Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Содержание

Понятие эмоциональных состояний, их виды.
Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.
Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.
Особенности эмоционального состояния женщины во время беременности. Рекомендации.
Методы психологического воздействия на эмоциональную сферу личности. В конце параграфа - выводы, определение эм. состояния, эмоционального напряжения, эмоционального выгорания, ситуативной и личностной тревожности.
Какие методы в итоге наиболее подходящие для использования в рамках стационара. Выводы к главе 1.

Работа состоит из  1 файл

эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

эффективность применения методов психологической коррекции  эмоциональных состояний в условиях стационара

 

  1. Понятие эмоциональных состояний, их виды.
  2. Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.
  3. Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.
  4. Особенности эмоционального состояния женщины во время беременности. Рекомендации.
  5. Методы психологического воздействия на эмоциональную сферу личности. В конце параграфа - выводы, определение эм. состояния, эмоционального напряжения, эмоционального выгорания, ситуативной и личностной тревожности.
  6. Какие методы в итоге наиболее подходящие для использования в рамках стационара. Выводы к главе 1.

 методики Люшер, САН, диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко, диагностика тревожности Тейлора, диагностика самооценки уровня тревожности Спилбергера, Ханина, диагностика самооценки психических состояний по Айзенка, несуществующее животное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 1. Понятие эмоциональных состояний, их виды.

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре. (2) Эмоциональные состояния являются одно из разновидностью эмоций, характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний до состояния эйфории. Однако чаще всего они представляют собой смешанные состояния. Поскольку эмоциональные состояния — это тоже эмоции, в них также отражаются отношения между потребностями субъекта и объективными или субъективными возможностями их удовлетворения, коренящимися в ситуации. (1)

Как уже упоминалось выше, основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся  на: собственно эмоции, чувства и  аффекты.

Эмоции и чувства предвосхищают  процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит  в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.(3)

Аффекты – это особо  выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая  возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную  окраску с точки зрения того, в  какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь  поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую  его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется  следующему закону: чем более сильным  является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий  аффект. В отличие от эмоций и  чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными  органическими изменениями и  двигательными реакциями. Аффекты  способны оставлять сильные и  устойчивые следы в долговременной памяти.(1)

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения  аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Стресс – состояние  чрезмерно сильного и длительного  психологического напряжения, которое  возникает у человека, когда его  нервная система получает эмоциональную  перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход  его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают  отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и  на физическое здоровье человека. Они  представляют собой главные “факторы риска“ при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и желудочно-кишечного тракта.

Страсть - еще один вид  сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть  представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть – большая  сила, поэтому так важно, на что  она направляется. Увлечение страсти  может исходить из неосознанных телесных влечений, и оно может быть проникнуто величайшей сознательностью и идейностью. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений  и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает  и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она  может быть и великой. Ничто великое  на свете еще никогда не совершалось  без великой страсти.

Говоря о различных  видах эмоциональных образований  и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее  эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют  настроение в отличие от других эмоциональных  образований. Эмоции, чувства связаны  с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда  у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно – иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение теснейшим  образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения  с окружающими и с ходом  собственной деятельности. Проявляясь в ”строе” этой деятельности, вплетенной в действенные взаимоотношения  с окружающими, настроение в ней  же и формируется. При этом существенным для настроения, конечно, не сам по себе объективный ход событий  независимо от отношения к нему личности, а также и то, как человек  расценивает происходящее и относится  к нему. Поэтому настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится  к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом, легко демобилизуясь, либо перед  лицом трудностей он, не предаваясь беспечности, умеет сохранить уверенность  в том, что с ними справится.(1)

Эмоциональные состояния  характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности  эмоциональные состояния могут  представать в форме раздражительности, тревоги, благодушия, различных оттенков настроения — от депрессивных состояний  до состояния эйфории. В психологической  литературе распространено также деление  эмоциональных состояний, которые  испытывает человек, на собственно эмоции, чувства и аффекты.

1, Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007.

2 Ребер А. Большой психологический словарь. – М.: Вече; Аст, 2000.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000

 

 

  1. Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.

Расстройства эмоциональной  сферы заключаются в болезненных  переживаниях тех или иных эмоциональных  состояний. Основное нарушение заключается  в изменении эмоционального состояния  в сторону угнетения или подъема. Рассмотрим основные виды нарушений в эмоциональной сфере – эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность.

Эмоциональное выгорание.

Эмоциональное выгорание  В.В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической  защиты в форме полного или  частичного исключения эмоций (понижения  их энергетики) в ответ на психотравмирующие  воздействия [1]. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными - его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон). Согласно ей, выгорание - это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй - деперсонализация - проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других - усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам. Третья составляющая эмоционального выгорания - редукция личностных достижений - может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Четырехфакторная модель. В четырехфакторной модели выгорания  один из его элементов (эмоциональное  истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется  на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой  и с реципиентами соответственно.

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание  как динамический процесс, развивающийся  во времени и имеющий определенные фазы или стадии. Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания  как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают  негативные установки по отношению  к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную  дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно  развивается негативная установка  по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

Эмоциональное выгорание  как динамический процесс, развивающийся  во времени, характеризуется нарастающей  степенью выраженности его проявлений.

Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты -- следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Филина С. [2] работая с педагогами и руководителями образования, специалистами службы занятости, системы социального обеспечения и здравоохранения, выделяет три основные стадии синдрома.

 Первая стадия -- на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.

На второй стадии наблюдается  снижение интереса к работе, потребности  в общении (в том числе и  дома, с друзьями): «не хочется  видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к  концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Информация о работе Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара