Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Общее представление о межличностных отношениях. Общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов. Особенности межличностных отношений учащихся старших классов.
4) Дополнительность
Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать следующим образом: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.
Винч выделял два типа дополнительности. Во-первых, два человека могут удовлетворять разные потребности друг друга. Например, А имеет сильную потребность в том, чтобы кого-то защищать, а Б – сильную потребность в зависимости от кого-то. Во-вторых, два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность, например когда А имеет сильную потребность в доминировании, а у Б эта же потребность выражена значительно слабее. [5]
5) Поддержка
Фактор поддержки: аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные.
Поддерживающий
стиль поведения можно
Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:
обращение к
партнеру по имени: имя символизирует
личность человека, соответственно, такое
обращение демонстрирует
комплименты, то
есть похвала, содержащая небольшое
преувеличение положительных
прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;
выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;
благодарности.
Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:
уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении или собеседник не делает даже попытки связать свой ответ с тем, что услышал
безличные предложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;
прерывание говорящего;
противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения
Таким образом,
межличностная аттракция
2.
Межличностные отношения
старшеклассников
Широко известно
высказывание Макаренко А.С. о том, что
истинным объектом педагогической работы
являются отношения. В.А Сухомлинский
видел задачу воспитания в том, чтобы ученик
пережил чувство благодарности коллективу
за чуткость, за помощь в трудную минуту.
Эти высказывания имеют общую мысль: не
построив в детском коллективе нормальных
отношений – коллективизма, сотрудничества,
дружбы, – не воспитать полноценного в
социальном и нравственном смысле человека.
[28]
2.1
Юношеский тип
общения
Коллектив старшеклассников отличается своей позицией старшего в школе. Для него характерно ценностно-ориентационное единство или расслоение на группы и союзы групп. Конфликты в этом возрасте возникают преимущественно на ценностной основе, имеют затяжной характер и, как правило, скрыты от взрослых.
Все это в значительной мере объясняет, почему эмоционально-смысловой доминантой общения юношеского типа является сам старшеклассник как субъект отношений в значимых сферах жизнедеятельности. Содержание и характер общения старшеклассников со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением юношей и их реализацией как субъектов отношений. Характер содержания общения в этом возрасте ценностно-ориентирующий.
Отличительной особенностью общения детей в юношеском возрасте является, некоторая социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания. Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Ведущая тематика бесед старшеклассников содержит обсуждение «личных дел» (своих и партнеров), «взаимоотношений людей», «своего прошлого», «планов на будущее» (которые, будучи глубоко личными, неизбежно включают в себя широкий комплекс социальных проблем), «взаимоотношений юношей и девушек» «отношений с товарищами», «отношений с учителями», «отношений с родителями», «своего развития – физического, интеллектуального»
Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. В центр обсуждения всей этой проблематики выдвигается «Я» старшеклассника, которое анализируется в общении в самых различных аспектах. [10]
Для юношеского
общения типичны состояния
В старших классах дружеское общение становится типичным.
Старшеклассники различают дружбу и приятельство, подчеркивается доверительность в отношениях. Установка на доверительность проявляется особенно явно при обсуждении одних и тех же тем с друзьями и приятелями.
Старшеклассники
одновременно могут входить в
несколько групп: диаду, небольшую
приятельскую (5–6 человек), большую компанию
(до 12–15 человек). Для общения в этих группах
характерно то, что предмет их занятий
выступает лишь как повод, фон общения.
Содержание общения этих групп не совпадает.
Содержание общения старшеклассников
совершенно явно связанос той жизнедеятельностью,
в которую включены юноши и девушки в воспитательных
коллективах. От содержания, интенсивности.
Привлекательности и форм ее организации
зависит объем и интенсивность общения
старшеклассников. Круг общения старшеклассников
растет за счет включения в него все большего
числа сверстников противоположного пола.
Общения между юношами и девушками имеет
довольно интенсивный и регулярный характер.
Общение между юношами и девушками на
товарищеском уровне происходит главным
образом в тех коллективах, в которые входят
старшеклассники. Содержание этого общения,
его интенсивность определяется во многом
жизнедеятельностью коллектива, формами
ее организации. Приятельское общение
может складываться и за пределами коллектива.
