Исследование межличностных отношений учащихся старших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Общее представление о межличностных отношениях. Общая характеристика межличностных отношений учащихся старших классов. Особенности межличностных отношений учащихся старших классов.

Работа состоит из  1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ.doc

— 279.00 Кб (Скачать документ)
 

По приведенным  выше таблицам следует:

1. Дружба –  шкала Д:

11 респондентов  рассматривают свой класс, как дружный коллектив.

Трое респондентов не считают класс конфликтным, но говорят о том, что ссоры иногда бывают.

Двое респондентов видят классный коллектив не конфликтным, но считают, что каждый член класса живет обособленной жизнью.

2. Альтруизм  – шкала А:

12 респондентов  рассматривают класс, как коллектив  готовый бескорыстно помогать  друг другу, при проявлении  чьей-нибудь инициативы.

4 респондента  полагают, что члены классного  коллектива готовы помогать только  своим друзьям.

3. Ответственность  – шкала О:

1 респондент  считает, что в классе нет  взаимной ответственности

1 респондент  полагает, что ответственно к  делам класса относятся только  некоторые ученики.

3 респондента  видят класс, как коллектив  готовый отвечать только за  себя

6 респондентов  считает, что ответственно к делам класса относятся большинство учеников

2 респондента  считают, что в классе ответственны  все ученики.

Из полученных данных можно сделать вывод о  том, что проблема ответственности, в данном коллективе, стоит довольно остро. По данному вопросу у респондентов возникло резкое расхождение во мнениях.

Респондент под  номером 2 дал самую крайнею негативную оценку ответственности в классе. В то время, как респондент под  номер 11, наоборот, крайнею положительную. Ответы остальных респондентов колеблются в районах средних показателей.

При обработке  шкалы дружбы и альтруизма у респондентов более схожее мнение. По шкале дружбы большинство респондентов находят  свой классный коллектив дружным.

Респонденты под  номером 7 и 14 полагают, что в классе каждый живет обособленно от всей группы. А респонденты под номерами 3, 10 и 13, указывают на возникновение периодических ссор в коллективе.

Результаты исследования по шкале социальной дистанции представлены в табл. 2.4. 

Таблица 2.4.

№ утверждения Кi
1 0,4%
2 0,24%
3 0,5%
4 0,3%
5 0,3%
6 0,06%
7 0,05%
 

Соотношение коэффициентов  К показывает соотношение типов  взаимоотношений в классе:

позитивные

нейтральные

негативные

По полученным данным можно говорить о том, что  в данном классе преобладает позитивный тип взаимоотношений. Но при этом необходимо учитывать, что во время проведения опроса в классе присутствовали не все учащиеся.

Как видно из таблицы 2.4, наибольший показатель коэффициента К приходится на утверждении 3 (я  не дружу с ними, но они меня очень  интересую и мне хочется сблизиться с ними). Наименьший коэффициент К приходится на утверждения 6 (мне не симпатичны эти люди, общения с ними избегаю) и 7 (мне очень не приятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего).

Каждый из респондентов отметил, наличие у них близких людей в классе, число которых варьируется от 3 до 11 человек.

Респонденты под  номерами 1, 2, 4, 15 указали большое  количество людей, с которыми они  не дружат, но хотели бы сблизиться. Это  может говорить о том, что данные респонденты не чувствуют близкого общения с членами класса, но хотели бы лучше узнавать друг друга. В тоже время респонденты ответили на вопрос о дружности класса положительно.

Наблюдается, что  мальчики в классе имеют большее  желание сблизиться с членами  коллектива, чем девочки. Это может объясняться тем, что уровень развития девочек превышает уровень развития мальчиков, в данном возрасте, в связи с чем, девочкам интереснее общаться с лицами старшего возраста, чем со сверстниками.

Респонденты под  номерами 8, 14 и 15 отметили большое количество одноклассников, с которыми они общаются только в деловой обстановке, но общаться в свободное время с ними не желают. Несмотря на это респонденты под номерами 8 и 15 считают класс дружным и готовым помогать друг другу. Это может указывать на негативное отношение лишь к некоторым членам класса, по личностным или иным причинам. Респондент под номером 14, наоборот, отмечает обособленность каждого учащегося в классе, что вполне объясняет наличие большого числа одноклассников в списке нежелательного общения. Так же респондент под номером 14 определил большое число учащихся, с которыми у него нет никаких личных и деловых отношений.

Респонденты под  номерами 3, 7, 8, 9 и 10 выделили нескольких людей, с которыми они избегают общения  или с которыми не хотят иметь ничего общего. Преимущественно к данным категориям отнесли одноклассников девочки.

Результаты второй методики «Оценки отношений учащегося  с классом» были занесены в табл. 2.5. 

Таблица 2.5.

