Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:05, курсовая работа
Межличностное и групповое взаимодействие является одним из наиболее актуальных факторов в современном мире. И одним из показателей является развитие эмпатийных тенденций, как возможность улучшения навыка взаимодействия.
В данной работе ставится проблема влияния навыков телесности на развитие уровня эмпатийности.Эмпатия (сопереживание) т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.
Влияние экспериментатора.
Побочная переменная: личность экспериментатора-тренера сессии.
Цель: исключение влияния данной побочной переменной на зависимую.
Процедура:
проведение уроков программы «5 шагов»,
с разными тренерами.
Экспериментальная схема: интраиндивидуальная. Предполагает проведение двух замеров – до и после экспериментального воздействия – на одних и тех же испытуемых.
О1
Х О2
Данная схема эксперимента соответствует плану №2 по Кэмпбэллу: план с предварительным и итоговым тестированием на одной группе.
В данном эксперименте целесообразнее использовать интраиндивидуальную схему, нежели межгрупповую, поскольку проведение эксперимента по межгрупповой схеме будет более сложным и затратным в плане уравнивания групп. Довольно сложно набрать достаточное количество участников на танцевательно-двигательную программу.
Количество
проб и испытуемых: 40 человек в группе.
Каждый испытуемый участвует как в программе,
так и в эксперименте, один раз.
Статистическая обработка
Статистические гипотезы:
Н0: повышение степени эмпатийности при прохождении программы «5 шагов» является случайным.
Н1: повышение степени эмпатийности при прохождении программы «5 шагов» не является случайным.
Статистический критерий: для обработки результатов можно применить критерий Т-Вилкоксона. Данный критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. С его помощью мы можем определить сдвиг в интенсивности и направленности эмпатийных тенденций.
Программа эксперимента
Экспериментальное воздействие
В роли экспериментального воздействия в данном эксперименте выступает программа «5 шагов». Запись на занятия ведется общим потоком (по рекламе, размещенной на специализированных сайтах и изданиях, в популярных журналах и газетах). Программа проводится в обычном режиме. При записи участников им предлагается заполнить анкету и тест-опросник. Опросник заполняют только те претенденты, которые указали в анкете, что не имеют хореографического образования и раннее не проходили подобных тренингов. Запись производится на неделю до начала программы.
После
окончания участников просят еще
раз заполнить только лишь опросник
эмпатийных тенденций.
Инструкция испытуемым
«Здравствуйте! Мы рады, что вы решили посетить программу «5 шагов». Просим вас заполнить анкету и ответить на вопросы, содержащиеся в данном тесте. Отвечая на каждое из 36 утверждений, вам необходимо приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты. Это необходимо для грамотного формирования групп тренинга».
Инструкция испытуемым после прохождения тренинга.
«В
заключение просим вас об обратной
связи. Ответьте, пожалуйста, на вопросы
теста-опросника, который вам сейчас раздадут.
В целях оценки эффективности и возможностей
корректировки нашей программы для нас
важно проследить динамику участников.
Возможно, вопросы покажутся вам знакомыми:
этот же опросник вы заполняли при записи
на участие в сессии. Постарайтесь отвлечься
от ваших прошлых ответов. Старайтесь
отвечать из вашего состояния и видения,
которое сложилось “здесь-и-теперь”».
Метод измерения зависимой переменной.
Необходимый материал и оборудование
Помещение для проведения танцевальной программы (танцевальный зал с зеркалами), оборудованное исходя из программы сессии (магнитофон, музыкальные записи); анкеты (40 шт.); тест-опросник и бланки для фиксации ответов(80 шт.).
Требования к экспериментатору
Экспериментатор может выступать как в роли одного из ведущих тренинга, так и в роли организатора процесса эксперимента, не появляясь на его сцене ни разу. Либо может участвовать в проведении эксперимента при записи участников на тренинг.
Непосредственно экспериментальное воздействие осуществляется подобранными и ознакомленными с программой танце-тренерами (3 человека). Это должны быть люди с психологическим образованием и опытом ведения групп в танцевально-двигательной терапии.
Технология проведения эксперимента:
1. Подбор танце-терапевтов, ознакомление их с программой «5 шагов».
3.проведение программы «5 шагов»
5.
статистическая обработка
Заключение
Данное исследование видится одной из составляющих исследования развития эмпатийных тенденций. Оно будет иметь свой практический эффект в области межличностных и групповых взаимодействий. Посредством техник танцевально-двигательной терапии можно развивать у человека эмпатию – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и, прежде всего при обучении и воспитании.
Приобретение
опыта прохождения и участия
в танце-терапевтических
Дальнейшие
исследования возможны в направлении
выявления других факторов, способствующих
развитию эмпатийных тенденций. Кроме
того, возможно дальнейшее исследование
влияния танцевально-двигательных техник
на свойства личности.
Литература
1. Дорфман
Л. Я. ЭМОЦИИ В
ИСКУССТВЕ. Теоретические
подходы и эмпирические исследования:
Издательство «Смысл», Москва 1997
2.Мельникова
Н.Н. Экспериментальная психология: Учебное
пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.
– 50 с.
3.Мессерер
А.М. Танец. Мысль. Время. М., Юнити-М, 1990.
401 с.
4.Рычкова
Л.С. Основные направления современной
психотерапии: Учебное пособие. – Челябинск:
Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 155с.
5.Фейгенберг Е.И. Некоторые аспекты исследования
невербальной коммуникации / Е.И. Фейгенберг,
А.Г. Асмолов // Психологический журнал.
1990. № 6. С. 58-66.
6.Филатов С.В. От образного слова - к выразительному
движению. М., БЕК,1993. 247 с.
7.Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. М., Юнити-М,
1990. 401 с.
Приложения
Приложение 1.
Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых
детей раздражает забота
3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.
4. Среди всех
музыкальных передач
5. Чрезмерную
раздражительность и
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
9. Когда в
детстве слушал грустную
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда
я читаю о драматических
16. Родители
относятся к своим детям
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.
19. Я подолгу
наблюдаю за поведением
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлобленны.
24. Глядя на
постороннего человека, мне хочется
угадать, как сложится его
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
27. Человеку
станет легче, если
28. Увидев
уличное происшествие, я стараюсь
не попадать в число
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают
способность животных
31. Из затруднительной
конфликтной ситуации человек
должен выходить
32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
35. Беспризорных
домашних животных следует
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Приложение
2
Анкета,
предлагаемая участникам
сессии.
Информация о работе Исследование влияния танцетерапии на уровень эмпатийных тенденций