Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа
Межличностное и групповое взаимодействие является одним из наиболее актуальных факторов в современном мире. И одним из показателей является развитие эмпатийных тенденций, как возможность улучшения навыка взаимодействия.
В данной работе ставится проблема влияния навыков телесности на развитие уровня эмпатийности.Эмпатия (сопереживание) т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра
социальной психологии
Курсовая работа
по
экспериментальной психологии
Исследование влияния танцетерапии на
уровень эмпатийных тенденций.
Выполнила: студентка группы ПЗВ – 315 Гусева Ю.В.
Проверила:
Челябинск 2011
Общий план эксперимента
Цель: исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций. | ||
Теоретическая гипотеза: прохождение танцетерапии влияет на степень эмпатийности | ||
Независимая
переменная:
прохождение танцетерапии |
Зависимая
переменная:
эмпатийность | |
Экспериментальная гипотеза: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют повышению степени эмпатийности. | ||
Статистическая гипотеза (Н1): повышение степени эмпатийности при занятиях танцетерапией не является случайным. | ||
Характер эксперимента: лабораторный, естественный. | ||
Экспериментальная схема: О1 Х О2 | ||
Качественная характеристика выборки: мужчины и женщины разных возрастов (20-50 лет), различных профессий и различных по социальному статусу, прошедшие танцевальный курс «5 шагов» | Количество испытуемых: 40 | |
Условия проведения эксперимента: эксперимент проводится в виде серии уроков «5 шагов», в установленное время. Обстановка должна соответствовать методике занятий (танцевальный зал с зеркалами). Занятия проводятся в коллективной форме, люди, записавшиеся на них посещают уроки вместе, в одно время. | ||
Технология
проведения эксперимента:
1. Подбор танце-терапевтов, ознакомление их с программой «5 шагов». 2. Набор участников с заполнением ими анкеты и теста-опросника «Исследование уровня эмпатийных тенденций»3.Проведение программы «5 шагов» 4.Заполнение участниками программы теста-опросника «Исследование уровня эмпатийных тенденций»5. Статистическая обработка результатов. 6. Выводы | ||
Метод измерения зависимой переменной: тест-опросник «Исследование уровня эмпатийных тенденций» И. М. Юсупова. | ||
Необходимый материал и техническое обеспечение: помещение для проведения танцевальной программы (танцевальный зал с зеркалами), оборудованное исходя из программы (магнитофон, музыкальные записи); анкеты (40 шт.); тест-опросник и бланки для фиксации ответов(80 шт.). | ||
Ожидаемый практический эффект: результаты эксперимента найдут свое применение в области психотерапии с целью помощи клиентам повысить эффективность межличностного и группового взаимодействия. |
Введение.
Эмпатия (сопереживание) т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Сегодня, все более популярной становится танцевально-двигательная терапия, она все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия.
Групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.
Межличностное и групповое взаимодействие является одним из наиболее актуальных факторов в современном мире. И одним из показателей является развитие эмпатийных тенденций, как возможность улучшения навыка взаимодействия.
В данной работе ставится проблема влияния навыков телесности на развитие уровня эмпатийности.
Результаты
эксперимента найдут свое применение
в области психотерапии в целях
помощи клиентам повысить эффективность
межличностного и группового взаимодействия.
Планирование
эксперимента.
Цель: исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций..
Теоретическое обоснование
Гипотеза: прохождение танцетерапии влияет на степень эмпатийности.
Объяснение: Эмпатия (сопереживание) т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.
