Исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа

Описание

Межличностное и групповое взаимодействие является одним из наиболее актуальных факторов в современном мире. И одним из показателей является развитие эмпатийных тенденций, как возможность улучшения навыка взаимодействия.
В данной работе ставится проблема влияния навыков телесности на развитие уровня эмпатийности.Эмпатия (сопереживание) т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

Работа состоит из  1 файл

МОЯ.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

     Южно-Уральский государственный университет

     Кафедра социальной психологии 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  экспериментальной психологии 
 

       Исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций. 
 
 

                Выполнила: студентка группы        ПЗВ – 315                  Гусева Ю.В.

                   Проверила:        
               
               
               
               
               
               
               
               

     Челябинск 2011

     Общий план эксперимента

Цель: исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций.
Теоретическая гипотеза: прохождение танцетерапии влияет на степень эмпатийности
Независимая переменная:

прохождение танцетерапии

Зависимая переменная:

эмпатийность

Экспериментальная гипотеза: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют повышению степени эмпатийности.
Статистическая  гипотеза 1): повышение степени эмпатийности при занятиях танцетерапией не является случайным.
Характер  эксперимента: лабораторный, естественный.
Экспериментальная схема: О1 Х О2
Качественная  характеристика выборки: мужчины и женщины разных возрастов (20-50 лет), различных профессий и различных по социальному статусу, прошедшие танцевальный курс «5 шагов» Количество  испытуемых: 40
Условия проведения эксперимента: эксперимент проводится в виде серии уроков «5 шагов», в установленное время. Обстановка должна соответствовать методике занятий (танцевальный зал с зеркалами). Занятия  проводятся в коллективной форме, люди, записавшиеся на них посещают уроки вместе, в одно время.
Технология  проведения эксперимента:

1. Подбор танце-терапевтов, ознакомление их с программой  «5 шагов».

2. Набор участников с заполнением ими анкеты и теста-опросника «Исследование уровня эмпатийных тенденций»

3роведение программы «5 шагов»

4.Заполнение участниками программы теста-опросника «Исследование уровня эмпатийных тенденций»

5. Статистическая обработка результатов.

6. Выводы

Метод измерения зависимой  переменной: тест-опросник «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова.

Необходимый материал и техническое  обеспечение: помещение для проведения танцевальной программы (танцевальный зал с зеркалами), оборудованное исходя из программы (магнитофон, музыкальные записи); анкеты (40 шт.); тест-опросник и бланки для фиксации ответов(80 шт.).
Ожидаемый практический эффект: результаты эксперимента найдут свое применение в области психотерапии с целью помощи клиентам повысить эффективность межличностного и группового взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Эмпатия (сопереживание)  т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

     Сегодня, все более популярной становится танцевально-двигательная терапия, она  все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия.

     Групповой опыт позволяет увеличить степень  самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

     Межличностное и групповое взаимодействие является одним из наиболее актуальных факторов в современном мире. И одним из показателей является развитие эмпатийных тенденций, как возможность улучшения навыка взаимодействия.

     В данной работе ставится проблема влияния  навыков телесности на развитие уровня эмпатийности.

     Результаты  эксперимента найдут свое применение в области психотерапии в целях  помощи клиентам повысить эффективность межличностного и группового взаимодействия. 
 
 
 

Планирование  эксперимента. 

     Цель: исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций..

     Теоретическое обоснование

     Гипотеза: прохождение танцетерапии влияет на степень эмпатийности.

     Объяснение: Эмпатия (сопереживание)  т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.

     Эмпатия способствует сбалансированности межличностных  отношений. Она делает поведение  человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия –  ключевой фактор успеха в тех видах  деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.

     Следовательно, такой феномен как эмпатийность, способствует улучшению межличностного взаимодействия, так как возможность  почувствовать переживания другого, влияет на понимание его настроения.

     Танцевальные  техники, которые содержит в себе танцевально-двигательная терапия, позволяют  обрести чувствование себя и другого  человека, осознать собственное «Я». Клиенты исследуют себя (принцип активности клиента), выражаясь в движении, и наблюдают за другими. В процессе программы выстраиваются некоторые модели реального взаимодействия, посредством которых человеку дается возможность «здесь-и-сейчас» почувствовать другого человека, почувствовать свое отношение к нему, попробовать выстроить эффективную модель взаимодействия. Не чувствуя и не сопереживая происходящему внутри «другого», клиент просто не сможет войти в контакт. Танцевальные тренинги позволяют расширить спектр осознаваемых переживаний и, как следствие, дают возможность увидеть эти переживания в «другом». По мере пополнения знаний о возможных переживаниях человеку становится легче распознавать их в партнере. Наглядный материал, который дает танцевальная терапия, позволяет выстраивать более эффективное и эмпатийное отношение с партнером.

