Истоки истории психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:00, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ истории развития и становления психодиагностики.
При написании данной работы поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю психодиагностики и ее становление в зарубежных странах;
2)Рассмотреть историю становления отечественной психодиагностики.

Содержание

Введение
1.Истоки истории психодиагностики
2.Тенденции развития психодиагностики за рубежом (по этапам)
3. История становления отечественной психодиагностики
Выводы
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 40.63 Кб (Скачать документ)

Анализируя просчеты, ошибки советской психодиагностики, говоря о том, что она оставила нам  в качестве наследства, а ситуация в этой области исследований мало изменилась со времен распада СССР, нельзя обойти и ее достижения в  этот период. В1980-е годах продолжается обсуждение общих и частных проблем психодиагностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. Назовем книги Е.Т. Соколовой (1980), В.С. Аванесова (1982), М.М. Кабанова (1983), Б.В. Кулагина (1984), Л.Ф. Бурлачука (1989). Каждая из них вызывала значительный интерес психологов всех специальностей, внимательно изучалась практиками.

В конце 1980-х годов все  более отчетливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки  многоотраслевой - общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оценки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможностей, предоставляемых современной вычислительной техникой.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX века развитие психологической диагностики, несколько затормозилось. Тем не менее, в основных психологических  центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а в  Украине - Киев, велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая  достигнуть заметных результатов [8.c 87].

Одной из существенных проблем  этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные  тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять  психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) - предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные.

 

Выводы

Итак, к психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: "У нее долгое прошлое, но короткая история". Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1879 году, так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых.

В XX веке психологическое  тестирование приобретает широкую  известность и популярность, обеспечивая  решение многих практических задач  в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием  теории, психологическое тестирование проходит через кризис. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим  направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических  различиях.

Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических  методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим более  десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протяжении многих лет. Каждый из этих тестов - своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.

В дореволюционной России с начала XX века психологические  тесты использовались и разрабатывались, прежде всего, для нужд образования. В советской психологии расцвет  тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок  сменяется в 1936 году - запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных  в качестве орудия "психологов-расистов". Возрождение исследований происходит в конце 1960-х годов. Однако "разрешение на тесты" не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее, за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

В заключение нам также  хотелось бы подчеркнуть, что история  психодиагностики - это не история  тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики - это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня  говорить о преимущественно измерительной  направленности психодиагностики и  разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

 

Список используемой литературы

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Знамя, 1982.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - Спб. 2001.198 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - Киев: Наукова думка, 1989.

4. Бурлачук, Л. История психодиагностики. - Киев. 2002. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.lbvs. kiev.ua/psydiag

5.Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М.: Знамя, 1985. С.267.

6. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

7. Общая психодиагностика: учеб. пособие / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

8. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой. - Спб.: Питер, 2005. - 304 с.

9. Психологическая диагностика: учеб. пособие /под ред.К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - М.: УРАО, 1997. - 298 с.


Информация о работе Истоки истории психодиагностики