Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа

Описание

Цель исследований
Создать описательную модель насилия в семье, опираясь на понятия и принципы системного подхода.
Задачи исследований
• Разработать карту структурирования информации о семейной системе в контексте насилия.
• Раскрыть и описать механизм, через который насилие передается в семейной системе.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Насилие в семье
1.1. Понятие насилия 5
1.2. Проблема насилия в семье 7
1.3. Определение насилия 8
1.4. Основные формы насилия 9
1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье 11
1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств 12
1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития 16
Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии
2.1. Определение семейной психотерапии и основные
этапы её развития 20
2.2. Общая теория систем и семейная психотерапия 23
2.3. Семья как система 31
Глава 3. Исследование насилия в семье
3.1. Общее описание технологии исследования 44
3.2. Описательные модели насилия в семье 46
3.3.Основные выводы работы 59
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

иплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

Что же понимается под системой?

Олпорт дает, пожалуй, самое краткое определение комплексной системы как «комплекса элементов в их взаимодействии» (Allport, 19687). Основными понятиями, связанными с этим определением, являются понятия границы, вещества-энергии, обратной связи, динамического равновесия, прогрессивной дифференциации и эквифинальности. Все эти понятия могут быть использованы для объяснения особенностей функционирования семьи.

 

Границы

Живые системы имеют определенные границы, в той или иной степени отделяющие составляющий их комплекс взаимодействующих друг с другом элементов от элементов внешней среды. Границы системы задают её структурные рамки, которые помогают поддерживать связь между элементами системы и делают её единым целым.

Понятие границ позволяет лучше понять функционирование семьи. В соответствии с системными представлениями любая система обладает определенными, непрерывно расширяющимися границами. Каждая система, существующая во Вселенной включена в систему более высокого порядка (суперсистему) и состоит из систем более низкого порядка (подсистем). Понятие границ помогает осмыслить особенности той или иной системы. Без этого наше представление о строении любого объекта было бы затруднено,  и мы не могли бы выделить его из множества систем разного уровня сложности. Лишь,  после того как границы определены, можно разобраться в том, что составляет суперсистему, а также в том, из чего состоит сама система.(Дэвид Фримен[3]).

При работе с семьями психотерапевт должен понимать, где пролегают границы семьи. Анализируя структурные элементы семьи, он может определить различные подсистемы, включенные в общую границу. Таким образом,  он может понять, из кого состоит семья. Было бы ошибочно предполагать, что она состоит просто из людей, живущих под одной крышей. Члены семьи могут порой находиться за сотни миль друг от друга и при этом составлять единый «живой» организм. Письма, телефонные звонки и визиты тех, кто составляет расширенную семью, могут,  как ослаблять, так и укреплять нуклеарную семью.

Определение психотерапевтом семейных границ связано с оценкой характера взаимодействия и степени взаимной зависимости, характеризующих отношения членов семьи. Это связано с оценкой того, кто из них находиться друг с другом в более тесном контакте, чем с лицами из их социального окружения. Психотерапевт должен при этом принять во внимание всех значимых лиц и их места по отношению к границам семьи, а также взаимодействие между её членами.

Развитие системы подчас затрудняет определение её границ. Они могут со временем изменятся, поэтому необходимо принимать во внимание особенности развития семейной системы.

Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и тесно связанным с понятием границ, является определение степени открытости семейной системы и того, с какой интенсивностью протекают процессы энергоинформационного обмена внутри системы, а также аналогичные процессы между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти и развиваться. Чем больше закрыта семейная система для поступления новой энергии и информации, тем меньше её ресурсы, необходимые для удовлетворения её постоянно растущих потребностей. Оценка степени открытости семьи сопряжена с определением возможности её роста и удовлетворения потребностей её членов, а также её следования внешним требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

 

      Насколько гибкими являются границы семьи;

      Каким образом осуществляется «фильтрация» информации - как входящей в семью, так и из неё исходящей;

      Кто из членов семьи является источником новой информации или занимается её обработкой и передачей;

      Каким образом семья поддерживает свою целостность.

 

Иерархия

 

Понятие иерархия используется в изучении изменений в структуре ролей и правил внутри семьи. При анализе структуры семьим можно сослаться, например на авторитет, доминирование, власть принимать решения или степень влияния одного члена семьи на других.( Черников А.Н.[8]).

 

Обратная связь

 

Процесс передачи энергии в пределах существующих границ системы обычно называется обратной связью. Взаимодействие между элементами системы также сопряжено с обменом информацией. Чем сложнее система, тем более сложный характер имеет процесс обратной связи, обеспечивающий её целостность и высокий характер организации. Обратная связь также помогает поддерживать баланс между удовлетворением внутренних потребностей семейной системы и необходимостью следования внешним требованиям. Зачастую она обеспечивает получение и обработку новой информации, позволяющей членам семейной системы принимать необходимые решения.

Обратную связь можно определить как процессы, ответственные за получение, интерпретацию и передачу информации в пределах самой системы, а также между системой и внешней средой. Обратная связь обеспечивает ориентацию системы во внешней среде. Она предполагает определенные механизмы исправления допущенных системой ошибок, прояснения смысла поступающих из внешней среды стимулов, обработки информации. По сути, эффективность процессов передачи энергии и информации,  как в пределах систем, так и между ними, определяется уровнем развития механизмов обратной связи. Они составляют одну из наиболее важных функций, присущих комплексным системам.

