Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:46, реферат
Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.
Возникновение и развитие гештальтпсихологии………………………………3
Общая характеристика гештальтпсихологии…………………………………..4
Основные идеи и факты гештальтпсихологии…………………………………6
а. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера,
В. Келера, К. Коффки…………………………………………………………...6
б. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………………9
4. Заключение………………………………………………………………………….11
5. Список литературы…………………………………………………………………12
Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребностей.
Исследования Левина доказывали, что
не только существующая в данный момент
ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,
существующие только в сознании человека,
могут определять его деятельность.
Наличие таких идеальных
Левин создал серию интересных психологических
методик. Первую из них подсказало наблюдение
в одном из берлинских ресторанов
за поведением официанта, который хорошо
помнил сумму, причитавшуюся с посетителей,
но сразу же забывал ее, после
того как счет был оплачен. Полагая,
что в данном случае цифры удерживаются
в памяти благодаря "системе напряжения"
и исчезают с ее разрядкой, Левин
предложил своей ученице Б.В.
Заключение
Наконец, в заключение, остановимся на общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология —
По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными.
Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий.
Введенный гештальтпсихологией
Среди других достижений гештальтпсихологов следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).
В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“.
Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.
Гештальтпсихология оказала
Теория гештальтпсихологии, в основном
интерпретация в ней
Гештальтпсихология получила применение
в области психотерапевтической
практики. На ее общих принципах
основывается одно из самых распространенных
направлений современной
Отсюда ясно, какое огромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.