Оно основывается на избирательности
предпочтений. Развитость приятельского
общения в различных коллективах не одинакова:
в одних – ее практически нет, в других
– она очень интенсивна. Приятельское
общение порой возникает как эпидемия:
стоит в классе или в группе появиться
такому общению у лидера или привлекательного
члена коллектива, как приятельскому общению
начинают стремиться и другие члены класс,
группы. Среди друзей и приятелей старшеклассников
резко увеличивается число тех, с кем они
не учатся вместе и не связаны территориальной
близостью. Круг общения старшеклассников
расширяется и за счет включения в него
взрослых людей. Смысл доверительного
общения со взрослыми для старшеклассников
состоит главным образом не в получении
от них той или иной информации, а в возможности
найти понимание своих проблем, сочувствие
и помощь в их решении. В старших классах
происходят изменения в ориентации на
предпочитаемые места общения. Достигает
максимума число юношей и девушек, ориентированных
на общение дома и в школе минимальным
становится число ориентированных на
общение на улице. У большинства старшеклассников
происходит дальнейшее освоение социального
пространства. Они интенсивно осваивают
свой регион и центр города, определяя
в них предпочитаемые места общения. Наиболее
явно это прослеживается у юношей и девушек,
ориентированных на общение на улице и
в общественных местах. [20]
2.2
Отношения старшеклассников
в школьном коллективе
Правильно оценить отношения между учениками в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более популярен среди одноклассников, а кого они избегают – вот далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкивается учитель, работающий с классом. Такое пристальное внимание к проблемам отношений между ребятами в классе можно объяснить целым рядом причин.
Во-первых, коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого из ребят. Именно отношения с другими людьми не только помогают человеку понять самого себя, осознать причины своих поступков, разобраться в своих чувствах, но и, что еще важнее, отношения с другими формируют личность, во многом определяют ее особенности. Следовательно, для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Здесь необходимо уточнить, что важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе.
Второй важный момент связан с тем, что
в практике каждого учителя существуют ситуации, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы.
Еще одна причина связана с тем, что в педагогике существует распространенное мнение о важной положительной роли коллектива в воспитании личности ребенка. В целом, соглашаясь с этим положением, хотелось бы отметить, что, с одной стороны, это воздействие не всегда бывает позитивным, а с другой – мало констатировать, что коллектив влияет, необходимо понять, от чего зависит это влияние и как оно осуществляется.
Таким образом,
говоря о межличностных отношений
в классе, мы имеем в виду общую
социально-психологическую
2.2.1 Коллективная жизнь старшеклассника
Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. Отношение к коллективу и собственное положение в нем–один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и самооценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив старшеклассников ставит своей целью расширение общественно-политических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проблемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной. [13]
Для ранней юности
типично эмоционально-
Однако с возрастом
межличностные отношения
Групповой статус старшеклассника и его отношение к коллективу детерминируются, с одной стороны, индивидуально-личностными свойствами человека, с другой–особенностями данного коллектива и его деятельности. Весьма важен, например, вопрос о соотношении общительности как свойства личности, которое проявляется в деятельности общения относительно независимо от содержания и ситуации этой деятельности, и коллективизма как устойчивого положительного отношения личности к коллективу, его целям, ценностям и задачам.
Чем бы ни определялся
статус старшеклассника в коллективе,
он оказывает сильнейшее влияние на его
поведение и самосознание. Неблагоприятное
положение в классном коллективе является
одной из главных причин преждевременного
ухода старшеклассников из школы, причем
такие юноши часто попадают под дурное
влияние вне школы. [12]
2.2.2 Социально-психологическая структура школьного класса
В психологии малой
группы принято выделять две основные
структуры отношений в
ФОРМАЛЬНУЮ (официальную) и НЕФОРМАЛЬНУЮ (неофициальную).
Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для всех групп этого типа. Элементом формальной структуры в школьном классе может быть позиция старосты, какие-то другие должности», которые в конкретной школе или классе придуманы для организации обучения или для внеклассных дел.
Неформальная структура – это стихийно возникающая в процессе жизнедеятельности группы система отношений ее членов друг к другу. Неформальная структура может быть чисто эмоциональной, т. е. отражать, кто кому в группе симпатичен, а кто кому не нравится. В основе неформальной структуры могут лежать и другие критерии (например, отношение к общему делу или какие-то другие важные для группы моменты). Существенно то, что неформальная структура всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, включенных в определенный коллектив.
Информация о работе Исследование межличностных отношений учащихся старших классов