 

Вещество и энергия

 

Комплексные системы «представляют собой вещество и энергию, определенным образом организованные с помощью информации».

Ценность понятий вещества и энергии заключается в возможности их использования для объяснения ряда социальных феноменов, в частности состава семейной системы и особенности ее организации. Отдельные субъекты, образуя семейную систему, составляют ее «вещество», а протекающие в ней процессы обратной связи являются основным источником энергии, побуждающей членов семьи к действию. Семейная система является единым целым. Выступая в качестве комплексного феномена, она требует учета того, в каких отношениях находятся друг с другом ее элементы (члены семьи) и каким образом энергия передается от одного ее элемента к другому. Вещество приходит в активное состояние и начинает действовать всякий раз, когда ему передается какая-либо информация. Члены семьи взаимодействуют друг с другом, принимают решения и узнают нечто новое как о себе, так и об окружающем мире, получая, обрабатывая и передавая соответствующую информацию. Вербальная и невербальная информация, которую члены семьи получают из окружающей среды, выступает в качестве энергии, преобразующейся в знания и помогающей им принимать решения и определять, кем они являются и что им следует делать.

Рост и развитие системы связаны с обменом энергией и информацией между разными системами. Если в развитии систем возникают определенные нарушения, можно предположить, что энергия (информация) не достигает элементов системы  (членов семьи). Психотерапевтические интервенции в этом случае должны быть направлены на те элемент системы, обмен энергией и информацией между которыми блокирован. Это может быть связано с чрезмерной закрытостью или, наоборот, чрезмерной открытостью границ, либо с тем, что некоторые члены семьи уклоняются от получения новой информации, опасаясь нарушения баланса внутрисемейных отношений.

 

Состояние динамического равновесия

 

Используемое понятие системы подчеркивает ее открытый характер, способность к обмену энергией, а также к постоянному росту и развитию.

Понятие динамического равновесия связано с определенным механизмом, при помощи которого системе удается регулировать допустимую меру изменений. «Всякий живой организм является открытой системой, которая постоянно пребывает в процессе активного обмена энергией и информацией с окружающей средой. Определенные элементы такой системы могут разрушаться и отстраиваться заново, так что система, до тех пор пока она живет, никогда не находится в состоянии химического и термодинамического покоя. Состояние такой системы можно назвать состоянием динамического равновесия». (Bertalanffy, 1956, р.3).

Динамическое равновесие означает, что система не стремится автоматически устранить возникающее в ней состояние напряжения или достичь абсолютного равновесия, но прибывает в процессе постоянных изменений, развития и реструктуризации.

Понятие динамического равновесия «отражает способность системы не только к сохранению ее структуры, но и к ее изменениям. Таким образом, система является внутренне нестабильной»(Buckley,1967, р.15).

Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия.

Таким образом, состояние динамического равновесия- это состояние текучести, связанное с деятельностью ее членов.

 

Прогрессивная дифференциация

 

Общим свойством живых систем является их стремление к увеличению сложности своей организации. Прогрессивная дифференциация происходит по мере того, как система, путем формирования каналов энергоэмоциональной связи с окружающей средой, достигает определенного уровня адаптации. Параллельно с этим происходит развитие ее структуры и функций: распределение функций между ее элементами, увеличение их количества и качества, а также совершение механизмов обратной связи. Таким образом, система переходит от относительно примитивных форм организации, связанных с аморфностью ее структуры и неопределенностью функций, к более сложным, характеризующимся высокой дифференцированностью и иерархичностью внутренней структуры (Gray, Duhl, Rizzo, 1969, p.14).

 

Эквифинальность

 

Последним понятием, связанным с определением комплексных систем, является понятие эквифинальности. Эквифинальность выступает в качестве частного признака открытых систем. Она тесно связана с прогрессивной дифференциацией, поскольку рост и развитие открытых систем не находятся в тесной зависимости от их первоначального состояния, характерной для закрытых физических систем, но могут протекать разными путями и с различных стартовых позиций. «Если система является открытой, её финальное состояние не будет сколь-нибудь сильно зависеть от первоначального состояния. Оно будет определятся, в первую очередь свойствами самой системы - теми константами, которые не связаны с внешними условиями существования. Эта система будет характеризоваться эквифинальностью или, если говорить метафорически, способностью к самостоятельноому определению своих целей»(Rapoport, 1958).

Эквифинальность связана со способностью системы к самостоятельному определению своих целей. Её рост, развитие и целенаправленное поведение определяется интерактивными качествами самой системы, а структурные, функциональные и генетические особенности тесно взаимосвязаны и ярко проявляются во всех ситуациях, связанных с необходимостью удовлетворения её внутренних потребностей или решением задач адаптации к внешним условиям. Всякий раз поведение такой системы трудно объяснить условиями, которые существовали в момент её появления. Для понимания поведения такой системы следует учитывать: текущие процессы, протекающие как внутри неё, так и во взаимодействии с другими системами; действующие механизмы обратной связи; особенности её материального и энергетического наполнения, а также особенности того состояния динамического равновесия, в котором она находиться; историю её развития.

 

2.3. Семья как система

 

Структура

 

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами, четвертая – диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в неё подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами супер-системы – значимыми для неё другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума.

Семья, как правило, образуется в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожидания относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоцианального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые предъявляет к ним социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, то есть ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми. Ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой не способны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда эти нерешенные проблемы  отражаются на отношениях с ребенком.

Информация о работе Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии