Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Общее представление о межличностных отношениях. Общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов. Особенности межличностных отношений учащихся старших классов.

Работа состоит из  1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)

4) Дополнительность

Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать следующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

Винч выделял  два типа дополнительности. Во-первых, два человека могут удовлетворять  разные потребности друг друга. Например, А имеет сильную потребность  в том, чтобы кого-то защищать, а  Б – сильную потребность в зависимости от кого-то. Во-вторых, два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность, например когда А имеет сильную потребность в доминировании, а у Б эта же потребность выражена значительно слабее. [5]

5) Поддержка

Фактор поддержки: аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.

Поддерживающий  стиль поведения можно определить как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль  – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как  поддержка:

обращение к  партнеру по имени: имя символизирует  личность человека, соответственно, такое  обращение демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие его, как правило, окрашено положительной эмоцией;

комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое  преувеличение положительных качеств  того, кому делается комплимент;

прямое признание: с собеседником соглашаются и  прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

выражение положительных  чувств, при котором слушающий  сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных  тем, что было сказано;

благодарности.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:

уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ  с тем, что услышал

безличные предложения  – подчеркнуто правильная, наукообразная  речь, отказ от личного обращения;

прерывание говорящего;

противоречие  между вербальным и невербальным содержанием сообщения

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиапии, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство. 

2. Межличностные отношения  старшеклассников 

Широко известно высказывание Макаренко А.С. о том, что истинным объектом педагогической работы являются отношения. В.А Сухомлинский видел задачу воспитания в том, чтобы ученик пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту. Эти высказывания имеют общую мысль: не построив в детском коллективе нормальных отношений – коллективизма, сотрудничества, дружбы, – не воспитать полноценного в социальном и нравственном смысле человека. [28] 

2.1 Юношеский тип  общения 

Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.

Все это в  значительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой  доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как  субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.

Отличительной особенностью общения детей в  юношеском возрасте является, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального»

Через общения  организуемое со сверстниками, подростки  и юноши усваивают жизненные  цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. [10]

Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска и наличие дружеского общения  со сверстниками своего и противоположного полов.

В старших классах  дружеское общение становится типичным.

Старшеклассники различают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних и тех же тем с друзьями и приятелями.

Старшеклассники одновременно могут входить в  несколько групп: диаду, небольшую  приятельскую (5–6 человек), большую компанию (до 12–15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает. Содержание общения старшеклассников совершенно явно связанос той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности. Привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников. Круг общения старшеклассников растет за счет включения в него все большего числа сверстников противоположного пола. Общения между юношами и девушками имеет довольно интенсивный и регулярный характер. Общение между юношами и девушками на товарищеском уровне происходит главным образом в тех коллективах, в которые входят старшеклассники. Содержание этого общения, его интенсивность определяется во многом жизнедеятельностью коллектива, формами ее организации. Приятельское общение может складываться и за пределами коллектива. Оно основывается на избирательности предпочтений. Развитость приятельского общения в различных коллективах не одинакова: в одних – ее практически нет, в других – она очень интенсивна. Приятельское общение порой возникает как эпидемия: стоит в классе или в группе появиться такому общению у лидера или привлекательного члена коллектива, как приятельскому общению начинают стремиться и другие члены класс, группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников резко увеличивается число тех, с кем они не учатся вместе и не связаны территориальной близостью. Круг общения старшеклассников расширяется и за счет включения в него взрослых людей. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит главным образом не в получении от них той или иной информации, а в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении. В старших классах происходят изменения в ориентации на предпочитаемые места общения. Достигает максимума число юношей и девушек, ориентированных на общение дома и в школе минимальным становится число ориентированных на общение на улице. У большинства старшеклассников происходит дальнейшее освоение социального пространства. Они интенсивно осваивают свой регион и центр города, определяя в них предпочитаемые места общения. Наиболее явно это прослеживается у юношей и девушек, ориентированных на общение на улице и в общественных местах. [20] 

2.2 Отношения старшеклассников  в школьном коллективе 

Правильно оценить  отношения между учениками в  классе, прогнозировать их реакции  друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.

Во-первых, коллектив  школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого  из ребят. Именно отношения с другими  людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих  поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.

Второй важный момент связан с тем, что 

в практике каждого  учителя существуют ситуации, когда  он имеет дело не с одним отдельным  учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы.

Еще одна причина  связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом, соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.

Таким образом, говоря о межличностных отношений  в классе, мы имеем в виду общую  социально-психологическую характеристику класса как целого, а также анализ положения каждого ребенка в системе отношений в классе. [25] 

2.2.1 Коллективная жизнь  старшеклассника

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно  выше, чем у подростков. Прежде всего  повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нем–один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно-политических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проблемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной. [13]

Для ранней юности типично эмоционально-личностное отношение  к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, дружбе между его членами, причем требования эти нередко бывают максималистскими. В среднем старшеклассники положительно оценивают степень сплоченности своих классов, хотя девочки во всех возрастах настроены значительно более критично, чем юноши, а городские школьники – более критично, чем сельские.

Однако с возрастом  межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой–происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе.

Групповой статус старшеклассника и его отношение к коллективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой–особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно независимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллективизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам.

Чем бы ни определялся  статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. [12] 

2.2.2 Социально-психологическая  структура школьного  класса

В психологии малой  группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе:

ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).

Формальная структура  представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.

Неформальная  структура – это стихийно возникающая  в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.

Информация о работе Исследование межличностных отношений учащихся старших классов