     Повышение танцевальной культуры, посредством  методов танцевально-двигательной терапии, способствует увеличению выразительности  движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, определение  границ своего движения и их расширение). Взаимодействие в большой группе людей, условие при котором проводится программа, позволяет увидеть варианты выразительности других людей. Обсуждение чувств, возникающих в момент танца в разных условиях, позволяет увидеть весь спектр переживаний других людей в различных ситуациях взаимодействия. 
 

     Переменные

Независимая переменная: Прохождение программы «5 шагов». Переменная является качественной, имеет два условия: отсутствие танцевального опыта до прохождения программы и наличие его после прохождения сессии. Об отсутствии подобного опыта можно судить по отсутствию хореографического образования и по тому, что человек никогда не проходил курсы танцевально-двигательной терапии.

  Зависимая переменная: степень эмпатийности. Переменная выражается в баллах теста-опросника «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова. Чем больше баллов набирает испытуемый, тем выше степень эмпатийности.

 
 
 

       Экспериментальная гипотеза

Основная: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют повышению степени эмпатийности.

Контргипотеза: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют понижению степени эмпатийности.

Альтернативная: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») не влияет на степень эмпатийности.  

     Внешняя валидность

     Выборка: полученные выводы будут применяться к популяции взрослых мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не имеющих хореографического образования (с низкой танцевальной культурой). Таким образом, в экспериментальной выборке не должно быть детей, а также людей преклонного возраста и людей с танцевальным опытом. Кроме того, данный эксперимент подразумевает участие в нем людей, которые по тем или иным причинам заинтересованы в личностных изменениях (т.к. это люди, добровольно решившие принять участие в программе «5 шагов»).

     Дополнительные  переменные:

    1. отсутствие танцевального опыта.
    2. Заинтересованность в личностных изменениях.
    3. Возраст

     Условия эксперимента:

     В данном эксперименте одной из дополнительных переменных является возраст. Результаты эксперимента будут распространяться на популяцию взрослых людей (в возрасте в соответствии с выборкой). Так как в детском возрасте способность к эмпатии не может быть адекватной в связи с отсутствием полного осознания своих переживаний и переживаний других людей. Верхняя возрастная граница, в свою очередь, является условной, она будет определяться тем, насколько адекватно человек способен участвовать в программе «5 шагов».

     Поскольку речь идет о добровольном участии  людей в программе, то выявленная закономерность будет, в первую очередь, справедлива для данной категории людей. А именно, людей, которые по собственной инициативе обращаются за помощью к психологическому консультированию и психотерапии.

     Также дополнительной переменной является «отсутствие танцевального опыта». Под этим выражением в данной работе понимается отсутствие хореографического образования и навыков, приобретенных при прохождении танцевально-двигательной терапии. 

     Внутренняя  валидность

     Факторы:

     Эффект  тестирования. В данном эксперименте испытуемым предлагается заполнять один и тот же тест-опросник через определенный промежуток времени (1 месяц). Первое тестирование может непредсказуемым образом повлиять на результаты повторного.

     Влияние экспериментатора. В случае, когда в роли экспериментального воздействия выступает танцевальная программа, очень многое зависит от ведущего. Один ведущий может способствовать развитию эмпатийности, а другой – нет. И это будет зависеть от взаимодействия испытуемых с конкретным тренером.

     Побочные переменные:

    1. знание испытуемыми вопросов теста и собственных ответов на данные вопросы;
    2. личность экспериментатора-тренера программы.

     Переменные  являются достаточно опасными для данного  эксперимента и нуждаются в экспериментальном  контроле. 
 
 

     Экспериментальный контроль

     Характер  эксперимента: естественный. Выбор был сделан в пользу естественного эксперимента потому что проводился в ситуации добровольного обращения клиентов к танце-терапевту. Следовательно, исключается ситуация нежелания работать в группе и получать результаты, которые должны, в свою очередь, способствовать развитию эмпатийности.

     Способы контроля:

     Эффект  тестирования.

          Побочная переменная: знание испытуемыми вопросов теста и собственных ответов на данные вопросы.

     Цель: исключение влияния данной побочной переменной на зависимую.

     Процедура:

    1. испытуемых заранее не предупреждают, что тестирование будет проводиться еще раз;
    2. в период проведения программы не делается вербальный упор на развитие эмпатии (т.е. не проговаривается словесно). Клиенты повышают самосознание и навык взаимодействия.
    3. перед повторным тестированием испытуемых просят отвечать на вопросы исходя из своего видения, сложившегося к данному моменту;

Информация о работе Исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций