Истоки истории психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:00, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ истории развития и становления психодиагностики.
При написании данной работы поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю психодиагностики и ее становление в зарубежных странах;
2)Рассмотреть историю становления отечественной психодиагностики.

Содержание

Введение
1.Истоки истории психодиагностики
2.Тенденции развития психодиагностики за рубежом (по этапам)
3. История становления отечественной психодиагностики
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 40.63 Кб (Скачать документ)

План

Введение

1.Истоки истории психодиагностики

2.Тенденции развития психодиагностики за рубежом (по этапам)

3. История становления отечественной психодиагностики

Выводы

Список используемой литературы

 

Введение

Психологическая диагностика  предназначена для того, чтобы  обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная  психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления  и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что становление  и развитие психодиагностики происходит уже в конце XIX веке. Оно связано  с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В  конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических  методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых - А. Бине, А. Лазурского.

В начале ХХ века сложились  благоприятные условия для возникновения  тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов.

Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название - "дифференциальная психология"). Русский ученый А.Ф. Лазурский в 1912 году писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы, а психические функции и личность в целом.

Целью данной работы является анализ истории развития и становления  психодиагностики.

При написании данной работы поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть историю психодиагностики и ее становление в зарубежных странах;

2)Рассмотреть историю становления отечественной психодиагностики.

Истоки истории  психодиагностики

Необходимость испытывать и  оценивать индивидуально-психологические  особенности людей для решения  разнообразных практических задач  была осознана давно, на заре истории  человечества. История древних цивилизаций  представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой  весьма изощренных, способов обнаружения  индивидуальных различий. Так, в Древнем  Китае за 2200 лет до нашей эры  уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные "способности" - от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти "тесты" совершенствовались на протяжении нескольких столетий. Хорошо известно, что разного  рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом  Риме. В 413 году до нашей эры примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры  возле Сиракуз: для многих из них  жизнь и освобождение из плена  зависели от их способности повторить  стихи Еврипида.

Еще один пример, относящийся к Древней Греции. Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошел через череду сложных испытаний. Он придавал особое значение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние [4.c 9].

Однако история научной  психодиагностики началась значительно  позже. Психодиагностика как прикладная наука сформировалась не сразу, а  прошла значительный путь развития и  становления.

Психологическая диагностика  предназначена для того, чтобы  обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная  психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления  и изучения индивидуально-психологических  и индивидуально-психо-физиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Изучение исторического  пути науки - необходимое условие  понимания ее современного состояния  и актуальных задач, прогноза ее перспективных  тенденций. Возникновение и развитие психодиагностики не может быть объяснено, исходя из самой по себе внутренней логики разработки общепсихологических  проблем. Общественные запросы стимулировали  появление и быстрое распространение  прикладной психологии и психодиагностики как ее составной части, острый интерес  к методам, перспективным с точки  зрения практика.

История науки - это и история  изменений социально-экономических  условий жизни людей; наука вплетена в жизнь общества, она представляет собой одну из форм человеческой деятельности и детерминируется развитием  общества. Это относится и к  психологической диагностике. Зная истоки психологической диагностики, причинную обусловленность ее этапов и закономерности исторического  пути, психолог начинает осознавать главные  направления ее развития, характер происходящих изменений, лучше ориентируется  в актуальных проблемах, адекватнее оценивает ее возможности в решении  разных практических задач. [8.с 10].

Становление и  развитие психодиагностики зарубежом

Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год

Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая  в качестве науки об индивидуально-психологических  различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении  интеллекта, пройдя за очень короткий период времени путь от гальтоновских шкал ума до тестов Бине. Исторически сложилось так, что с момента появления и до конца XIX столетия психодиагностика была ориентирована, прежде всего, на измерение индивидуальных различий в области интеллекта.

Как уже упоминалось, наиболее заметным достижением в области  измерения индивидуальных различий, ознаменовавшим начало XX века, были тесты  А. Бине, с именем которого также связано преодоление одного из первых кризисов в тестировании интеллекта. Шкалу Бине начинают использовать все более широко в разных странах.

Одним из первых в США  этот тест применил Генри Годдард, который включил его в группу методик, предназначенных для обследования прибывающих из Европы иммигрантов.

Льюис Мэдисон Термен в сотрудничестве с X.Д. Чайлдз приступил к новой адаптации теста Бине - Симона. Его подход заключался в проверке валидности и надежности заданий шкалы так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США. Многие задания теста были модифицированы, а также добавлены новые. Sva шкала (Стэндфордская версия шкалы Бине-Симона) была стандартизирована на 2100 детях и 180 взрослых. Она охватила диапазон от трехлетнего возраста до уровня взрослых старшего возраста, но не включала тестов для 11 лет. Результат выражался, как соотношение умственного развития с возрастом и мог быть преобразован в коэффициент интеллекта, или IQ. На основании распределения IQ, полученного с помощью этой шкалы, Термен предложил следующую классификационную схему: IQ от 90 до 109 указывает на средние умственные способности, IQ ниже 70 возможен при слабоумии, IQ выше 140 свидетельствует о гениальности. При этом он обратил внимание на то, что установленные им ограничения определены произвольно и что сама классификационная схема предназначена только для использования в качестве общего руководства для нового измерения. Заслугой Термена является также то, что впервые в истории тестирования была разработана серия подробных инструкций для проведения теста и определения результатов. Термен многократно подчеркивал, что отклонения от стандартной процедуры тестирования могут быть причиной серьезных ошибок [4.c 27].

Стэндфордская версия шкалы  вскоре стала наиболее используемой для определения умственных способностей в Соединенных Штатах Амерки. Более двух десятилетий труд Термена считался в США классическим образцом шкалы интеллекта. Благодаря своей надежности и достоверности она была определенным улучшением шкалы Бине.

Более того, оставался открытым вопрос о значении "разброса" баллов. Некоторые психологи полагали, что  широкий разброс характерен для  умственного дефекта и указывает  на неравномерное развитие способностей у лиц, имеющих такие результаты. Используя эту шкалу, Термен также убедился в том, что она слишком легкая для младшего возраста и слишком трудная для старших возрастов. После принятия во внимание некоторых из этих рекомендаций шкала Бине, изданная в 1911 году, была расширена от трехлетнего до уровня взрослого возраста, но исключала возраст 11, 13 и 14 лет. Результат продолжал выражаться на основе умственного возраста, соотносимого с физическим (хронологическим) возрастом и толковался следующим образом: "Если умственное развитие ребенка соответствует его хронологическому возрасту, ребенок считается "обычным" (средним) по интеллекту; если умственное развитие ребенка выше, то ребенок "продвинутый"; если умственное развитие ребенка, ниже - ребенок "отсталый".

Развитие психодиагностики в период с 1917 года и по 1930 год

Мощным стимулом развития психодиагностического инструментария стала Первая мировая война. По выражению П. Фресса, эта война "освятила тесты". В значительной мере благодаря тестам, оказавшимся необходимыми для отбора и специализации миллионов людей, не имеющих военной подготовки, многие солдаты и офицеры сохранили свою жизнь и здоровье. При вступлении США в Первую мировую войну в армии начались широкомасштабные тестовые исследования.

В апреле 1917 года был организован  Генеральный комитет по психологии с целью организации и контроля над психологическими исследованиями в армии. В Комитет входили  многие видные психологи: Мак Дж. Кеттелл, Г. Стенли Холл, Торндайк и другие. Генеральный комитет организовал 11 подкомитетов, призванных решать разнообразные психологические проблемы в армии. Так, подкомитет армейского персонала разработал и внедрил во всей армии квалификационные рекомендации, которыми нужно было руководствоваться при назначении призывников на воинские должности. В составе Медицинского отдела армии было создано специальное подразделение для проведения тестов на умственное развитие среди призываемых на службу солдат и офицеров.

