История психологии: гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Описание

Новый подход в направлении целостной психологии осуществили психологи Лейпцигской школы (Феликс Крюгер(1874-1948), Ганс Фолькельт (1886-1964), Фридрих Зандер(1889-1971), которые создали школу психологии развития, где было введено понятие комплексного качества, как целостного переживания, пронизанного чувством. Эта школа просуществовала с конца – 10-, начала 30-х годов.

Содержание

Возникновение и развитие гештальтпсихологии………………………………3
Общая характеристика гештальтпсихологии…………………………………..4
Основные идеи и факты гештальтпсихологии…………………………………6
а. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера,
В. Келера, К. Коффки…………………………………………………………...6
б. Динамическая теория личности и группы К. Левина………………………9
4. Заключение………………………………………………………………………….11
5. Список литературы…………………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

реферат гештальтпсихология.docx

— 42.49 Кб (Скачать документ)

Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности  когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны  с разрядкой или напряжением  потребностей.

Исследования Левина доказывали, что  не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов  поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние  поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое  возникает под влиянием непосредственного  сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для  него понятию временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Левин создал серию интересных психологических  методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, причитавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после  того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти благодаря "системе напряжения" и исчезают с ее разрядкой, Левин  предложил своей ученице Б.В.Зейгарник  экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных  и завершенных действий. Эксперименты подтвердили его прогноз. Первые запоминались приблизительно в два  раза лучше. Был изучен также ряд  других феноменов. Все они объяснялись  исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Наконец, в заключение, остановимся  на общей оценке гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология — психологическое  направление, возникшее в Германии в начале 10–х и просуществовавшее  до середины 30–х гг. ХХ в. (до прихода  к власти гитлеровцев, когда большинство  ее представителей эмигрировали) и  продолжившее разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. К  этому направлению принадлежат  прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин.      Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи „критического реализма“ и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма.

По аналогии с электромагнитными  полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, „поле“, в котором каждая точка  взаимодействует со всеми остальными.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица  анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико–геометрических иллюзий.

Введенный гештальтпсихологией структурный  принцип в смысле нового подхода  Выготский оценивал как «великое незыбленное завоевание теоретической  мысли». В этом сущность и исторический смысл гештальттеории.

Среди других достижений гештальтпсихологов следует отметить: концепцию «психофизического  изоморфизма» (тождества структур психических  и нервных процессов); представление  о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом); новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении  с другими предметами); представление  о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление  феномена «прегнантности» (хорошая  форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу  применения гештальтпсихологии путем  введения „личностного измерения“.

Гештальт-подход проник во все области  психологии. К.Гольдштейн применил его  к проблемам патопсихологии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован  и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и  социальная психология.

Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную  психологию,

Теория гештальтпсихологии, в основном интерпретация в ней интеллекта, была предметом специального рассмотрения в трудах Ж.Пиаже.

Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципах  основывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии –гештальттерапия, основателем которой  является Ф.Перлз (1893-1970).

Отсюда ясно, какое огромный вклад  внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Список литературы

 

 

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, М, 1982.

 

  1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1999.

 

  1. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1999.

 

  1. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

 

  1. Марцинковская Т.Д. История психологии., М. Академия,2004.

 

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Питер.2008.

 

  1. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 2000.

 


Информация о работе История психологии: гештальтпсихология