Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
Цель исследования: доказать влияние культурного и гендерного фактора на конформное поведение.
Задачи:
1. Определить теоретические понятие культуры и гендера в аспекте конформизма.
2. Проведения практического исследования.
3. Обобщение результатов исследование и создание общего вывода по работе.
1.5 Культура и гендерные роли
Культура — это
то, что усваивается большой
В эксперименте, участницами которого были студентки Принстонского университета, Марк Занна и Сьюзан Пак (Mark Zanna and Susan Pak, 1975) продемонстрировали взаимосвязь гендерных ролей и ожидания вполне определенного поведения. Студенток попросили заполнить анкеты, с которыми потом, как они предполагали, должен ознакомиться перед встречей с ними высокий, «солидный» неженатый мужчина. Те девушки, кому намекнули, что идеал этого мужчины — женщина, все помыслы которой устремлены на семью и заботу о муже, приписывали себе более традиционные женские качества по сравнению с теми, кто ожидал встретиться с мужчиной, предпочитающим целеустремленных самостоятельных женщин. Более того, студентки, которые ожидали встретить мужчину, ратующего за равные права мужчин и женщин, демонстрировали более высокие умственные способности. Когда был предложен тест на интеллект, они решили задач на 18 % больше, чем те, кто ожидал встречи с мужчиной, имеющим традиционные взгляды. Однако это желание подстроиться под идеал мужчины выражалось гораздо слабее, когда мужчина описывался менее привлекательным: сверстником, маленького роста и уже имеющим «подругу жизни». В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой (Dean Morier & Cara Seroy, 1994) мужчины подстраивали свой образ под ожидания женщины, с которой они хотели бы познакомиться.
И все же, культура ли формирует гендерные роли? А может быть, роли просто отражают поведение, на самом деле присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные времена свидетельствует в пользу того, что именно культура формирует гендерные роли.
Гендерные роли меняются вместе с культурой. Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть озабочены карьерой мужа более, чем своей собственной? Джон Уильямc, Дебора Бест и их коллеги задавали эти вопросы студентам университета — представителям 14 различных культур. За редким исключением, девушки более склонялись к равенству между полами, чем их сокурсники. Но различия между культурами оказались намного глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, высказывали более традиционные взгляды относительно разницы ролей женщин и мужчин, чем студенты из Дании или Германии.
Гендерные роли меняются с течением времени. За последние пятьдесят лет — не такой уж большой отрезок времени для нашей истории — гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, самостоятельно зарабатывающую деньги, в то время как муж был в состоянии ее содержать. А в 1996 году такое поведение женщины одобряли уже четверо из пяти, хотя двое мужчин из трех по-прежнему думали, что для детей идеальна семейная ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и присматривает за детьми. В 1967 году 57 % американских студентов-первокурсников согласились с тем, что лучше всего, если занятия замужней женщины будут ограничиваться домом и семьей. В 1997 году с этим согласились лишь 25.
Такое изменение установок сопровождается и изменением поведения. С 1960 по 1995 год доля 40-летних замужних работающих американок в общем составе рабочей силы увеличилась ровно вдвое — с 38 % до 76 %). Похожая картина наблюдается в Канаде, Австралии и Великобритании. Начиная с 1970 года непрерывно возрастает число женщин, получающих образование, для того чтобы стать юристами, врачами и дантистами. Это варьирование ролей в зависимости от культуры и от времени указывает на то, что эволюция и биология — отнюдь не единственные факторы, влияющие на гендерные роли, культура также изменяет их.4
1.6 Этнические и культурологические факторы конформности
Эксперименты Аша были повторены в других странах Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Португалии, Франции, Ливане, Гонконге, Кувейте, Заире и показали уровень конформности близкий по своему уровню, обнаруженному в США. Но столь, же длинным оказывается и список стран, в которых испытуемые демонстрировали более высокий (Зимбабве, Гана, Фиджи, Китай), более низкий (Германия, Япония) и даже нулевой (Канада, та, же Великобритания) уровень конформных реакций.
«В культурах Запада с их акцентом на самовыражение и отстаивание своего мнения конформность обычно ассоциируется с покорностью и уступчивостью и считается однозначно отрицательным явлением. Но в культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная сензитивность, «как в высшей степени положительное и желательное явление, социальная ценность и норма»
Можно предположить, что конформные реакции проявляются с разной степенью интенсивности в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости.
По его мнению, культуры
охотников и собирателей –
общества с малыми запасами пищи, которые
воспитывают в детях
1.7 Целесообразность
и биологическое
Биологическое предназначение мужчин и женщин можно было бы выразить очень кратко: задача мужчин - оплодотворять женщин, а задача женщин - рожать детей. Эта позиция отражает наиболее влиятельную концепцию XIX в. - дарвинизм и его развитие в виде социального дарвинизма XX в., которая делает упор на "естественный отбор" и основное и самое высокое назначение женщины в обществе - материнство, являющееся неотъемлемым фактором процветания нации. Как полагал И. И. Мечников, ради этой миссии природа допускает отставание женщин в развитии. Вот что он писал по этому поводу в начале XX в.: "Многими натуралистами вполне осознан тот факт, что женщина представляется как бы соответствующей мужчине в юношеском возрасте, следовательно, задерживается на известной ступени развития, подобно тому, как задерживается развитие личинкоподобной самки многих насекомых, самцы которых являются в виде гораздо более развитых крылатых существ. Никто, конечно, не выведет из моих слов, чтобы я утверждал, будто женщина не способна к развитию и должна во всех случаях и вечно оставаться на личинкоподобной стадии развития. Я утверждаю только, что прогрессивное развитие женщины должно совершаться в ущерб ее способности размножения, выкармливания и воспитания детей, совершенно подобно тому, как усиленная деятельность рабочих пчел, муравьев и термитов могла явиться не иначе, как вместе с появлением бесплодия или же плодовитости в экстренных исключительных случаях, фактическое доказательство этого мнения представляют нам Соединенные Штаты. Женщины-янки с давних пор заботятся о собственном развитии и сделали в этом отношении огромные успехи, но они совершились, видимо, за счет размножения и семейной жизни" (1913, с. 92). Конечно же, речь у И. И. Мечникова идет не о потере способности к деторождению в результате эмансипации женщин, а об изменении их социальной роли в семейной жизни и отношения к рождению большого количества детей. Не секрет, что чем образованнее женщина, тем меньше у нее детей. Это - плата за ее интеллектуальное развитие.
