Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:54, курсовая работа
Общее представление о межличностных отношениях. Общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов. Особенности межличностных отношений учащихся старших классов.
По приведенным выше таблицам следует:
1. Дружба – шкала Д:
11 респондентов рассматривают свой класс, как дружный коллектив.
Трое респондентов не считают класс конфликтным, но говорят о том, что ссоры иногда бывают.
Двое респондентов видят классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждый член класса живет обособленной жизнью.
2. Альтруизм – шкала А:
12 респондентов
рассматривают класс, как
4 респондента
полагают, что члены классного
коллектива готовы помогать
3. Ответственность – шкала О:
1 респондент считает, что в классе нет взаимной ответственности
1 респондент полагает, что ответственно к делам класса относятся только некоторые ученики.
3 респондента видят класс, как коллектив готовый отвечать только за себя
6 респондентов считает, что ответственно к делам класса относятся большинство учеников
2 респондента
считают, что в классе
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что проблема ответственности, в данном коллективе, стоит довольно остро. По данному вопросу у респондентов возникло резкое расхождение во мнениях.
Респондент под номером 2 дал самую крайнею негативную оценку ответственности в классе. В то время, как респондент под номер 11, наоборот, крайнею положительную. Ответы остальных респондентов колеблются в районах средних показателей.
При обработке шкалы дружбы и альтруизма у респондентов более схожее мнение. По шкале дружбы большинство респондентов находят свой классный коллектив дружным.
Респонденты под номером 7 и 14 полагают, что в классе каждый живет обособленно от всей группы. А респонденты под номерами 3, 10 и 13, указывают на возникновение периодических ссор в коллективе.
Результаты исследования
по шкале социальной дистанции представлены
в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
|
Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе:
позитивные
нейтральные
негативные
По полученным данным можно говорить о том, что в данном классе преобладает позитивный тип взаимоотношений. Но при этом необходимо учитывать, что во время проведения опроса в классе присутствовали не все учащиеся.
Как видно из таблицы 2.4, наибольший показатель коэффициента К приходится на утверждении 3 (я не дружу с ними, но они меня очень интересую и мне хочется сблизиться с ними). Наименьший коэффициент К приходится на утверждения 6 (мне не симпатичны эти люди, общения с ними избегаю) и 7 (мне очень не приятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего).
Каждый из респондентов отметил, наличие у них близких людей в классе, число которых варьируется от 3 до 11 человек.
Респонденты под номерами 1, 2, 4, 15 указали большое количество людей, с которыми они не дружат, но хотели бы сблизиться. Это может говорить о том, что данные респонденты не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучше узнавать друг друга. В тоже время респонденты ответили на вопрос о дружности класса положительно.
Наблюдается, что мальчики в классе имеют большее желание сблизиться с членами коллектива, чем девочки. Это может объясняться тем, что уровень развития девочек превышает уровень развития мальчиков, в данном возрасте, в связи с чем, девочкам интереснее общаться с лицами старшего возраста, чем со сверстниками.
Респонденты под номерами 8, 14 и 15 отметили большое количество одноклассников, с которыми они общаются только в деловой обстановке, но общаться в свободное время с ними не желают. Несмотря на это респонденты под номерами 8 и 15 считают класс дружным и готовым помогать друг другу. Это может указывать на негативное отношение лишь к некоторым членам класса, по личностным или иным причинам. Респондент под номером 14, наоборот, отмечает обособленность каждого учащегося в классе, что вполне объясняет наличие большого числа одноклассников в списке нежелательного общения. Так же респондент под номером 14 определил большое число учащихся, с которыми у него нет никаких личных и деловых отношений.
Респонденты под номерами 3, 7, 8, 9 и 10 выделили нескольких людей, с которыми они избегают общения или с которыми не хотят иметь ничего общего. Преимущественно к данным категориям отнесли одноклассников девочки.
Результаты второй
методики «Оценки отношений учащегося
с классом» были занесены в табл.
2.5.
Таблица 2.5.
|
Математически данные представленные в таблице имеют следующий вид:
Респондент под номером 1 – 2И+7К+5П – «коллективистский тип»
Респондент под номером 2 – 2И+8К+4П – «коллективистский тип»
Респондент под
номером 3 – 7И+5К+2П – «
Респондент под номером 4 – И1+6К+6П – «коллективистский тип» и «прагматический тип»
Респондент под
номером 5 – 6И+2К+6П – «
Респондент под номером 6 – 5И+3К+6П – «прагматический тип»
Респондент под номером 7 – 9И+5П – «индивидуалистический тип»
Респондент под номером 8 – 2И+11К+1П – «коллективистский тип»
Респондент под номером 9 – 1И+9К+4П – «коллективистский тип»
Респондент под
номером 10 – 6И+3К+5П – «
Респондент под номером 11 – 14К – «коллективистский тип»
Респондент под номером 12 – 1И+11К+2П – «коллективистский тип»
Респондент под номером 13 – 2И+9К+3П – «коллективистский тип»
Респондент под
номером 14 – 9И+4К+1П – «
Респондент под номером 15 – 7И+7К – «индивидуалистический тип» и «коллективистский тип»
Респондент под номером 16 – 2И+10К+2П – «коллективистский тип»
По результатам полученных данных видно, что для некоторых респондентов характерно сочетание двух типов восприятия группы.
У респондента под номером 4 были выявлены коллективистский тип восприятия и прагматический. Можно судить о том, что индивид может воспринимать группу как средство достижения личных целей, в тоже время он рассматривает ее как самостоятельную ценность, для него характерны стремления к коллективным формам работы.
У респондента под номером 15 были выявлены индивидуалистический и коллективистский типы восприятия группы. Можно говорить о том, что для данного респондента личные и групповые интересы колеблются.
Для большинства респондентов характерен коллективистский тип отношения к группе, что благоприятно влияет на отношения в классе. Основная масса старшеклассников нацелена на достижение общих целей, заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Можно говорить о том, что при такой организации работы классного коллектива в нем развиты понятия о дружбе и
взаимопомощи, что подтверждает результаты предыдущего исследования.
Респондент под номером 11, на все вопросы анкеты дал ответы коллективистского типа отношений с классом, это наиболее яркое проявление заинтересованности в судьбе коллектива. Это подтверждает результаты анализа первого исследования.
Респонденты под номерами 7 и 10, помимо преобладающего индивидуалистического типа отношения к классу, дали большое количество ответов близких к прагматическому отношению. Это подтверждает их довольно негативную оценку взаимоотношений с классом по результатам первого исследования.
Для респондента под номером 6 наряду с преобладанием прагматического типа отношения, близок и индивидуалистический тип отношений, что по некоторым показателям подтверждает результаты первого исследования.
На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:
Для школьников данного возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинство старшеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членами класса.
Выделяются гендерные различия в стремлении к сближению с группой одноклассников.
То есть, гипотеза
исследования подтвердилась, так как эксперимент
выявил, что для данного возраста наиболее
характерно тесное взаимодействие с коллективом
и заинтересованность в группе одноклассников.
Заключение
Межличностные отношения вносят новый смысл в описание взаимоотношений между людьми.
Межличностное отношение – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.
Для правильного
понимания данного вопроса
Межличностная
аттракция – это процесс
В рамках изучения аттракции необходимо помнить о составных частях этого понятия: степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость; физическая привлекательность партнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.
Говоря о межличностных
отношения старших школьников необходимо
развивать у них чувство
В эмпирическом
исследовании было выдвинуто предположение
о том, что для учеников старших
классов характерно тесное взаимодействие
с коллективом и
Информация о работе Исследование межличностных отношений учащихся старших классов