Следовательно,
такой феномен как
Танцевальные техники, которые содержит в себе танцевально-двигательная терапия, позволяют обрести чувствование себя и другого человека, осознать собственное «Я». Клиенты исследуют себя (принцип активности клиента), выражаясь в движении, и наблюдают за другими. В процессе программы выстраиваются некоторые модели реального взаимодействия, посредством которых человеку дается возможность «здесь-и-сейчас» почувствовать другого человека, почувствовать свое отношение к нему, попробовать выстроить эффективную модель взаимодействия. Не чувствуя и не сопереживая происходящему внутри «другого», клиент просто не сможет войти в контакт. Танцевальные тренинги позволяют расширить спектр осознаваемых переживаний и, как следствие, дают возможность увидеть эти переживания в «другом». По мере пополнения знаний о возможных переживаниях человеку становится легче распознавать их в партнере. Наглядный материал, который дает танцевальная терапия, позволяет выстраивать более эффективное и эмпатийное отношение с партнером.
Повышение
танцевальной культуры, посредством
методов танцевально-
Переменные
Независимая переменная: Прохождение программы «5 шагов». Переменная является качественной, имеет два условия: отсутствие танцевального опыта до прохождения программы и наличие его после прохождения сессии. Об отсутствии подобного опыта можно судить по отсутствию хореографического образования и по тому, что человек никогда не проходил курсы танцевально-двигательной терапии.
Экспериментальная гипотеза
Основная: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют повышению степени эмпатийности.
Контргипотеза: Занятия танцетерапией (танцевальная программа «5 шагов») способствуют понижению степени эмпатийности.
Альтернативная:
Занятия танцетерапией (танцевальная
программа «5 шагов») не влияет на степень
эмпатийности.
Внешняя валидность
Выборка: полученные выводы будут применяться к популяции взрослых мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не имеющих хореографического образования (с низкой танцевальной культурой). Таким образом, в экспериментальной выборке не должно быть детей, а также людей преклонного возраста и людей с танцевальным опытом. Кроме того, данный эксперимент подразумевает участие в нем людей, которые по тем или иным причинам заинтересованы в личностных изменениях (т.к. это люди, добровольно решившие принять участие в программе «5 шагов»).
Дополнительные переменные:
Условия эксперимента:
В данном эксперименте одной из дополнительных переменных является возраст. Результаты эксперимента будут распространяться на популяцию взрослых людей (в возрасте в соответствии с выборкой). Так как в детском возрасте способность к эмпатии не может быть адекватной в связи с отсутствием полного осознания своих переживаний и переживаний других людей. Верхняя возрастная граница, в свою очередь, является условной, она будет определяться тем, насколько адекватно человек способен участвовать в программе «5 шагов».
Поскольку речь идет о добровольном участии людей в программе, то выявленная закономерность будет, в первую очередь, справедлива для данной категории людей. А именно, людей, которые по собственной инициативе обращаются за помощью к психологическому консультированию и психотерапии.
Также
дополнительной переменной является «отсутствие
танцевального опыта». Под этим выражением
в данной работе понимается отсутствие
хореографического образования и навыков,
приобретенных при прохождении танцевально-двигательной
терапии.
Внутренняя валидность
Факторы:
Эффект тестирования. В данном эксперименте испытуемым предлагается заполнять один и тот же тест-опросник через определенный промежуток времени (1 месяц). Первое тестирование может непредсказуемым образом повлиять на результаты повторного.
Влияние экспериментатора. В случае, когда в роли экспериментального воздействия выступает танцевальная программа, очень многое зависит от ведущего. Один ведущий может способствовать развитию эмпатийности, а другой – нет. И это будет зависеть от взаимодействия испытуемых с конкретным тренером.
Побочные переменные:
Переменные
являются достаточно опасными для данного
эксперимента и нуждаются в
Экспериментальный контроль
Характер эксперимента: естественный. Выбор был сделан в пользу естественного эксперимента потому что проводился в ситуации добровольного обращения клиентов к танце-терапевту. Следовательно, исключается ситуация нежелания работать в группе и получать результаты, которые должны, в свою очередь, способствовать развитию эмпатийности.
Способы контроля:
Эффект тестирования.
Побочная переменная: знание испытуемыми вопросов теста и собственных ответов на данные вопросы.
Цель: исключение влияния данной побочной переменной на зависимую.
Процедура:
Информация о работе Исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций