Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:54, реферат
В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.
Мы думаем, что ни для кого не будет неожиданностью, если скажем, что без знания основных принципов психологии ни один молодой учитель не сможет адаптироваться в школьной обстановке, не истратив кучу времени и сил на то, чтобы узнать, как можно оптимально использовать и развить возможности каждого ребенка и как с ними (учениками) вообще можно сладить.
Введение 2
Коэффициент интеллекта (IQ) 2
Разнообразные концепции интеллектуальных способностей 5
Изменения в IQ 5
Данные IQ-тестов и педагогика 6
Групповые различия 6
Правильное и неправильное использование IQ-тестов 6
Типы интеллектуальных способностей 6
Навыки I и II уровней 7
Кинетический и потенциальный интеллект 7
Подвижный и кристаллизованный интеллект 8
Гарднер и Штернберг: системы теоретизирования 8
Разнообразные интеллекты Гарднера 8
Триумвират Штернберга 9
Когнитивный стиль 10
Психологическая дифференциация 12
Учебные стили учеников 13
Креативность 15
Измерение креативности 16
Дивергентное воспроизведение – требуется для решения проблем, которые могут иметь много разных и равно приемлемых решений (Что мы еще можем сделать с шариковой ручкой, кроме как писать что-то? Как мы можем сделать историю древнего мира значимой для современных студентов?)
Гилфорд заявил, что креативность вовлекает дивергентное мышление, представленное беглостью, гибкостью и оригинальностью мыслительных процессов. Люди с хорошо развитыми способностями к формированию и восприятию идей вырабатывают гораздо больше способов решения проблемы за короткое время. Они обладают высокой гибкостью и могут легко переключаться с одного подхода к решению проблемы на другой, новый, если проблема и ее условия новы и требуют соответствующего к себе подхода. Оригинальные люди могут создавать новые и универсальные предположения и идеи (беглость), «ломать границы» для атаки проблемы с новой позиции (гибкость) и вырабатывать новые и подлинно уникальные идеи (оригинальность).
Торренс (Torrance)разработал множество тестов для измерения дивергентного мышления. В них входят задания для создания новых способов использования коробок или кирпичей, или для предложений, как можно улучшить чучело животного, чтобы с ним было легче играть. Реакции и ответы на эти задания были основным критерием измерения беглости, гибкости и оригинальности.
Эти тесты имеют низкую корреляцию, но большое значение по отношению к IQ – тестам. Исследования Торренса показывают, что дети с низким IQ не показывали хороших результатов в тестах на дивергентное воспроизведение. Люди, набиравшие наибольшее количество баллов в тестах на дивергентное мышление, имели обычно средний уровень интеллекта, однако высший IQ не дает гарантии того, что способности к дивергентному воспроизведению будут очень хорошими.
Гетзелс и Джэксон (Getzels and Jackson, 1962) были у самых истоков изучения отношений между дивергентным мышлением, интеллектом и креативным действием. В группе, организованной в основном из самых выдающихся студентов, они обнаружили поразительные различия между учащимися с высочайшими уровнями интеллекта и с низкими уровнями дивергентного мышления и студентами с выдающимися показателями дивергентного мышления, но с низким показателями IQ.
Ниже даны примеры рассказов о человеке, изображенном на фотокарточках летящим в самолете.
Студент с низким уровнем дивергентного мышления: “Мистер Смит возвращается домой после деловой поездки. Он счастлив и думает о своей замечательной семье и о том, как он будет рад увидеть их снова. Он представляет, как через час самолет приземлится, и миссис Смит и трое его детей встретят его дома”.
Студент
с высоким уровнем
Гетзелс
подчеркивал, люди с высоким уровнем
развития дивергентного мышления могут
освободиться от влияния внешних
стимулов, другие – нет.
Для студентов с низким уровнем дивергентного мышления проблема состояла в том, чтобы составить рассказ по картинке. Если на картинке изображен аэроплан, они будут рассказывать о путешествиях… Для студентов с высоким уровнем развития дивергентного мышления, проблема состояла в том, чтобы рассказать о том, что пришло им в голову. На картинке может быть изображен мужчина в самолете, но в истории речь может пойти о разводе.
Подобные
различия привели Гетзелса к восприятию
креативности скорее не как способности
решать проблемы, а как способность
находить новые.
Этим
мы бы хотели закончить наше сообщение.
В заключение, скажем, что знание учителей
об уровне интеллектуального развития
и умение применять и использовать это
знание в продуктивном направлении –
это одно из основных требований целостного
развития ребенка, пришедшего в школу.
Учитель, желающий стать действительно
профессионалом своего дела не должен
забывать о том, что психология не стоит
на месте, ее осведомленность в вопросах
детского развития действительно велика,
поэтому хороший учитель – это, прежде
всего хороший психолог не только на обывательском
уровне, но и психолог-ученый.