История психологии: гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Описание

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Содержание

Возникновение и развитие гештальтпсихологии………………………………3
Общая характеристика гештальтпсихологии…………………………………..4
Основные идеи и факты гештальтпсихологии…………………………………6
а. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера,
В. Келера, К. Коффки…………………………………………………………...6
б. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………………9
4. Заключение………………………………………………………………………….11
5. Список литературы…………………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

реферат гештальтпсихология.docx

— 42.49 Кб (Скачать документ)

В дальнейших исследованиях Вертгеймера  и его коллег было получено большое количество экспериментальных данных, которые позволили установить основные постулаты гештальтпсихологии, сформулированные в программной статье Вертгеймера “Исследования, относящиеся к учению о гештальте”(1923). Главный из них гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры или структурного объединения - ритмичность в построении рядов, общность света и цвета и т.д. Действие всех этих факторов подчиняется основному закону, названному Вертгеймером “законом прегнантности” (или законом “хорошей” формы), который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым и четким формам и простым и устойчивым состояниям.

Считая перцептивные процессы врожденными, и объясняя их особенностями организации  коры головного мозга, Вертгеймер пришел к выводу об изоморфизме (взаимно-однозначном соответствии) между физическими, физиологическими и психологическими системами, то есть внешним, физическим гештальтам соответствуют нейрофизиологические, а с ними, в свою очередь, соотносятся психические образы. Таким образом, вводилась необходимая объективность, которая превращала психологию в объяснительную науку.

В середине двадцатых годов Вертгеймер переходит от исследования восприятия к изучению мышления. Результатом  этих экспериментов является книга  “Продуктивное мышление”, которая  была опубликована уже после смерти ученого в 1945 году и является одним  из самых значительных его достижений.

Изучая на большом эмпирическом материале (эксперименты с детьми и  взрослыми испытуемыми, беседы, в  том числе и с А.Эйнштейном) способы преобразования познавательных структур, Вертгеймер приходит к выводу о несостоятельности не только ассоцианистического, но и формально-логического подхода  к мышлению. От обоих подходов, подчеркивал  он, скрыт его продуктивный, творческий характер, выражающийся в “перецентрировке “ исходного материала, его реорганизации  в новое динамическое целое. Вводимые Вертгеймером термины “реорганизация, группировка, центрирование” описывали  реальные моменты интеллектуальной работы, подчеркивая ее специфически психологическую сторону, отличную от логической.

 

В своем анализе проблемных ситуаций и способов их решения, Вертгеймер выделяет несколько основных этапов мыслительного процесса:

 

1. Возникновение темы. На этом этапе возникает чувство “направленной напряженности”, которое мобилизует творческие силы человека.

2. Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей этой стадии является создание целостного образа ситуации.

3. Решение проблемы. Этот процесс мыслительной деятельности в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.

4. Возникновение идеи решения - инсайт.

5. Исполнительская стадия.

 

В опытах Вертгеймера обнаруживалось отрицательное влияние привычного способа восприятия структурных  отношений между компонентами задачи на ее продуктивное решение. Он подчеркивал, что у детей, обучавшихся геометрии  в школе на основе чисто формального  метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем  у тех, кто вообще не обучался.

В книге также описываются процессы значительных научных открытий (Гаусса, Галилея) и приводятся уникальные беседы с Эйнштейном, посвященные проблеме творчества в науке и анализу  механизмов творческого мышления. Результатом  этого анализа является сделанный  Вертгеймером вывод о принципиальной структурной общности механизмов творчества у примитивных народов, у детей  и у великих ученых.

Он также доказывал, что творческое мышление зависит от чертежа, схемы, в виде которой представляется условие  задачи или проблемной ситуации. От адекватности схемы зависит правильность решения. Этот процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов  и является процессом творчества, при этом, чем больше различных значений получат предметы, включенные в эти структуры, тем более высокий уровень творчества продемонстрирует ребенок. Так как такое переструктурирование легче производить на образном, а не на вербальном материале, Вертгеймер пришел к выводу о том, что ранний переход к логическому мышлению мешает развитию творчества у детей. Он также говорил о том, что упражнение убивает творческое мышление, так как при повторении происходит фиксация одного и того же образа и ребенок привыкает рассматривать вещи только в одной позиции.

Данные, полученные в исследованиях  Вертгеймера, привели гештальт-психологов к выводу о том, что ведущим  психическим процессом, особенно на начальных этапах онтогенеза, является восприятие.

Изучением его развития занимался  главным образом К. Коффка, который  стремился соединить генетическую психологию и гештальтпсихологию.

В своей книге "Основы психического развития" (1921), и других работах  Коффка доказывал, что от того, как  воспринимает ребенок мир, зависит  его поведение и понимание  ситуации. К такому выводу он пришел потому, что считал, что процесс  психического развития - это рост и  дифференциация гештальтов. Это мнение разделяли и другие гештальт-психологи. Изучая процесс восприятия, гештальт-психологи  утверждали, что его основные свойства появляются постепенно, с вызреванием  гештальтов. Так появляется константность  и правильность восприятия, а также  его осмысленность.

Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коффка изложил в работе "Принципы гештальтпсихологии" (1935). В этой книге описываются свойства и процесс формирования восприятия, на основании которых ученым сформулирована теория восприятия, не потерявшая значения и в настоящее время.

Исследованием развития восприятия у  детей занимался еще один ученый (представитель Лейпцигской группы гештальт-психологов) Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских  рисунков. Большой интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования  геометрических фигур детьми разного  возраста. Так при рисовании конуса 4-5 летние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет  адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они пользуются двумя похожими гештальтами. Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт проводил и сравнительный  анализ рисунков тех предметов, которые  дети видели и тех, которые они  не видели, а только ощупывали. При  этом оказалось, что в том случае, когда дети ощупывали, например, закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, передавая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. То есть происходило, как и доказывали гештальт-психологи, схватывание целостного образа предмета, его формы, а затем его просветление и дифференциация. Эти исследования гештальт-психологов имели большое  значение для отечественных работ  по исследованию зрительного восприятия в школе Запорожца, и привели  психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о том, что в процессе восприятия существуют определенные образы - сенсорные эталоны, которые лежат  в основе восприятия и узнавания  предметов.

После встречи с Максом Вертгеймером, Келер становится одним из его  горячих сторонников и сподвижником в разработке основ нового психологического направления. За несколько месяцев  до начала первой мировой войны Келер, по предложению Прусской академии наук, отправился на испанский остров Тенериф (на Канарских островах) для изучения поведения шимпанзе. Его исследования, легли в основу его знаменитой книги “Исследование интеллекта человекообразных обезьян” (1917). После  войны Келер вернулся в Берлинский университет, в котором в это  время работали и другие члены  научного содружества - Вертгеймер, Коффка, Левин, возглавив кафедру психологии, которую до него занимал его учитель  К. Штумпф. Таким образом, Берлинский университет становится центром гештальтпсихологии. В 1933 году Келер, как и многие другие немецкие ученые, эмигрирует в США, где продолжает научную работу.

Первые работы Келера, посвященные  исследованию интеллекта шимпанзе, привели  его к наиболее значимому открытию - открытию “инсайта” (озарение). Исходя из того, что интеллектуальное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совершали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы “двухфазными”, так как состояли из двух частей. В первой части обезьяне нужно было при помощи одного орудия, получить другое, которое было необходимо для решения проблемы - например, при помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки. Во второй части полученное орудие использовалось для достижения искомой цели - например, для получения банана, находящегося далеко от обезьяны.

Вопрос, на который отвечал эксперимент, состоял в выяснении того, каким  способом решается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения (по типу проб и ошибок) или обезьяна достигает цели благодаря спонтанному  схватыванию отношений, пониманию. Эксперименты Келера доказывали, что  мыслительный процесс идет по второму  пути. Объясняя феномен “инсайта”  он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую ситуацию они приобретают новую  функцию. Соединение предметов в  новых сочетаниях, связанных с  их новыми функциями, ведет к образованию  нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келер называл  этот процесс "переструктурированием  гештальта" и считал, что такое  переструктурирование происходит мгновенно  и не зависит от прошлого опыта  субъекта, а только от способа расположения предметов в поле. Именно это “переструктурирование” и происходит в момент “инсайта”.

Доказывая универсальность открытого  им процесса решения задач, Келер, по возвращении в Германию, провел серию  экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит "инсайт". Понятие об “инсайте” стало ключевым для гештальтпсихологии, оно стало основой объяснения всех форм мыслительной деятельности, в том числе и продуктивного мышления, как было показано в работах Вертгеймера, о которых говорилось выше.

Дальнейшие исследования Келера были связаны с проблемой изоморфизма. Изучая этот вопрос, он пришел к выводу о необходимости анализа физических и физико-химических процессов, происходящих в коре головного мозга. Изоморфизм, то есть идея о соответствии между физической, физиологической и психологической системами, давал возможность привести сознание в соответствие с физическим миром, не лишая его самостоятельной ценности. Внешним, физическим гештальтам, соответствуют нейрофизиологические, с которыми, в свою очередь, связаны психологические образы и понятия.

Изучение изоморфизма привело  его к открытию новых законов  восприятия – значения (предметности восприятия) и относительного восприятия цветов в паре (закон транспозиции), изложенных им в книге “Гештальтпсихология” (1929). Однако теория изоморфизма осталась самым слабым и уязвимым местом не только его концепции, но и гештальтпсихологии в целом.

 

Динамическая теория личности и группы К. Левина

Теория немецкого психолога  К.Левина (1890-1947) сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и  в эту науку внести точность и  строгость эксперимента. В 1914 году Левин  получил докторскую степень. Получив  приглашение преподавать психологию в Психологическом институте  Берлинского университета, он сближается с Коффкой, Келером и Вертгеймером, основателями гештальтпсихологии. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на исследовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Стенфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название "теория психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

Информация о работе История психологии: гештальтпсихология