Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:24, контрольная работа
Цель исследования – проанализировать особенности влияния темперамента на колебание внимания в старшем дошкольном возрасте.
В последнее время часто говорят о личностно-ориентированном подходе к детям, который должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребёнка. Именно они определяют степень активности ребёнка, возможности адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и т. д. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.
СОДЕРЖАНИЕ
стр
1. Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом 3
2. Рекомендации по оптимизации постановки эксперимента 19
Литература 20
Приложение 22
5. Темп или Скорость - включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ - высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ - замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп - включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ - речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ - слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. Эмоциональность - включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к не удачам в работе.
ВЗ - высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам
НЗ - незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. Социальная эмоциональность - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ
- высокая эмоциональность в
НЗ
- низкая эмоциональность в
9.
«К» - контрольная шкала (шкала
социальной желательности
ВЗ - неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ - адекватное восприятие своего поведения.
Процедура проведения методики.
Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.
Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на одну группу, раздача вопросника и бланков для ответов - 3-7 мин, чтение инструкции - 6 мин; ответы на уточняющие вопросы - 7-10 мин, волнение бланков - 1 ч - 1ч 30 мин.
Обработка данных опросника
Обработка
данных по ОСТу проводится путем сравнения
ответов испытуемого с «
Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
В качестве независимой переменной выступили действия экспериментатора, зависимой переменной стал параметр вербального и невербального поведения.
Эксперимент проходил в течение двух дней – по одному тесту в день. Все тесты были проведены в группу МАДОУ №1223.
Детям в начале эксперимента были заданы следующие вопросы:
- Как ты себя чувствуешь?
- Какое у тебя настроение?
Все дети отметили, что чувствуют себя хорошо и ничего у них не болит.
Настроение так же у всех детей – хорошее.
В первый день был проведен тест на определение внимания дошкольников.
Исследование внимания было проведено в два этапа. По каждому этапу подсчитывалось общее количество 1-й фазы (видение пирамиды или лиц) и 2-й фазы (видение туннеля или вазы).
Определялась средняя длительность 1-й фазы и 2-й фазы на первом и втором этапе работы. Сравнивались полученные результаты.
Полученные результаты занесены были в таблицу.
Фаза | 1-й этап | 2-й этап | ||
Фаза 1 | Фаза 2 | Фаза 1 | Фаза 2 | |
Девочка | 5с | 6с | 6с | 8с |
Мальчик | 2с. | 6с | 4с | 4с. |
Средняя длительность | 3,5с | 6с | 5с | 6с. |
Так же по окончании эксперимента было спрошено у детей какие усилия они прилагали для того, чтобы не отвлечься, настроение, общее впечатление, предпочтительность того или иного изображения.
В процессе беседы мы выяснили, что дети очень старались смотреть как можно дольше на рисунок, настроение испортилось с показом 2 картинки, т.к. они уже очень устали. Общее впечатление от теста негативное. Дети жаловались на боль в глазах и общую физическую усталость. Так же дети сказали, что им понравилась ваза (лица), а туннель (пирамида) не очень.
Однако, по нашим общим выводам можно сказать, что дети смотрели на вазу гораздо меньше времени, чем на туннель, даже на 2 этапе, когда мы их просили сосредоточится и смотреть более внимательно, результат по времени был гораздо меньше, дети постоянно видели то вазу, то лица, единого образа не было.
Данный результат, возможно связан с резким цветовым контрастом рисунка.
Девочка на 1 этапе в 1 фазе дольше мальчика смотрела на рисунки с изображением вазы (5 с), мальчик – 2 с.
Во 2 фазе (туннель) – по 6с. оба ребенка.
На 2 этапе при рассматривании вазы девочка – 6с., мальчик – 4 с.
При рассматривании туннеля девочка – 8 с., мальчик – 4 с.
Итак, можно сказать следующее, что внимание у мальчика неустойчиво, и колеблется вне зависимости от того специально ли ребенок сосредотачивается или нет.
У девочки внимание гораздо устойчивее, она может его удержать и видеть один предмет гораздо дольше.
На следующий день была проведена диагностика структуры темперамента по опроснику Русалова В. М. (ОСТ)- детский вариант.
Таблица 1.
Результаты теста структуры темперамента
№ п/п | Номера шкал | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Д | 12 | 10 | 6 | 11 | 6 | 5 | 3 | 2 | 1 |
М | 3 | 5 | 11 | 3 | 6 | 9 | 9 | 12 | 12 |
Предметная энергичность
Мальчик получил низкие оценки, это говорит о том, что он пассивен, общий жизненный тонус низкий. Стремление к напряженной физической и умственной деятельности выражено слабо. Предпочитаемые сферы деятельности весьма ограничены. Низкие результаты нередко связаны с неспособностью быстро включаться в работу и долго сохранять ее высокий темп. В трудных условиях надежность работы снижается. При появлении препятствий может отказаться как от их преодоления, так и от достижения поставленной цели. Медленно восстанавливает работоспособность после длительного и напряженного труда.
Девочка получила высокий балл, она высокоактивна, работоспособна, полна энергии. Предпочитает деятельность, требующую полного напряжения сил и способностей. Инициативен в поисках сфер приложения своей энергии. Способен долго и продуктивно заниматься делом, не чувствуя усталости. Сохраняет работоспособность и после продолжительной деятельности. Жажда деятельности подталкивает к работе даже во время отдыха. Настойчив в достижении цели и в поисках путей преодоления препятствий.
Социальная энергичность
Девочка получила высокий балл. Имеет широкий круг общения. Инициативна, быстро и легко устанавливает контакты с разными людьми. Сохраняет обычный стиль общения в кругу незнакомых людей. Спокойна, уверена в себе при общении с авторитетными людьми, большой аудиторией, а также с лицами противоположного пола. Любит бывать в компаниях, стремится занять лидирующее положение в группе. Высоко ценит собственную точку зрения. Критические замечания не мешают ее отстаивать. Социально активна, часто участвует в общественных мероприятиях, охотно выступает на концертах. Эффективно работает в коллективе, менее эффективна, если приходится работать индивидуально. Легко срабатывается с партнерами по совместной работе.
Мальчик получи средний балл. Легко находит общий язык с теми, кто хорошо знаком, близок по духу, интересам. Общение с малознакомыми людьми требует преодоления напряжения, смущения, неуверенности. Критические замечания, шутки могут вызвать кратковременное раздражение. Лидерские качества проявляет в хорошо знакомых ситуациях. В незнакомой обстановке предпочитает оставаться в тени.
У мальчика высокий балл по шкале пластичность.
Легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Девочка получила средний результат. Она больше предпочитает однообразные формы предметной деятельности, склонна к монотонной работе.
По школе социальной пластичности девочка получила высокий показатель. Она использует широкий набор коммуникативных программ, автоматически включается в социальные связи, легко вступает в социальные контакты, легко переключается в процессе общения.
Мальчик получил низкий балл. Он неохотно вступает в социальные связи, в основном общается только с близкими людьми.
По школе скорости дети получили одинаковые результаты. Темп поведения средний, средняя скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, средняя психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
Социальный темп
Мальчик получил высокий балл. Речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
Информация о работе Исследование колебания внимания у лиц с различным темпераментом