с более низкими порогами
чувствительности для тех профессий,
где требуется высокая острота
зрения, слуха или других органов
чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие
о различном воздействии разных
цветов на психику, привели
к попыткам применить цвет
в качестве стимулятора производственной
активности рабочих, для лечения
некоторых психических заболеваний
и т. п.
Второе, не менее
важное обстоятельство, стимулировавшее
развитие прикладной психологии,
заключалось в социально-экономических
условиях, в том, что переход
капитализма в его высшую стадию
- империализм сопровождался небывалым
обострением конкурентной борьбы,
усилением погони за сверхприбылью. В
поисках средств для выжимания максимальных
прибылей капиталисты обратились к психологии,
поставив перед ней задачу повышения коэффициента
полезного действия рабочих. Эта позиция
предпринимателей позднее была сформулирована
Робером Лаганом так: «Искусство лучше
использовать энергию коллективов людей
становится сейчас важнейшим фактором
развития предприятий, так как в настоящее
время все предприятия могут располагать
практически неограниченными и равными
источниками капиталов, оборудования,
энергии, сырья. Единственное, чем они
отличаются друг от друга,— это подбор
кадров и руководство ими». Целям капиталистической
эксплуатации трудящихся служил тейлоризм,
исчерпывающая оценка которому дана В.
И. Лениным. Целям эксплуатации служила
и психотехника, что бы ни говорили ее
теоретики о «надклассовое™» своей науки.
Одним из центральных направлений в психотехнике
был профессиональный отбор, основанный
на идее врожденных способностей и на
принципе однозначного, фатального предназначения
человека для какой-либо одной профессии.
Обширнейший круг работ, направленных
на изучение профессий, на разработку
тестовых методик, с помощью которых стремились
определить профпригодность, затмил собой
другие направления. Это привело к тому,
что даже в наше время понятия психотехники
и профотбора часто воспринимаются как
тождественные. Между тем психотехники
провели немало исследований, посвященных
раскрытию и устранению причин утомления
рабочего, рационализации режима труда,
формированию трудовых навыков, созданию
необходимой трудовой мотивации, организации
рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического
направления можно считать такие работы,
как выбор наиболее рационального расположения
букв на клавиатуре пишущей машинки с
учетом времени двигательной реакции.
Известны работы В. Штерна, посвященные
критериям ценности свидетельских показаний
с учетом закономерностей внимания, памяти,
влияния аффекта; на них в свое время ссылался
известный русский юрист Ф. Кони. Занимала
психотехников проблема рекламы: ее воздействие
на сознание и подсознание человека. Английский
психотехник Дилль Скотт разработал систему
хозяйственной педагогики — систему воспитания
рабочих и объединения их в «единые коллективы»
с предпринимателями. Но, безусловно, самое
заметное место в психотехнике занимали
профессиография и профессиональный отбор.
Одна из ярких страниц вписана в этот раздел
известным психотехником Гуго Мюнстербергом.
Он разработал системы тестов для профессионального
отбора телефонистов, вагоновожатых, морских
штурманов, предпослав своим рекомендациям
тщательный анализ этих профессий. Особенный
интерес представляет предложенная им
установка для отбора вожатых трамвая,
позволявшая оценивать скорость действий,
с одной стороны, и осторожность и бдительность
— с другой. Эта установка представляла
собой барабан с бумажной лентой, который
испытуемый вращал с удобной для него
скоростью. В прорезях барабана появлялись
цифры, обозначающие те или иные элементы
дорожной ситуации, и испытуемый должен
был называть буквенный индекс ситуации,
которую он считал опасной. Интегральный
показатель успешности объединял как
признак скорости, так и признак безошибочности.
Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести
психологическую сущность профессии вожатого,
т. е., говоря современным языком, моделировать
деятельность. Естественно, что такой
подход 'позволил ему достичь значительной
достоверности прогнозов; количество
несчастных случаев (и убытки трамвайной
компании) резко уменьшилось, а популярность
психотехники заметно возросла. В последующем
Г. Мюнстерберг назвал психотехникой всю
совокупность идей о практическом приложении
психологии к задачам культуры. Он впервые
отчетливо ставит задачу использования
выводов психологической науки в практической
деятельности.