Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание

Любая деятельность человека связана с осуществлением потребностей. Эмоциональные переживания являются одним из способов выражения познавательной потребности. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Такое определение эмоций дано в большом психологическом словаре.

Содержание

Понятие эмоциональных состояний, их виды.
Нарушения в эмоциональной сфере ( эмоциональное выгорание, повышенная тревожность, эмоциональная напряженность) Их проявление и динамика.
Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.
Особенности эмоционального состояния женщины во время беременности. Рекомендации.
Методы психологического воздействия на эмоциональную сферу личности. В конце параграфа - выводы, определение эм. состояния, эмоционального напряжения, эмоционального выгорания, ситуативной и личностной тревожности.
Какие методы в итоге наиболее подходящие для использования в рамках стационара. Выводы к главе 1.

Работа состоит из  1 файл

эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара.docx

— 57.43 Кб (Скачать документ)

Третья стадия -- собственно личностное выгорание. Для нее характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Таким образом, согласно исследованиям  синдром эмоционального выгорания  развивается поэтапно и каждому  этапу характерны соответствующие  признаки, которые вызываются определенными  факторами.

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер.- 1999.

2. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы // Школьный психолог. - 2003. - № 36.

Понятие тревожности

Следует различать тревогу  как состояние и тревожность  как свойство личности. Тревога - реакция  на грозящую опасность, реальную или  воображаемую, эмоциональное состояние  диффузного безобъектного страха, характеризующееся  неопределённым ощущением угрозы (в  отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая  в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных  ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых  к этому не предрасполагают. (1)

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность  активной деятельной личности. У каждого  человека существует свой оптимальный  или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния  в этом отношении является для  него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.Следовательно, тревожность - это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.ъТак как, страх - самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

С 1950 года в мировой научной  литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного  свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ).

По Ю. Л. Ханину, состояния  тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. Насколько часто ему приходилось испытывать СТ».(2)

1. Психологический словарь. / Общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского. М., 1990.

2. Психология и психоанализ характера. М., 2000.

Состояние эмоциональной  напряжённости

К состояниям эмоциональной  напряжённости прежде всего следует отнести: состояние тревоги (тревожность), страха, стресса и его разновидности - фрустрации, аффект, а также страдания.

Состояние тревожности было рассмотрено выше. Оно нередко бывает связано с другими эмоциями, психическими состояниями, такими, например, как страх, состояние психической напряжённости (стресс) и с некоторыми другими.

Страх - безусловно - рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении  жизнедеятельности организма. Наиболее общими причинами появления страха считаются следующие: ощущение субъектом  непреодолимой опасности для  себя и своих близких, ощущение приближающейся неудачи, чувство собственной беспомощности, беззащитности перед ней.(1)

Существует три формы  страха: стеническая форма (паника), плохо или совсем не контролируемая сознанием; астеническая форма, протекающая кратковременно и выражающаяся в оцепенение, дрожи, нецелесообразных поступках; стеническое возбуждение - поведение, регулируемое сознанием и направленное на преодоление опасности и подавление страха.

Состояние эмоциональной  напряжённости (стресс). Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха могут свидетельствовать  о том, что субъект находится  в состоянии психической напряжённости  или в состоянии стресса.

Стресс - это состояние  психической напряжённости, обусловленное  адаптацией (приспособлением) психики  человека, его организма в целом  к сложным, изменяющимся условиям его  жизнедеятельности.

Эмоциональный стресс может  сопровождаться эмоциями гнева (ярости), страха (ужаса), горя (страдания), тревоги, подавленности, депрессии. Таким образом, напряжённость, именуемая ещё английским словом «стресс», возникает при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые решения.

Среди других эмоционально насыщенных состояний является фрустрация. Растерянность или, как ещё её называют по-английски, «фрустракция» (буквально означает уничтожение замысла, расстройство планов) указывает на ситуацию, которая сопряжена с неудачей. Как пишет Н.Д. Левитов, «фрустрация - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно преодолимыми (или субъективно так называемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задач».

