Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание

Цель исследования: доказать влияние культурного и гендерного фактора на конформное поведение.
Задачи:
1. Определить теоретические понятие культуры и гендера в аспекте конформизма.
2. Проведения практического исследования.
3. Обобщение результатов исследование и создание общего вывода по работе.

Работа состоит из  1 файл

Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Культура и гендерные роли

 

Культура — это  то, что усваивается большой группой  людей, и то, что передается от поколения  к поколению: идеи, установки, поведение  и традиции. Мы можем видеть созидательную  силу культуры в том, как ведут себя мужчины и женщины. Повсюду, во всех уголках мира, девочки помогают матери в работе по дому и заботятся о своих младших братьях и сестрах, мальчики же обычно где-то безнадзорно играют. Даже в современных североамериканских семьях, где мужья и жены в равной степени стремятся к карьере, всеми ремонтными работами по дому занимается обычно муж, а жена заботится о детях. Женщины повсеместно выполняют большую часть работы по дому. И из обязанностей, разделяемых членами семьи, приготовление пищи и мытье посуды повсюду стоит на последнем месте. На основании ожиданий вполне определенного поведения мужчин и женщин и очерчиваются гендерные роли.

В эксперименте, участницами  которого были студентки Принстонского  университета, Марк Занна и Сьюзан Пак (Mark Zanna and Susan Pak, 1975) продемонстрировали взаимосвязь гендерных ролей и ожидания вполне определенного поведения. Студенток попросили заполнить анкеты, с которыми потом, как они предполагали, должен ознакомиться перед встречей с ними высокий, «солидный» неженатый мужчина. Те девушки, кому намекнули, что идеал этого мужчины — женщина, все помыслы которой устремлены на семью и заботу о муже, приписывали себе более традиционные женские качества по сравнению с теми, кто ожидал встретиться с мужчиной, предпочитающим целеустремленных самостоятельных женщин. Более того, студентки, которые ожидали встретить мужчину, ратующего за равные права мужчин и женщин, демонстрировали более высокие умственные способности. Когда был предложен тест на интеллект, они решили задач на 18 % больше, чем те, кто ожидал встречи с мужчиной, имеющим традиционные взгляды. Однако это желание подстроиться под идеал мужчины выражалось гораздо слабее, когда мужчина описывался менее привлекательным: сверстником, маленького роста и уже имеющим «подругу жизни». В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой (Dean Morier & Cara Seroy, 1994) мужчины подстраивали свой образ под ожидания женщины, с которой они хотели бы познакомиться.

И все же, культура ли формирует гендерные роли? А может быть, роли просто отражают поведение, на самом деле присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные времена свидетельствует в пользу того, что именно культура формирует гендерные роли.

Гендерные роли меняются вместе с культурой. Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть озабочены карьерой мужа более, чем своей собственной? Джон Уильямc, Дебора Бест и их коллеги задавали эти вопросы студентам университета — представителям 14 различных культур. За редким исключением, девушки более склонялись к равенству между полами, чем их сокурсники. Но различия между культурами оказались намного глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, высказывали более традиционные взгляды относительно разницы ролей женщин и мужчин, чем студенты из Дании или Германии.

Гендерные роли меняются с течением времени. За последние пятьдесят лет — не такой уж большой отрезок времени для нашей истории — гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, самостоятельно зарабатывающую деньги, в то время как муж был в состоянии ее содержать. А в 1996 году такое поведение женщины одобряли уже четверо из пяти, хотя двое мужчин из трех по-прежнему думали, что для детей идеальна семейная ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и присматривает за детьми. В 1967 году 57 % американских студентов-первокурсников согласились с тем, что лучше всего, если занятия замужней женщины будут ограничиваться домом и семьей. В 1997 году с этим согласились лишь 25.

Такое изменение установок  сопровождается и изменением поведения. С 1960 по 1995 год доля 40-летних замужних работающих американок в общем составе  рабочей силы увеличилась ровно  вдвое — с 38 % до 76 %). Похожая картина наблюдается в Канаде, Австралии и Великобритании. Начиная с 1970 года непрерывно возрастает число женщин, получающих образование, для того чтобы стать юристами, врачами и дантистами. Это варьирование ролей в зависимости от культуры и от времени указывает на то, что эволюция и биология — отнюдь не единственные факторы, влияющие на гендерные роли, культура также изменяет их.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Этнические  и культурологические факторы  конформности

 

Эксперименты Аша   были повторены в других странах  Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Португалии, Франции, Ливане, Гонконге, Кувейте, Заире и показали уровень конформности близкий по своему уровню, обнаруженному в США. Но столь, же длинным оказывается и список стран, в которых испытуемые демонстрировали более высокий (Зимбабве, Гана, Фиджи, Китай), более низкий (Германия, Япония) и даже нулевой (Канада, та, же Великобритания) уровень конформных реакций.

