Главным недостатком
психотехники было механистическое
понимание способности к деятельности
как набора свойств, не связанных
между собою и неизменных. Для
диагностики способностей применялись
наборы кратковременных испытаний
— тестов, дававших весьма неполную
информацию о тех или иных
свойствах психики.
В условиях
капитализма, где предложение
труда всегда превышает спрос,
цели профотбора и профориентации
стали дополняться, а в ряде
случаев и полностью извращаться
целями политическими. Отбор осуществлялся
не столько по критерию психологической
пригодности человека к труду,
сколько по принципу его политической
благонадежности. Многочисленные
службы профотбора и кабинеты
профконсультации стали своеобразным
орудием умиротворения рабочих, средством
расовой и политической дискриминации.
Тем не менее,
стремление психологии выйти
за рамки научных лабораторий,
связаться с практикой было
в свое время явлением положительным,
вызвавшим к ней интерес во
всех странах. Издавались специальные
журналы, собирались международные
психотехнические конгрессы. В
нашей стране психотехника как
средство практического применения
психологических знаний пережила
период интенсивного развития
в 20-е годы. В Москве, Ленинграде,
Казани, Харькове и в других
городах возникают психотехнические
лаборатории. Широко развертывается
работа по изучению профессий,
ведется профессиональный отбор.
В 1927 г. создается
Всероссийское психотехническое
общество. Издается журнал «Психофизиология
труда и психотехника» (с 1932
г. он стал называться «Советская
психотехника»). Наряду с применением
традиционного профотбора, при котором
некритически заимствовались тестовые
методы буржуазной науки, советская
психотехника добилась ряда несомненных
достижений. Разработаны были схемы
и методы профессиографии, не потерявшие
своего значения до настоящего времени.
Проводились исследования динамики работоспособности
и утомления в зависимости от ряда факторов,
изучался процесс овладения навыками.
В работах передовых ученых высказывались
мысли об изменчивости способностей, о
возможности компенсации одних свойств
другими.
Почти в это
же время (1857 г.) появляется другое
прикладное направление психологии
– эргономика. Этот термин, который
в переводе с греческого означает
«закон работы», предложил В. Ястшембовский,
понимая под ним науку о труде.
Идеи психотехники
и эргономики в России были
поддержаны академиком В. М.
Бехтеревым и профессором В.
Н. Мясищевым. Профессиональную
психологию В. Н. Мясищев рассматривал
как весьма существенный раздел
психологии личности, так как
считал, что «профессиональная деятельность
есть важнейшее проявление личности
человека».
Ученики академика
Бехтерева В. Н. Мясищев и
А. Л. Щеглов (1921 г.), относят область
своих исследований к эргологии
и эрготехники.
Важно отметить,
что в числе первых Бехтерев
и его ученики при изучении
работающего человека применили
комплексный подход.
Таким образом,
еще в предреволюционный период
в России сложился багаж научных
идей, методов, опыт изучения труда
в прикладных целях. Этот опыт
ученые пытались применять и
в Советской России.
Анализ развития
психотехники в СССР позволяет
выделить ряд особенностей:
1) она с самого начала
была приписана к психологии труда и объектом
рассмотрения оказалась система «человек-техника»,
где вопросы рационализации труда становятся
приоритетными; 2) в 20-е годы психотехника
получает значительное развитие, а к середине
30-х годов все направление директивно
закрывается; 3) дальнейшие исследования
в рамках психологии приводят впоследствии
к появлению инженерной психологии.
В 1957 году инженерная
психология была определена как
самостоятельная область исследования.
Значительная роль в организации
и консолидации исследовательских
работ по инженерной психологии
принадлежит созданной в ЛГУ в 1959
г. лаборатории индустриальной (инженерной)
психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.
В своем развитии
инженерная психология прошла 2 этапа:
1) на начальных
этапах господствовал «машиноцентический»
подход;
2) позже на первое
место выходит «антропоцентрический»
подход.
Таким образом,
в процессе развития инженерной
психологии осуществляется переход
от относительно простых и
частных вопросов к более сложным
и общим, от исследования отдельных элементов
деятельности – к изучению деятельности
в целом. Эта логика была связана с развитием
комплексного подхода, изучающего общие
закономерности процессов управления
в качественно различных системах. При
комплексном подходе человек и машина
рассматриваются как составные части
единой сложной системы.
Ломов (1966 г.) считал,
что в схеме «человек-машина»
человек рассматривается как
звено особого рода: организующее
систему, направляющее ее на достижение
определенного, заранее им заданного
результата. Главное в человеке как
в субъекте труда – готовность
к неординарным действиям в сложных
ситуациях и способность к
рефлексии своего труда.
При таком подходе
становится необходимым психологическое
исследование структуры деятельности
человека. В познании сущности
психических явлений важнейшей
задаче является выявление объективных
связей социальных и природных
свойств человека, соотношение биологических
и социальных оснований в его
развитии.
В 70-х годах
наметилась разработка методов
проектирования системы «человек-машина».
Одновременно стали решаться
проблемы анализа деятельности
людей, осуществляющих управление,
проектирование и обобщение оценок
функционирования систем «человек
– машина».
Таким образом,
инженерная психология как научная
дисциплина решала одновременно
2 задачи: 1) приспособление человека
к технике; 2) приспособление техники
и условий труда к человеку.
В связи с
техническим оснащением производства,
а также вооруженных сил становится
вопрос управления человеком
сложной техникой после качественного
обучения и переобучения человека-оператора.
Все основные
функции управления сложной техникой
сводятся к преобразованию информации,
циркулирующей в данной системе.
В этих условиях
уже не физические и физиологические
функции человека стали основными
ограничивающими факторами успешности
субъекта деятельности, а его
когнитивные функции и эмоциональное
состояние. Поэтому инженерная
психология как научная дисциплина
начинает изучать объективные
закономерности процессов информационного
взаимодействия человека и техники
с целью использования их в
практике проектирования, создания
и эксплуатации систем «человек-машина»
(СЧМ).
Бурное развитие
инженерной психологии, ставшей
самостоятельным, чрезвычайно продуктивным
направлением психологии труда,
привело к перестройке ее понятийного
аппарата, ставшего благодаря обогащению
технической терминологией не
только более широким, но и
более строгим.
Таким образом,
развитие инженерной психологии
в России как самостоятельного
научного направления с самого
начала было подчинено решению
практических задач. Сегодня «Инженерная
психология» является одной из
научных отраслей психологического
знания.
Заключение:
Система «Человек-Машина»
постоянно находится в динамике,
по этой и другим причинам
инженерной психологии регулярно
приходится развиваться.
В процессе
развития инженерной психологии
произошел переход от изучения
отдельных элементов деятельности
к изучению трудовой деятельности
в целом, от рассмотрения оператора
как простого звена системы
управления к рассмотрению его
как сложной высокоорганизованной
системы, от машиноцентрического
подхода — к антропоцентрическому.
В связи с
приближением эры нанотехнологии
формируется и новое направление в психологии
— нанопсихология, задачи и проблемы которой
были сформулированы Р.Р. Гарифуллиным.
Поэтому перед инженерной психологией
возникнут новые задачи, и ее история развития
будет продолжаться.
Список использованных
источников:
1. «Психология труда
и инженерная психология», Дмитриева
М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И.
2. «Основы инженерной
психологии», Алексеенко Т.Ф.