Аффект - (от лат. Alectus - душевное волнение, страсть) - это кратковременный эмоциональный процесс взрывного характера, стремительно овладевающим человеком, бурно протекающий, характеризующийся значительными изменениями сознания, частичным снижения волевого контроля.(1)

Аффектные действия эмоционально-импульсивны, т.е. побуждаются чувствами, они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию. В такие моменты человек часто не сознаёт своих действий, теряет контроль над своим поведением и допускает такого рода поступки, на которые, казалось, он совершенно не способен. К указанным состояниям можно отнести, например, наивысшую степень проявления гнева - ярость, страха, ужас, горе - отчаяние, радости - восторг.

Рассмотренные выше эмоции, эмоциональные состояния: тревожности, страха, напряжённости (стресса, фрустрации), аффекта нередко сопровождаются страданиями.

Страдания - это чувство, эмоция человека в виде отрицательных  переживаний, возникающих под воздействием трамвирующих его психику событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

 

Эмоциональный профиль страдания  считается одним из сложных, поскольку  собственно страдание отдельно, в  чистом виде наблюдается крайне редко. Обычно страданию сопутствуют: страх, напряжённость (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вида, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха , страдания и стресса.

1. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. В 2-х ч. Часть 1 «Общая психология»: Учебник. - М: Юрид. лит, 1996 - 512 с.

  1. Специфика работы медика и возможные эмоциональные нарушения личности.

В морфологическом и функциональном строении медицинской деятельности особое значение имеют данные о структуре  профессионально важных качеств  его субъекта, формирующихся в  процессе трудовой деятельности, "специфика  которой порождает профессиональную специфику личности" [2].

Знаков В. В [2], отмечает, что к необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки. К признакам профессиональной зрелости, мастерства и опыта относятся быстрая ориентация в сложившейся ситуации, решительность и смелость.Добросовестному работнику чужды самоуверенность и беспечность, действия по принципу "авось обойдется".

Важным принципом работы медицинских работников является товарищеская взаимопомощь, коллегиальное решение  наиболее сложных и трудных вопросов в их практической деятельности. Тесное общение медицинского работника  с коллективом не только помогает ему преодолеть трудности в работе, но и благотворно влияет на его  профессиональные и личностные качества, общественное сознание.

По мнению Стрельниковой А.Н. одним из важнейших условий, от которого в значительной степени зависит успех всей работы, является максимальная самокритичность. Самокритичный человек обретает способность видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать и исправлять на ходу свой недочет.

Ответственность за свои действия, за свою работу - качество, обязательное для любой профессии, но для деятельности медицинского работника приобретает  особый характер. Зависит это, от того, что ни одна профессия не имеет  такого близкого, конкретного, повседневного  отношения к самому важному и  сокровенному для человека: его жизни  и смерти. Вследствие, этого медицинская  ответственность становится не только наиболее высокой и почетной, но и наиболее тяжелой [4 ].

Большое значение в уходе  за больными имеет наблюдательность. Научить наблюдательности очень  трудно. Однако постоянное фиксирование внимания на мельчайших изменениях в  состоянии больного постепенно развивает  это качество.

Практическое врачевание, особенно в оперативных разделах, нередко требует от медицинского работника особой выдержки, самообладания, профессионального мужества, а не смелости, о которой иногда говорят.

Говоря о личности медицинского работника, следует иметь в виду и такое чувство, как сострадание  к больному. Иногда высказывают мнение, что сердце медицинского работника  грубеет и черствеет от постоянного  соприкосновения с человеческими  страданиями, "привыкает к ним".

Медицинские работники являются активными участниками лечебно-диагностического процесса. Осуществляя свою профессиональную обязанность, они обеспечивают уход и постоянное наблюдение за больными, контактируя с ними[4].

Таким образом, профессия  медика требует не только специальных  знаний, но и особых душевных качеств, горения, самоотдачи.

Профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет  в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ[1]. Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность  реанимационных мероприятий, смерть  на столе хирурга)

2) потенциальная (от результатов  деятельности врача, от его  профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде  ее могут выступать жалобы  на состояние здоровья мнительного  человека, страх и тревога хронического  больного, взаимоотношения с родственниками  тяжелобольных и даже представление  о смерти в общественном сознании)

В каждом из этих случаев  для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

В картине синдрома у врачей преобладают симптомы фазы "резистенции". Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами. [1]

Одно из первых мест по риску  возникновения СЭВ занимает профессия  медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Информация о работе Эффективность применения методов психологической коррекции эмоциональных состояний в условиях стационара