После Первой мировой войны, несмотря на сохраняющуюся популярность в США Стэндфордской версии шкалы Бине - Симона, разрабатывались и другие варианты этого теста. К наиболее известным из них относятся шкалы Кульмана (1922 год), Йеркса (1923год), а также оригинальная версия Геринга (1922 год). Появилось также много новых, ориентированных на обследование нескольких человек, тестов: классификационный тест уже нами упоминавшегося Отиса (1923 год), формы А и Б; групповые тесты Диарбона (1922 год); шкала CAVD на определение умственных способностей Института исследований в области образования (1925 год), разработанная под руководством Торндайка; тест аналогий Миллера (1926 год); тесты на определение умственных способностей Кульмана-Андерсена (1927 год); групповой тест Термена (1920 год); пользовавшийся популярностью в Англии, тест "Нортхамбер-ленд" на испытание умственных способностей (1920 год), созданный Гофреем Томсоном и названный впоследствии тестом Мори Хаус (1925 год). В Европе также плодотворно работал в области диагностики интеллекта Ришар Мейли. Разработанный им Аналитический тест интеллекта (1928 год) базировался на развиваемой в его исследованиях теории о четырех важнейших факторах интеллекта: доступной трудности, пластичности, целостности и беглости. [4.c 42].

Арнольд Люциус Гезелл был первым, кто использовал кинематограф для изучения поведения младенцев. С 1924 года он начал собирать библиотеку фильмов о развитии ребенка. На основании своих наблюдений Гезелл представил в своей вышеупомянутой книге и последующей публикации "Младенчество и развитие человека" (1929 год) 195 критериев-показателей, которые могли быть использованы для оценки развития детей в период от трех до тридцати месяцев. Но графики развития Гезелла были подвергнуты критике, однако они какое-то время оставались уникальным.

Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личности представлять полученные результаты в виде профиля (1921-1922 года). Они знали о том, что Торндайк установил (1920 год) существование halo effect ("эффект нимба"), присущего рейтинговым оценкам. Тем не менее, Гордон Олпорт полагал (1921 год), что следует использовать рейтинговые шкалы ввиду отсутствия иных объективных методов оценки личности.

В первые десятилетия XX века тесты, завоевав всеобщее признание в решении практических задач, в то же время существовали как бы в стороне от официальной психологической науки. Для традиционной психологии тех лет тесты были инородным явлением, возможности измерения в психологии подвергались сомнению. Психологическое тестирование оставалось прерогативой прикладных направлений исследований. В психологии это направление известно как психотехника, в педагогике - педология.

К концу 1920-х годов существовало около 1300 тестов, с помощью которых  в течение года получали примерно 30 миллионов показателей. Казалось, сложилась весьма благоприятная ситуация, способствующая дальнейшему победоносному шествию психологического тестирования, его проникновению буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в психологической науке тех лет возникает кризис, причина которого, по мнению Л.С. Выготского (1982, т.1), заключается в развитии прикладной психологии, приведшем к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики, что неизбежно вело к "разрыву" психологии на две науки. [4.c 45].

Этот кризис не мог не коснуться и психологического тестирования. Своеобразие кризиса в тестировании связано как с закономерно  углубляющейся специализацией тестов, так и с тем, что тесты предлагали ограниченное, фрагментарное знание о личности. В погоне за показателями и практическими результатами частенько  забывалось, что тесты оставались достаточно грубым инструментом. Когда  же тесты не оправдывали необоснованных ожиданий, то часто это приводило  к скептицизму и враждебному  отношению ко всякому тестированию. Таким образом, тестовый бум 1920-х  годов, приведший к неразборчивому применению тестов, не только задержал, но и способствовал прогрессу  психологического тестирования".

Развитие психодиагностики с 1930-го и в наши дни

В 1930-е годы появилось  много новых тестов. Большинство  из них были разработаны в Соединенных  Штатах. Так, в 1936 году по числу посвященных  им публикаций лидировали следующие  пять тестов: Стэнфорд-Бине - 141, тест Роршаха - 68 публикаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера, Измерители музыкального таланта Сишора и Бланк профессиональных интересов Стронга.

Информация о работе Истоки истории психодиагностики