«В культурах Запада с их акцентом на самовыражение и  отстаивание своего мнения конформность обычно ассоциируется с покорностью и уступчивостью и считается однозначно отрицательным явлением. Но в культурах, где высоко ценится гармония межличностных отношений, податливость мнению большинства может интерпретироваться как тактичность и социальная сензитивность, «как в высшей степени положительное и желательное явление, социальная ценность и норма»  

Можно предположить, что  конформные реакции проявляются  с разной степенью интенсивности  в зависимости от того, делается ли в культуре акцент на воспитании самоутверждения или уступчивости.

По его мнению, культуры охотников и собирателей –  общества с малыми запасами пищи, которые  воспитывают в детях необходимые  для выживания стремление к самоутверждению, креативность и исследовательский  дух, – оказывают меньшее давление на личность, что приводит к меньшей конформности. А в сплоченных, стратифицированных сельскохозяйственных культурах – обществах с большими запасами пищи – социализация направлена на то, чтобы воспитать послушного, уступчивого ребенка, и функционален высокий уровень конформности.

 

 

 

1.7 Целесообразность  и биологическое предназначение  наличия в природе двух полов.

 

Биологическое предназначение мужчин и женщин можно было бы выразить очень кратко: задача мужчин - оплодотворять  женщин, а задача женщин - рожать детей. Эта позиция отражает наиболее влиятельную концепцию XIX в. - дарвинизм и его развитие в виде социального дарвинизма XX в., которая делает упор на "естественный отбор" и основное и самое высокое назначение женщины в обществе - материнство, являющееся неотъемлемым фактором процветания нации. Как полагал И. И. Мечников, ради этой миссии природа допускает отставание женщин в развитии. Вот что он писал по этому поводу в начале XX в.: "Многими натуралистами вполне осознан тот факт, что женщина представляется как бы соответствующей мужчине в юношеском возрасте, следовательно, задерживается на известной ступени развития, подобно тому, как задерживается развитие личинкоподобной самки многих насекомых, самцы которых являются в виде гораздо более развитых крылатых существ. Никто, конечно, не выведет из моих слов, чтобы я утверждал, будто женщина не способна к развитию и должна во всех случаях и вечно оставаться на личинкоподобной стадии развития. Я утверждаю только, что прогрессивное развитие женщины должно совершаться в ущерб ее способности размножения, выкармливания и воспитания детей, совершенно подобно тому, как усиленная деятельность рабочих пчел, муравьев и термитов могла явиться не иначе, как вместе с появлением бесплодия или же плодовитости в экстренных исключительных случаях, фактическое доказательство этого мнения представляют нам Соединенные Штаты. Женщины-янки с давних пор заботятся о собственном развитии и сделали в этом отношении огромные успехи, но они совершились, видимо, за счет размножения и семейной жизни" (1913, с. 92). Конечно же, речь у И. И. Мечникова идет не о потере способности к деторождению в результате эмансипации женщин, а об изменении их социальной роли в семейной жизни и отношения к рождению большого количества детей. Не секрет, что чем образованнее женщина, тем меньше у нее детей. Это - плата за ее интеллектуальное развитие.

С позиций социального  дарвинизма, большинство представителей науки и образования единодушно противостояли попыткам женщин добиться социального равноправия, доказывая физиологически обусловленное ограничение не только физической, но и умственной и социальной активности женщин. В 1887 г. председатель Британской медицинской ассоциации предложил, чтобы в интересах социального прогресса и улучшения человеческой расы образование и другие виды активности женщин были запрещены конституцией как потенциально опасные, вызывающие перегрузку женского организма и неспособность произвести здоровое потомство. 5

«Мужчина и женщина - это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда» - Джузеппе Мадзини.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В первой части нашей работы мы осветили, такие теоретические понятие  культуры и гендера в аспекте  конформного поведения. Также мы подробно рассмотрели само явление  конформизма и ряд его исследований.

