История становления психологии здоровья как научного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:48, реферат

Описание

1.История становления психологии здоровья как научного направления.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве
новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить,
что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 1.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные

дома, Смольный институт благородных девиц и  учебные заведения для

кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны советы

по организации  питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закаливанию

и физическому  воспитанию.

Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения

общеполезных  знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о

гармоническом сочетании умственного и физического  образования и их объеме

в зависимости  от возраста ребенка.

А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание

не только на просвещение русского народа, но и  на охрану здоровья подрастающего

поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому

воспитанию, закаливанию, физическому труду.

С конца XVIII —  начала XIX в. большое значение приобретает  практическая

деятельность  врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались

лечением больных  учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили

за режимом  дня, питанием, физическим воспитанием  детей, условиями обучения

и проводили  мероприятия по борьбе с заразными  болезнями, тем самым прокладывая

первые пути здорового образа жизни.

В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться

в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот

период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом

человеке и  практические меры по организации здорового  образа жизни в

образовательных учреждениях.

Наиболее яркие  представители науки и практики второй половины XIX в. —

Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров,

К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их

деятельность  способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни

на первый план, стали более широко рассматриваться  понятие ≪здоровье≫ и

вопросы влияния  на организм человека факторов окружающей среды, стихийных

сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма

к изменяющимся внешним условиям и космическим  воздействиям. Труды

ученых привлекли  внимание различных слоев российского  общества к проблеме

здоровья нации, в том числе подрастающего  поколения, и обозначили приоритеты

в отечественной  науке на рубеже веков.

На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы,

посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим

аспектам здорового  образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой

и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гдан-

ский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912;

П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).

Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. нашего

столетия и  на предвоенный период. Увеличивается  количество научно-популярных

изданий, посвященных  влиянию на здоровье различных факторов окружающей

среды, изучаются  адаптационные механизмы человеческого организма

в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт(1922), Саркизо-Серазини (1925),

М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные

данные не нашли  отражения в методической литературе для учебных

заведений педагогического профиля.

Тот же период отмечен  появлением работ, в которых рассматривается  зависимость

процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня

развитости их сознания, от фактора воли (И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова,

1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей

публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание

в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым

условием как  для формирования положительных  целевых установок личности в

отношении здорового  образа жизни, так и для совершенствования  адаптационных

возможностей  организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях.

Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются

довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с

«идеальной» нервной системой.

Однако в отечественной  медицине и педагогике этого периода  не ставились

вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида,

формирование  личности и индивидуальности.

Педагогические  идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности

с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих

отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании

ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности  и осознании

своего места  и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов

определял их как  принцип индивидуальности, целостности и единства) стали

осмысливаться и претворяться в различных интегрированных  курсах (например,

валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время

эти идеи нашли  отражение в трудах эмигрировавших российских философов и

педагогов, таких  как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев

и др.

С. Н. Булгаков в  работе «Основные проблемы теории прогресса» критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим

потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает

собственную теорию прогресса. Психолого-педагогическая

значимость работ  С. Н. Булгакова в том, что он выделил  тему гармонии развития

человеческой  личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека

с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и

общественных  ценностей, проблемы нравственной свободы  и самоограничения

личности.

Тема гармоничного развития природы и общества волновала  и Н. А. Бердяева.

Гармония в  природе и обществе —объективная закономерность движения и развития

материи как  всеобщей субстанции. Однако она постоянно  нарушается.

В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное

общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности —воспитание чувства

гармонии, стремление к ней в решении проблем  содержания общечеловеческих

ценностей, соотношения  нравственности и политики, национального  и интернационального.

В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды,

о свободе и  ответственности человека перед  миром, о путях к достижению личностью

целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.

Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все  более прочные позиции в

системе отечественных  воспитательных и образовательных  учреждений завоевывает

гигиенический аспект здорового образа жизни, что  диктовалось, надо признать,

суровой объективной  необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник

советской системы  гигиенического воспитания учащихся, еще в

1920-е гг. приступил  к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной

фигурой в процессе обучения всех школьников ≪технике выполнения гигиенических

навыков≫. Его  учениками и последователями  была написана серия учебных

пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а  также практической

области ее применения —санитарии —в деле сохранения работоспособности и

здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности

жизни.

В конце 1980-х  и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и

качественные  параметры исследований, посвященных  здоровью и вопросам организации

здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разрабатывается

и широко освещается в печати целый ряд непривычных  или, точнее, ранее

неприемлемых  для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде

либо стыдливо замалчивались. Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических

корней» для  «язв капитализма»: детской преступности, детской наркомании,

алкоголизма и  т. п.; что среди наших школьников, которым обеспечено

«счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма,

онкологические  заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных

учреждениях и  школах. Наступившее отрезвление, осознание  всей глубины и серьезности

громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших

детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии

в этой области  воспитания и образования, о необходимости  не только искать, но и

находить пути и средства для выхода из сложившейся  ситуации.

Однако без  участия самого человека эти проблемы не решить.

Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам  коррекции

психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и

устойчивости  психики, нервной системы детей, активизации защитных механизмов

детского организма, повышению работоспособности школьников, профилактике

вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены

труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева,

А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Козлова,

В. Ф. Базарного  и др.

Особый интерес  представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина

(1991) и В. И.  Аверкова (1991), в которых рассматриваются  проблемы

формирования  психофизической защиты организма, индивидуальные программы

тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей человека

Информация о работе История становления психологии здоровья как научного направления