Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:48, реферат
1.История становления психологии здоровья как научного направления.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве
новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить,
что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.
руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные
дома, Смольный институт благородных девиц и учебные заведения для
кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны советы
по организации питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закаливанию
и физическому воспитанию.
Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения
общеполезных знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о
гармоническом
сочетании умственного и
в зависимости от возраста ребенка.
А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание
не только на просвещение русского народа, но и на охрану здоровья подрастающего
поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому
воспитанию, закаливанию, физическому труду.
С конца XVIII — начала XIX в. большое значение приобретает практическая
деятельность врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались
лечением больных учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили
за режимом дня, питанием, физическим воспитанием детей, условиями обучения
и проводили мероприятия по борьбе с заразными болезнями, тем самым прокладывая
первые пути здорового образа жизни.
В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться
в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот
период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом
человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в
образовательных учреждениях.
Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. —
Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров,
К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их
деятельность способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни
на первый план, стали более широко рассматриваться понятие ≪здоровье≫ и
вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных
сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма
к изменяющимся внешним условиям и космическим воздействиям. Труды
ученых привлекли внимание различных слоев российского общества к проблеме
здоровья нации, в том числе подрастающего поколения, и обозначили приоритеты
в отечественной науке на рубеже веков.
На рубеже XIX-XX
вв. выпускается очень много
посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим
аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой
и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гдан-
ский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912;
П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).
Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. нашего
столетия и на предвоенный период. Увеличивается количество научно-популярных
изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей
среды, изучаются
адаптационные механизмы
в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт(1922), Саркизо-Серазини (1925),
М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные
данные не нашли отражения в методической литературе для учебных
заведений педагогического профиля.
Тот же период отмечен появлением работ, в которых рассматривается зависимость
процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня
развитости их сознания, от фактора воли (И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова,
1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей
публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание
в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым
условием как для формирования положительных целевых установок личности в
отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных
возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях.
Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются
довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с
«идеальной» нервной системой.
Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились
вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида,
формирование личности и индивидуальности.
Педагогические идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности
с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих
отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании
ответственности
за все сферы мировой
своего места и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов
определял их как принцип индивидуальности, целостности и единства) стали
осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например,
валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время
эти идеи нашли отражение в трудах эмигрировавших российских философов и
педагогов, таких как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев
и др.
С. Н. Булгаков в работе «Основные проблемы теории прогресса» критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим
потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает
собственную теорию прогресса. Психолого-педагогическая
значимость работ С. Н. Булгакова в том, что он выделил тему гармонии развития
человеческой личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека
с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и
общественных ценностей, проблемы нравственной свободы и самоограничения
личности.
Тема гармоничного развития природы и общества волновала и Н. А. Бердяева.
Гармония в природе и обществе —объективная закономерность движения и развития
материи как всеобщей субстанции. Однако она постоянно нарушается.
В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное
общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности —воспитание чувства
гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих
ценностей, соотношения нравственности и политики, национального и интернационального.
В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды,
о свободе и ответственности человека перед миром, о путях к достижению личностью
целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.
Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в
системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает
гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать,
суровой объективной необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник
советской системы гигиенического воспитания учащихся, еще в
1920-е гг. приступил к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной
фигурой в процессе обучения всех школьников ≪технике выполнения гигиенических
навыков≫. Его учениками и последователями была написана серия учебных
пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а также практической
области ее применения —санитарии —в деле сохранения работоспособности и
здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности
жизни.
В конце 1980-х и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и
качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации
здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разрабатывается
и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее, ранее
неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде
либо стыдливо замалчивались. Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических
корней» для «язв капитализма»: детской преступности, детской наркомании,
алкоголизма и т. п.; что среди наших школьников, которым обеспечено
«счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма,
онкологические заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных
учреждениях и школах. Наступившее отрезвление, осознание всей глубины и серьезности
громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших
детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии
в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и
находить пути и средства для выхода из сложившейся ситуации.
Однако без участия самого человека эти проблемы не решить.
Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам коррекции
психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и
устойчивости психики, нервной системы детей, активизации защитных механизмов
детского организма,
повышению работоспособности
вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены
труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева,
А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Козлова,
В. Ф. Базарного и др.
Особый интерес представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина
(1991) и В. И. Аверкова (1991), в которых рассматриваются проблемы
формирования психофизической защиты организма, индивидуальные программы
тренировок, направленных
на раскрытие оздоровительных
Информация о работе История становления психологии здоровья как научного направления