№ респондента Индивидуалистический

тип

Коллективный

тип

Прагматический

тип

№ 1      
№ 2      
№3      
№4      
№5      
№6      
№7      
№8      
№9      
№10      
№11      
№12      
№13      
№14      
№15      
№16      
 

Математически данные представленные в таблице  имеют следующий вид:

Респондент под  номером 1 – 2И+7К+5П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 2 – 2И+8К+4П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 3 – 7И+5К+2П – «индивидуалистический  тип»

Респондент под номером 4 – И1+6К+6П – «коллективистский тип» и «прагматический тип»

Респондент под  номером 5 – 6И+2К+6П – «индивидуалистический  тип» и «прагматический тип»

Респондент под  номером 6 – 5И+3К+6П – «прагматический  тип»

Респондент под  номером 7 – 9И+5П – «индивидуалистический тип»

Респондент под  номером 8 – 2И+11К+1П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 9 – 1И+9К+4П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 10 – 6И+3К+5П – «индивидуалистический  тип»

Респондент под  номером 11 – 14К – «коллективистский тип»

Респондент под  номером 12 – 1И+11К+2П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 13 – 2И+9К+3П – «коллективистский  тип»

Респондент под  номером 14 – 9И+4К+1П – «индивидуалистический  тип»

Респондент под  номером 15 – 7И+7К – «индивидуалистический тип» и «коллективистский тип»

Респондент под  номером 16 – 2И+10К+2П – «коллективистский  тип»

По результатам  полученных данных видно, что для  некоторых респондентов характерно сочетание двух типов восприятия группы.

У респондента  под номером 4 были выявлены коллективистский тип восприятия и прагматический. Можно судить о том, что индивид может воспринимать группу как средство достижения личных целей, в тоже время он рассматривает ее как самостоятельную ценность, для него характерны стремления к коллективным формам работы.

У респондента  под номером 15 были выявлены индивидуалистический и коллективистский типы восприятия группы. Можно говорить о том, что  для данного респондента личные и групповые интересы колеблются.

Для большинства  респондентов характерен коллективистский тип отношения к группе, что благоприятно влияет на отношения в классе. Основная масса старшеклассников нацелена на достижение общих целей, заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Можно говорить о том, что при такой организации работы классного коллектива в нем развиты понятия о дружбе и

взаимопомощи, что  подтверждает результаты предыдущего  исследования.

Респондент под  номером 11, на все вопросы анкеты дал ответы коллективистского типа отношений с классом, это наиболее яркое проявление заинтересованности в судьбе коллектива. Это подтверждает результаты анализа первого исследования.

Респонденты под  номерами 7 и 10, помимо преобладающего индивидуалистического типа отношения к классу, дали большое количество ответов близких к прагматическому отношению. Это подтверждает их довольно негативную оценку взаимоотношений с классом по результатам первого исследования.

Для респондента  под номером 6 наряду с преобладанием прагматического типа отношения, близок и индивидуалистический тип отношений, что по некоторым показателям подтверждает результаты первого исследования.

На основании  полученных данных были сделаны следующие  выводы:

Для школьников данного возраста имеет высокое значение роль коллектива, большинство старшеклассников нацелены на построение дружеских отношений с другими членами класса.

Выделяются гендерные  различия в стремлении к сближению  с группой одноклассников.

То есть, гипотеза исследования подтвердилась, так как эксперимент выявил, что для данного возраста наиболее характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в группе одноклассников. 

Заключение 

Межличностные отношения вносят новый смысл  в описание взаимоотношений между людьми.

Межличностное отношение – это субъективно  переживаемые взаимосвязи между  людьми, объективно проявляющиеся в  характере и способах взаимных влияний  людей в ходе совместной деятельности и общения.

Для правильного  понимания данного вопроса необходимо учитывать некоторые факторы формирования отношений, к таким факторам можно отнести межличностную аттракцию.

Межличностная аттракция – это процесс предпочтения одних людей другими, взаимного  притяжения между людьми, взаимной симпатии.

В рамках изучения аттракции необходимо помнить о составных частях этого понятия: степень выраженности у человека потребности в аффилиации; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость; физическая привлекательность партнера по общению; демонстрируемый стиль общения; фактор сходства между партнерами по общению; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Говоря о межличностных  отношения старших школьников необходимо развивать у них чувство коллективного  начала, сотрудничества и дружбы. Обращать особое внимание на специфику возраста и поощрять стремление учеников к совместной деятельности, способствовать их взаимодействию между друг другом. Необходимо понимать значимость автономности групп сверстников от взрослых. Создавать в коллективе чувство значимости каждого его члена и способствовать стремлению учеников достигать значимых целей для коллектива. Важно понимать влияние статуса каждого учащегося в классе. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы.

В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение  о том, что для учеников старших  классов характерно тесное взаимодействие с коллективом и заинтересованность в общении с группой одноклассников.

Информация о работе Исследование межличностных отношений учащихся старших классов