Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:48, реферат
1.История становления психологии здоровья как научного направления.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной психологии в качестве
новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспомнить,
что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.
и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле
зрения специалистов.
Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии научных
разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты,
выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ,
учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических
вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики
подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной
системы «вуз —школа —семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность
и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления
нации. Настал момент истины: здоровый образ жизни —это новая психология
человека третьего тысячелетия, именно поэтому сущность и функции
здорового образа жизни отличаются от традиционных представлений о здоровье
индивида. Обеспечить его может только сам человек.
4.Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.
Прежде всего, полагает Дж. Матараццо, следует принять во
внимание наиболее естественные и плодотворные связи психологии здоровья с
другими психологическими дисциплинами. К ним относятся экспериментальная
и клиническая психология, психиатрия и педиатрия, социальная психология,
психология развития, психофизиология и др. Есть общие точки пересечения
с диетологией, фармакологией, биологией и социальной работой.
1. Эпидемиология изучает распространение и частоту возникновения тех или
иных заболеваний. Специалисты в этой области определяют возникновение
болезни среди
населения и оценивают
возраста, пола, расовой и культурной принадлежности; кроме того, принимаются
во внимание время и территории распространения болезни. Затем
они пытаются ответить на основной вопрос: почему то или иное заболевание
распространяется именно так, а не иначе. Описывая полученные данные,
эпидемиологи используют ряд основных понятий: смертность, заболеваемость,
распространение, охват, эпидемия. Некоторые из этих терминов
употребляются в сочетании со словом коэффициент, который придает их
значению некоторую численную меру.
2. Другая дисциплина, имеющая большое значение для психологии здоровья,
— общественное (социальное) здоровье. Эта область связана с сохранением
и укреплением здоровья населения посредством организованных
соответствующих мероприятий. Специалисты, работающие в этом направлении,
разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии,
просвещению в вопросах здоровья. Эта область исследует болезнь и здоровье
в контексте сообщества как социальной системы. Успешность реализации
этих программ и особенности реагирования на них тех, для кого они
предназначены, представляют большой интерес для специалистов по психологии
здоровья.
3. Медицинская социология изучает широкий спектр проблем, связанных со
здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение
болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэко-
номические факторы обращения за медицинской помощью и особенности
организации медицинских служб.
4. Медицинская антропология ориентирована на проведение кросс-культурных
исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее, например, интересует,
как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь
и какие методы они используют для лечения болезней; как у них устроена
система здравоохранения и др. Если бы психологи здоровья не располагали
ответами на эти вопросы, их представления о здоровье и болезни были бы
существенным образом ограничены.
Несмотря на
изначальную преемственность
и психосоматической традицией, а также ее ≪генетическую связь≫ с
медициной, она, тем не менее, остается, как подчеркивает И. Н. Гурвич, прежде
всего психологической наукой, основанной на общей теории психологии и тесно
связанной с рядом ее отраслей. К ним относятся:
• психофизиология;
• детская и возрастная психология;
• медицинская психология;
• социальная психология;
• инженерная и промышленная психология;
• психология спорта;
• авиационная психология;
• дефектология.
Очевидна близость целей и задач исследования психологии здоровья и психогигиены.
Некоторые авторы даже не склонны различать эти понятия, считая их
синонимичными. Психогигиена определяется ими как наука об обеспечении и
сохранении психического здоровья, т. е. наука, включающая в себя систему мероприятий,
направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
Тесно взаимодействуя с профилактикой и психотерапией, психогигиена
представляет собой самостоятельный раздел медицинской науки. Она включает
такие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена труда и обучения, психогигиена
быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного.
Информация о работе История становления психологии здоровья как научного направления