Нами была определенна  важность культурного и гендерного аспекта в конформном поведении.

На основе изученного теоретического материала, мы можем сделать вывод о том что,  конформное поведение это сложный и многогранный процесс,  влияние на которого оказывает ряд факторов: культурный, гендерный, личностный. И изучение отдельно каждого из влияющих факторов поможет нам наиболее подробно и чётко изучить данное явление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Практическое исследование

 

2.1.Введение в  исследование.

Что бы разобраться в  причинах конформного поведения  мы провели теоретическое исследование, проанализировали литературу по избранной  теме. И выяснили, что причин конформного  поведения очень много начиная  от личностных качеств человека и  заканчивая  гендерными и культурными факторами. Я думаю, изучение   причин конформизма будет полезно и с теоретической точки зрения, так как проблема плохо изучена и с прикладной. Изучив причины конформного поведения можно будет сказать какие люди больше подвержены конформности, какие условия провоцируют конформизм, а вследствие этого выяснить, как можно снизить степень конформности, что как мне кажется, может сделать взаимодействие человека с группой более успешным, а существование в ней более благоприятным.

Но без экспериментального подтверждения я думаю, наше исследование будет не полным.

Так одной из причин конформного  поведения, является профессиональная принадлежность человека. Одни профессии  предполагают более низкий уровень  конформного поведения другие наоборот.    

Целью нашего исследования является:  Выявление зависимости между уровнем конформности и профессиональной принадлежностью.

Гипотеза исследования: Уровень конформности зависит от профессиональной принадлежности человека.

Контргипотеза исследования: Уровень конформности не зависит от профессиональной принадлежности человека.

Рабочая гипотеза: Уровень конформности студентов  технической специальности выше, чем у студентов  гуманитарной специальности.

Предмет: Зависимость уровня конформности от профессиональной принадлежности человека.

Объект: студенты.

Задачи:

  1. Подбор методик.
  2. Исследовать студентов, разных специальностей.
  3. Выявить уровень конформности у представителей разных профессий.
  4. Сравнить полученные результаты.

5. Выявить отличия  в показателях

     6. Подтвердить  результаты с помощью статистических  методов. 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Описание  исследования.

Независимая переменная в данном исследовании: профессиональная принадлежность человека.

Зависимая переменная: уровень  конформности.

В эксперименте принимали  участие студенты технической и  гуманитарной специальностей.

Всего в эксперименте участвовало  80 человек.  Выборку  мы разделили на две группы, в  первой группе оказались  студенты гуманитарии. Вторую группу составляли  студенты технической специальности.

Перед началом исследования мы предположили, что группы будут  отличаться между собой по уровню конформности. Наша рабочая гипотеза состояла в том, что уровень конформности будет выше у студентов  технической  специальности, чем у студентов  гуманитарной специальности.

 Для исследования уровня конформности мы примени опросник Кеттела,    в нашем исследовании мы использовали только вопросы, относящиеся к фактору Е, то есть фактору конформности. Результаты обрабатывались в соответствии с ключом.

 

2.3. Обработка и интерпретация результатов.

Нами были получены, следующие  данные:

Студенты  гуманитарии.

 № ИСПЫТУЕМОГО

ПОЛ

БАЛЛЫ

СТЕНЫ

1

Ж

11

4

2

Ж

15

6

3

Ж

12

5

4

М

17

7

5

Ж

12

6

6

 М

19

8

7

Ж

14

7

8

М

20

9

9

М

13

5

10

Ж

9

5

11

М

17

7

12

Ж

18

9

13

 Ж

19

10

14

 М

17

7

15

 Ж

6

3

16

 М

20

9

17

Ж

11

6

18

 Ж

8

4

19

М

20            

9

20

М

18

7

21

 М

19

8

22

 Ж

11

6

23

 М

12

5

24

Ж

8

4

25

 Ж

9

5

26

 М

19

8

27

 Ж

14

7

28

 М

18

7

29

 Ж

9

5

30

 М

19

8

31

 М

17

7

32

Ж

12

6

33

 Ж

11

6

34

М

17

7

35

 М

22

10

36

Ж

15

8

37

М

17

7

38

Ж

12

4

39

Ж

20

10

40

Ж

11

6

Информация о работе Исследование особенностей конформного поведения студентов ВУЗов