С позиций социального дарвинизма, большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия, доказывая физиологически обусловленное ограничение не только физической, но и умственной и социальной активности женщин. В 1887 г. председатель Британской медицинской ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности женщин были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровое потомство. 5
«Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда» - Джузеппе Мадзини.
Вывод
В первой части нашей работы мы осветили, такие теоретические понятие культуры и гендера в аспекте конформного поведения. Также мы подробно рассмотрели само явление конформизма и ряд его исследований.
Нами была определенна важность культурного и гендерного аспекта в конформном поведении.
На основе изученного теоретического материала, мы можем сделать вывод о том что, конформное поведение это сложный и многогранный процесс, влияние на которого оказывает ряд факторов: культурный, гендерный, личностный. И изучение отдельно каждого из влияющих факторов поможет нам наиболее подробно и чётко изучить данное явление.
Часть 2. Практическое исследование
2.1.Введение в исследование.
Что бы разобраться в
причинах конформного поведения
мы провели теоретическое
Но без экспериментального подтверждения я думаю, наше исследование будет не полным.
Так одной из причин конформного поведения, является профессиональная принадлежность человека. Одни профессии предполагают более низкий уровень конформного поведения другие наоборот.
Целью нашего исследования является: Выявление зависимости между уровнем конформности и профессиональной принадлежностью.
Гипотеза исследования: Уровень конформности зависит от профессиональной принадлежности человека.
Контргипотеза исследования: Уровень конформности не зависит от профессиональной принадлежности человека.
Рабочая гипотеза: Уровень конформности студентов технической специальности выше, чем у студентов гуманитарной специальности.
Предмет: Зависимость уровня конформности от профессиональной принадлежности человека.
Объект: студенты.
Задачи:
5. Выявить отличия в показателях
6. Подтвердить
результаты с помощью
2.2Описание исследования.
Независимая переменная в данном исследовании: профессиональная принадлежность человека.
Зависимая переменная: уровень конформности.
В эксперименте принимали участие студенты технической и гуманитарной специальностей.
Всего в эксперименте участвовало 80 человек. Выборку мы разделили на две группы, в первой группе оказались студенты гуманитарии. Вторую группу составляли студенты технической специальности.
Перед началом исследования мы предположили, что группы будут отличаться между собой по уровню конформности. Наша рабочая гипотеза состояла в том, что уровень конформности будет выше у студентов технической специальности, чем у студентов гуманитарной специальности.
Для исследования уровня конформности мы примени опросник Кеттела, в нашем исследовании мы использовали только вопросы, относящиеся к фактору Е, то есть фактору конформности. Результаты обрабатывались в соответствии с ключом.
2.3. Обработка и интерпретация результатов.
Нами были получены, следующие данные:
Студенты гуманитарии.
№ ИСПЫТУЕМОГО |
ПОЛ |
БАЛЛЫ |
СТЕНЫ |
1 |
Ж |
11 |
4 |
2 |
Ж |
15 |
6 |
3 |
Ж |
12 |
5 |
4 |
М |
17 |
7 |
5 |
Ж |
12 |
6 |
6 |
М |
19 |
8 |
7 |
Ж |
14 |
7 |
8 |
М |
20 |
9 |
9 |
М |
13 |
5 |
10 |
Ж |
9 |
5 |
11 |
М |
17 |
7 |
12 |
Ж |
18 |
9 |
13 |
Ж |
19 |
10 |
14 |
М |
17 |
7 |
15 |
Ж |
6 |
3 |
16 |
М |
20 |
9 |
17 |
Ж |
11 |
6 |
18 |
Ж |
8 |
4 |
19 |
М |
20 |
9 |
20 |
М |
18 |
7 |
21 |
М |
19 |
8 |
22 |
Ж |
11 |
6 |
23 |
М |
12 |
5 |
24 |
Ж |
8 |
4 |
25 |
Ж |
9 |
5 |
26 |
М |
19 |
8 |
27 |
Ж |
14 |
7 |
28 |
М |
18 |
7 |
29 |
Ж |
9 |
5 |
30 |
М |
19 |
8 |
31 |
М |
17 |
7 |
32 |
Ж |
12 |
6 |
33 |
Ж |
11 |
6 |
34 |
М |
17 |
7 |
35 |
М |
22 |
10 |
36 |
Ж |
15 |
8 |
37 |
М |
17 |
7 |
38 |
Ж |
12 |
4 |
39 |
Ж |
20 |
10 |
40 |
Ж |
11 |
6 |
Информация о работе Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов