Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:30, контрольная работа
Цель исследования: изучение типов темперамента и его свойств. Объектом исследования являются девушки и юноши 20-22 лет. Предметом исследования являются свойства темперамента. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
2. Обозначение метода исследования;
3. Выявление особенностей типов темперамента и его свойств.
Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы исследования темперамента
1.1. Общее понятие о темпераменте…………………………….....4
1.2. Основные компоненты темперамента………………………...5
2. Исследование типов темперамента и его свойств
2.1. Метод исследования……………………………………………8
2.2. Организация и проведение исследования…………………….8
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………9
Заключение……………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………..17
Приложения.…………………………………………………………..18
Таблица 1………………………………………………………………23
Интерпретация результатов:
Методика
содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии,
нейротизма, психотизма и специфическую
шкалу, предназначенную для оценки искренности
испытуемого, его отношения к обследованию.
Интерпретация показателей по шкале "Искренность":
Численный показатель | Интерпретация |
0
- 3
4 - 6 7 - 9 |
Откровенный
Ситуативный Лживый* |
*В
данном случае речь идет
Интерпретация показателей по шкале "Экстраверсия и интроверсия":
Значе-ние | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы "Экстраверсия" | Сверх интроверт |
Интроверт |
Потенциальный интроверт |
Амбиверт |
Потенциальный экстраверт |
Экстраверт |
Сверх экстраверт |
Интерпретация по шкале "Нейротизм":
Значе-ние | 0-2 | 3-6 | 7-10 | 11-14 | 15-18 | 19-22 | 23-24 |
Интерпретация для шкалы "Нейротизм" | Сверх конкордант |
Конкордант |
Потенциальный конкордант |
Нормостеник |
Потенциальный дискордант |
Дискордант |
Сверх дискордант |
Г.Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.
1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
2. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
3. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Г.Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие — интровертированному.
Средние показатели по шкале экстра-, интроверсии: 7—15 баллов.
Средние показатели по шкале нейротизма: 8— 16.
Средние значения по шкале психотизма: 5—12.
Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.
Привлекая
данные из физиологии высшей нервной
деятельности, Айзенк высказывает гипотезу
о том, что сильный и слабый типы, по Павлову,
очень близки к экстравертированному
и интровертированному типам личности.
Природа интро- и экстраверсии усматривается
во врожденных свойствах центральной
нервной системы, которые обеспечивают
уравновешенность процессов возбуждения
и торможения. Таким образом, используя
данные обследования по шкалам экстра-,
интроверсии и нейротизма, можно вывести
показатели темперамента личности по
классификации Павлова, который описал
четыре классических типа: сангвиник (по
основным свойствам центральной нервной
системы характеризуется как сильный,
уравновешенный, подвижный), холерик (сильный,
неуравновешенный, подвижный), флегматик
(сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик
(слабый, неуравновешенный, инертный).
На графике (рис.1) можно увидеть, как соотносятся
типы темперамента со шкалами опросника,
так называемый «круг» Айзенка. Там же
приведена краткая характеристика каждого
типа темперамента. Как правило, следует
говорить о преобладании тех или иных
черт темперамента, поскольку в жизни
в чистом виде они встречаются редко.
Рис.2.
Круг Айзенка
Сангвиник - быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Холерик - отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.
Флегматик - характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами — выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других — вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолик
- у него реакция часто не соответствует
силе раздражителя, присутствует глубина
и устойчивость чувств, при слабом их выражении.
Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться.
Сильные воздействия часто вызывают у
меланхолика продолжительную тормозную
реакцию (опускаются руки). Ему свойственны
сдержанность и приглушенность моторики
и речи, застенчивость, робость, нерешительность.
В нормальных условиях меланхолик — человек
глубокий, содержательный, может быть
хорошим тружеником, успешно справляться
с жизненными задачами. При неблагоприятных
условиях может превратиться в замкнутого,
боязливого, тревожного, ранимого человека,
склонного к тяжелым внутренним переживаниям
таких жизненных обстоятельств, которые
вовсе этого не заслуживают.
Для удобства в работе с опросником был использован бланк ответов для испытуемых (приложение №2) и ключ для подсчета результатов (приложение №3).
Данные результатов исследования по методике Айзенка были занесены в таблицу №1, что позволило мне прийти к выводу:
Среди
множества черт характер индивида некоторые
выступают как ведущие, другие как
второстепенные, обусловленные развитием
ведущих свойств, при этом они
могут и гармонировать, и резко
контрастировать с ведущими свойствами,
что образует цельные или более противоречивые
характеры.
Заключение.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить, что особенности свойств темперамента привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Методы их изучения достаточно условны и не объективны, но работы в этом направлении ведутся и приносят свои плоды.
В
своей работе я постаралась освятить
общее представление о
Список используемой литературы.
1.В.Д.Небылицын. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М,1982.
2.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
3.Егорова Психология индивидуальных различий. М., 1997.
4.И.Кант. О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Тексты.М,1982.
5.Немов Р.С. Психология // Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1, М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.
6.Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.