Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Цель исследования: изучение типов темперамента и его свойств. Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет. Предметом исследования являются свойства темперамента. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
2. Обозначение метода исследования;
3. Выявление особенностей типов темперамента и его свойств.
Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования темперамента
1.1. Общее понятие о темпераменте…………………………….....4
1.2. Основные компоненты темперамента………………………...5
2. Исследование типов темперамента и его свойств
2.1. Метод исследования……………………………………………8
2.2. Организация и проведение исследования…………………….8
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………9
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..17
Приложения.…………………………………………………………..18
Таблица 1………………………………………………………………23
ИВЭСЭП
Институт
Внешнеэкономических
Связей, Экономики
и Права
Контрольная работа по дисциплине:
Экспериментальная психология
На
тему: Исследование
темперамента
Работу выполнила:
Студентка 5 курса
Заочного отделения
Ф-та Психологии
Белецкая
У.В.
Содержание.
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………..17
Приложения.…………………………………………………
Таблица
1………………………………………………………………23
Введение.
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю, и едва ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело лишь с разными формами их проявления.
Особенности свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику свойств темперамента в индивидуальности. Данное обстоятельство и предопределило актуальность моего исследования.
Цель исследования: изучение типов темперамента и его свойств.
Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет.
Предметом исследования являются свойства темперамента.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.Теоретические
основы исследования
темперамента.
1.1. Общее понятие о темпераменте.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3 темперамента.
Итак,
под темпераментом следует понимать
индивидуально своеобразные свойства
психики, определяющие динамику психической
деятельности человека, которые, одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности
независимо от ее содержания, целей, мотивов,
остаются постоянными в зрелом возрасте
и во взаимосвязи характеризуют тип
темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
-Регулируют динамику психической деятельности в целом;
-Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
-Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
-Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- Обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь
данными признаками, можно с достаточной
определенностью отличить свойства темперамента
от всех других психических свойств личности.
1.2.Основные компоненты темперамента.
Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (или специального) и речевого аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.
Темперамент ( от лат. Temperamentum- надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - врожденная характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.
Свойства
темперамента к числу собственно
личностных качеств человека можно
отнести только условно, они скорее
составляют индивидные его особенности,
так как в основном биологически обусловлены
и являются врожденными. Тем не менее,
темперамент оказывает существенное влияние
на формирование характера и поведения
человека, иногда определяет его поступки,
его индивидуальность, поэтому полностью
отделить темперамент от личности нельзя.
Он выступает как бы связующим звеном
между организмом, личностью и познавательными
процессами.
2. Исследование типов темперамента и его свойств.
Изучение
темперамента человека может быть либо
направленным на общую характеристику
и определение его типа, либо углубленным,
ориентированным на изучение свойств
темперамента. В обоих случаях может быть
применен весь набор методов психологического
исследования.
2.1. Метод исследования.
Для диагностики свойств и типов темперамента личности, была использована методика Г.Айзенка.
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.
Тест-опросник Г.Айзенка содержит 57 вопросов (см. приложение 1), на который испытуемый должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру не рекомендуется.
Обработка результатов по методике Айзенка:
Полученные
результаты ответов сопоставляются
с «ключом» (см. приложение №3). За ответ,
соответствующий ключу, присваивается
1 балл, за несоответствующий ключу —
0 баллов. Полученные баллы суммируются.
2.2. Организация и проведение исследования.
Участвовали в эксперименте студенты 4-5го курсов ВУЗов Санкт-Петербурга. Возрастной состав испытуемых 20-22 года. Общее количество 20 человек, из них 10 девушек и 10 юношей.
Форма проведения эксперимента – групповая.
Общее время тестирования 45мин. – 1 час.
Испытуемым были выданы:
- бланки ответов к методике, используемой в эксперименте;
- текст опросника к методике Айзенка.
Обработка полученных данных:
Подсчет
и сопоставление результатов анкетирования
с табличными данными, что позволило нам
в соответствии с этими результатами выявить
степень выраженности исследуемых качеств;
все полученные показатели были занесены
в таблицу № 1.
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования.
Произведя обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы смогли определить вид темперамента испытуемых.