Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:16, дипломная работа

Описание

Цель исследований
Создать описательную модель насилия в семье, опираясь на понятия и принципы системного подхода.
Задачи исследований
• Разработать карту структурирования информации о семейной системе в контексте насилия.
• Раскрыть и описать механизм, через который насилие передается в семейной системе.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Насилие в семье
1.1. Понятие насилия 5
1.2. Проблема насилия в семье 7
1.3. Определение насилия 8
1.4. Основные формы насилия 9
1.5. Модели причин (факторов) насилия в семье 11
1.6. Роль насилия в формировании личностных расстройств 12
1.7. Соотношение насилия и этапов личностного развития 16
Глава 2. Системный подход в семейной психотерапии
2.1. Определение семейной психотерапии и основные
этапы её развития 20
2.2. Общая теория систем и семейная психотерапия 23
2.3. Семья как система 31
Глава 3. Исследование насилия в семье
3.1. Общее описание технологии исследования 44
3.2. Описательные модели насилия в семье 46
3.3.Основные выводы работы 59
Заключение
Литература
Приложение

Работа состоит из  1 файл

иплом.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

С понятием эмоционального треугольника также связано понятие дифференциации «я». Чем менее дифференцировано «я» одного или обоих партнеров по коммуникации, тем более высока вероятность формирования треугольников. Образование треугольников является одним из способов избежать решения вопросов, относящихся к личному росту и дифференциации самосознания, а также осознания своей роли во взаимоотношениях с другими. Триангуляция позволяет стабилизировать эмоциональное состояние человека путем его обращения к третьему. Чем выше уровень психического напряжения во взаимоотношениях между двумя людьми, тем вероятнее, что один из них или они оба установят отношения с третьими лицами с тем, чтобы снизить уровень психического напряжения. Этими третьими лицами могут быть психотерапевт, друзья или родственники. Чем большей незрелостью отличаются партнеры по коммуникации, тем более значимыми для эмоционального благополучия представляются им собственные отношения. Если в их основе лежит лишь необходимость сохранения эмоциональной стабильности, для того чтобы избежать неприятных переживаний, партнеры будут уклоняться от обсуждения проблем в своих отношениях и обращаться к третьим лицам, чтобы иметь возможность говорить о чем-нибудь другом, не относящимся к их отношениям. Таким образом, в основе образования треугольников лежит и стремление человека получить возможность обсуждения проблем в своих отношениях с кем-то еще, и желание избежать их обсуждения. В последнем случае человек предпочитает говорить о политике, религии, телевизионных передачах или проблемах других людей, только не о своих собственных.

Важно помнить о том, что образование треугольников во многих случаях выполняет стабилизирующую функцию, способствуя сохранению прежнего уровня взаимоотношений Оно служит средством снижения переживаемого человеком эмоционального напряжения. Чем отчетливее выражено эмоциональное напряжение индивида, тем более вероятно образование треугольников, и чем оно выражено меньше, тем более готов человек к откровенному обсуждению своих проблем.

 

Мышление и чувства

 

Заачастую люди слишком субъективно оценивают происходящие в их жизни события, особенно если они вызывают сильный эмоциональный отклик или если люди несут ответственность за их исход. Поэтому они нуждаются в объективной оценке происходящего и профессиональной помощи, позволяющей осознать, как их чувства влияют на оценку событий. Охваченный сильными переживаниями, человек не способен правильно оценить происходящее – он лишь строит различные домыслы. Чем характерней для членов семьи напряженные отношения, тем искаженней и субъективней будет их оценка происходящих в семье событий. И чем эмоциональней отношения между членами семьи, тем больше вероятность того, что их чувства сильно повлияют на восприятие происходящего.

 

Чем сильней люди зависят друг от друга, тем больше они ориентируются в своих оценках на собственные чувства. Если они испытывают сильную тревогу, то их оценка той или иной информации может быть совершенно искаженной. Если человек ощущает, что его жизни и благополучию что-то угрожает, он не способен объективно оценивать полученную им информацию, и переживаемые им чувства будут соответствующим образом окрашивать любые факты. По мере того как человек станет способен контролировать ситуацию и ощутит себя в большей безопасности, его мышление обретет более последовательный и логичный характер, а оценки станут более трезвыми. Важно также учесть, что люди, привыкшие к рациональному истолкованию своих переживаний и зачастую их отрицающие, на сомом деле им очень подвержены. Чем больше человек опасается утратить контроль за своим состоянием, тем вероятней его стремление срыть или подавить свои чувства. В подобном случае действия и оценки человека будут значительной степени определяться его чувствами, а не разумом. И, напротив, когда человек уверен в том, что ему удастся совладать со своими чувствами, он дает им волю и в тоже время продолжает контролировать свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Исследование насилия в семье

 

3.1. Общее описание технологии исследований

 

Для конструирования описательной модели насилия в семейной системе необходимо было решить ряд задач:

 

      собрать  информацию о семейной системе

      собрать  информацию о характере насилия в семье

      описать процесс насилия в семейной системе, используя понятия системного подхода, – иерархия, границы, треугольники и др.

 

Сбор информации о семейной системе осуществлялся посредством методики интервью (см. приложения).

 

Беседа на вышеозначенную тематику предполагала проявление такта и деликатности со стороны исследователя и откровенности со стороны респондента. Сбор информации о характере насилия в семье осуществлялся с использованием техник – эмпатического  слушания и идентификации, что способствовало установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении и пониманию проблемы.

 

Установив контакт необходимо было  расположить респондента к себе, создав доверительную атмосферу общения, вызвать респондента на откровенный разговор, открывающий тайны и секреты взаимоотношений членов семьи друг с другом, а также вскрывающий проблему насилия в семье.

 

Работа с каждым респондентом предполагала прохождение нескольких этапов:

 

      знакомство, установление контакта

      интервью (в котором можно выделить два блока: первый блок вопросов направлен на получении информации о семейной системе, второй блок вопросов  направлен на получение информации непосредственно о характере взаимоотношений в семье, формах насилия транслируемых в семье , реакции и поведении членов семьи в ответ на транслируемое насилие и т.п.; вопросы второго блока строились по принципу продвижения от легких к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях, от линейных вопросов к циркулярным),  позволяющим получить непредвзятую информацию о взаимоотношениях в семье не став жертвой навязываемого семейного мифа .)

      обязательным этапом являлась заключительная беседа с респондентом о прошедшем интервью, дающая возможность поинтересоваться возможными изменениями произошедшими в сознании респондента, его впечатлениями, переживаниями, отношением к пройденной процедуре.

 

После получения информации осуществлялся анализ структуры конкретной семьи, необходимо было остановиться поочередно на разных уровнях системы (вся семья в целом, подсистема родителей, детская подсистема, индивидуальные подсистемы); описать структуру семьи с точки зрения её основных параметров ( сплоченность (низкая – разобщенный тип семьи; низкая к умеренной – разделенный тип семьи; умеренная к высокой – объединенный тип семьи; чрезмерно высокая – запутанный тип семьи), иерархия, гибкость ( Олсон выделяет 4 уровня: от ригидного =- очень низкий; структурированного – низкий к умеренному; гибкого – умеренный; к очень высокому – типу семейной системы), внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи)

Определялась стадия жизненного цикла семьи (1. Зарождение семьи с момента заключения брака до появления первого ребенка; 2. Рождение и воспитание детей; 3. Завершение воспитательной функции семьи; 4. Дети живут с родителями не имея собственной семьи; 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющимим, собственные, семьи). Следующим этапом работы было непосредственно  конструирование описательной модели насилия в семье, раскрывающей место насилия в семейной системе  и описывающей характер и динамику процесса  насилия в семье.

 

 

3.2. Описательные модели насилия в семье.

 

Семья 1.

 

Состав семьи: отец(50 лет,образование высшее техническое), мать (50 лет, образование высшее юридическое), дочь (22 года, студентка), сын (18 лет, учащийся), бабушка (пенсионерка).

 

Стадия жизненного цикла семьи: переходная между стадией завершения воспитательной функции семьи и стадией когда дети живут с родителями не имея собственной семьи.

 

 

 

Сплоченность: Уровень сплоченности низкий умеренный, семью можно отнести к разделенному типу.

 

Гибкость: система по шкале гибкости несбалансирована, относится к ригидному типу

 

Внешние и внутренние границы: семья имеет жесткие внешние и внутренние границы.

 

Иерархия: В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе стоит отец.

 

Ролевая структура семьи: отец – человек делающий погоду в доме, мать – несчастная женщина, бабушка – вездесущая скандалистка, дочь – козел отпущения, сын – человек сдерживающий себя, пытающийся отстраниться.

 

 

Коалиции

В семье существует несколько коалиций: сиблинги образуют коалицию против отца, бабушка с отцом образует коалицию против матери, мать стремится образовать коалицию с дочерью против бабушки, бабушка стремится образовать коалицию с невесткой против внучки, внучка стремится образовать коалицию с братом против бабушки.

 

Семья представляет собой разобщенную систему с низким уровнем сплоченности, члены семьи крайне эмоционально разделены, имеют мало привязанности друг к другу, предпочитают проводить свое время раздельно, имеют несвязанные друг с другом интересы.

Семья имеет жесткие внешние границы, происходит мало обменов между семьей и окружением, в семейной системе наблюдается застой, внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями тоже жесткие, каждая личность демонстрирует независимость и отчужденность от других членов семьи.

Семейная система несбалансирована и ригидна, что является следствием чрезмерной иерархизированности системы. В семье доминирует авторитарная система отношений, во главе которой стоит отец, непринимающий несогласия, неподчинения со стороны других членов семьи , стремящийся контролировать поведение всех членов семьи и навязывать большинство решений, человек нарушающий внутренние границы членов семьи без их согласия, вызывая неприятие своей личности  со стороны других членов семьи. Члены семьи  образуют коалиции , которые помогают членам семьи уменьшить тревогу и противостоять отцу -  тирану.

Роли в системе строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными.

Система замкнута, насилие не выходит за жесткие рамки семейной системы, в в семье постоянно воспроизводится цикл насилия. Отец, который играет  в  семье роль авторитарного лидера, транслирует различные формы насилия по отношению ко всем членам семьи. Каждый член семьи противостоит насилию своими средствами и способами, демонстрируя в ответ какие – либо формы насилия.В семье присутствуют все типы насилия (физическое, сексуальное, экономическое, психологическое).

 

 

 

                                Д.                                   С. 

                                                                                         ф.- физическое насилие;

                                                                                         с.- сексуальное насилие;  

                                                                                         э.- эмоциональное насилие;

                   О.                                    М.                          п.-психологич. насилие;

  

 

 

                                             Б.

 

 

 

 

Отец по отношению к матере (к своей жене) применяет все перечисленные виды насилия, жена в ответ демонстрирует эмоциональное и психологическое насилие; когда уровень напряжения между супругами  начинает превышать некоторую отметку, в отношения если со стороны отца доминировало эмоциональное или психологическое насилие включается дочь, демонстрируя по отношению к отцу эмоциональное и психологическое насилие, отец вступает в коалицию с матерью (бабушкой) которая начинает демонстрировать психологическое и экономическое насилие по отношению к внучке и эмоциональное насилие по отношению к невестке, отец по отношению к дочери демонстрирует эмоциональное и психологическое, и экономическое насилие, если со стороны отца имело место физическое насилие, включается сын, демонстрируя физическое, эмоциональное, психологическое насилие по отношению к отцу, в ответ бабушка по отношению к внуку начинает демонстрировать эмоциональное насилие, мать в ответ по отношению  к бабушке начинает демонстрировать эмоциональное насилие.

Можно говорить, что в семье по большому счету противостоят друг другу две коалиции: коалиция отца с бабушкой и коалиция сиблингов с матерью, но поскольку семья представляет собой маневрирующую систему, которая за относительно короткий промежуток времени несмотря на жесткие границы может колебаться между несколькими состояниями, имеющими структурные различия в близости и иерархии, внутри явной коалиции  существуют тайные коалиции, которые могут становится явными, и включать в себя новые тайные коалиции, состав коалиций зависит от целей, которых хотят добиться члены семьи.

Информация о работе Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии