Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:35, реферат
Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь человека и природы.
Экологическая психология
Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь человека и природы.
1. Специфика и направленность
понятия – экологическое
В современной психологии под сознанием
понимается высшая, интегрирующая форма
психики, заключающаяся в отражении,
целеполагании и конструктивно-
Экологическое сознание – это то
же самое сознание, но имеющее свою
специфику, направленность, связанную
со своеобразием отражения мира природы
и конструктивно-творческим его
преобразованием. Необходимо отметить,
что проблема экологического сознания
начала ставиться относительно недавно,
а предметом экологической
Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.
Таким образом, преодолеваются первоначальные
попытки сведения экологического сознания
только лишь к знаниям. Автор выявил
структурно-временной аспект взаимосвязи
мышления и эмоций как единиц экологического
сознания. При этом что особенно
важно подчеркнуть, он обращает внимание
на предвосхищающе-
2. Признаки экологического сознания В.А. Скребец.
Опираясь на такого рода представления,
В.А. Скребец предпринимает попытку
выделить структурные компоненты экологического
сознания и описать основные его
свойства или признаки. В качестве
структурных компонентов
К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:
- социальный характер
- опосредованность символами,
- саморефлексивность;
- внутренний диалогизм и др.
Особое внимание автор уделяет
проблеме направленности и уровням
саморефлексии экологического сознания,
которое с этих позиций может
быть имплицитным и эксплицитным.
Имплицитность экологического сознания
определяется скрытностью смысла, неясностью
того экологического содержания, которое
может быть выявлено лишь опосредованно
через свои связи с другими
объектами или процессами. Эксплицитность
экологического сознания предполагает
явный, четкий развернутый вид суждений
и понятных внешнему наблюдателю
экологических поступков и
Необходимо отметить, что такой подход вызывает определенный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.
В стихотворении выдающегося
3. Противоположность типов экологического сознания по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина
Наиболее плодотворный подход, характеризует
не просто структуру экологического
сознания, а структуру типов такого
рода сознания. Это дает возможность
дифференцированно описать
Авторы, выделяя противоположные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли иерархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь – экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указанных типов экологического сознания.
Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания.
Для удобства восприятия эти признаки сведены в единую таблицу.
Антропоцентрическое экологическое сознание |
Экоцентрическое экологическое сознание |
|
1. Высшую ценность представляет человек |
1. Высшую ценность представляет
гармоническое развитие |
|
2. Иерархическая картина мира |
2. Отказ от иерархической картины мира |
|
3. Целью взаимодействия
с природой является |
3. Целью взаимодействия
с природой является |
|
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку |
4. «Экологический императив»:
правильно только то, что не
нарушает существующее в |
|
5. Природа воспринимается
как объект человеческой |
5. Природа воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком |
|
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы |
6. Этические нормы и
правила равным образом |
|
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен целям и задачам человека |
7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства |
|
8. Деятельность по охране
природы продиктована дальним
прагматизмом: необходимостью сохранить
природную среду, чтобы ею |
8. Деятельность по охране
природы продиктована |
|
4. Описательная характеристика типов экологического сознания
Антропоцентрическое экологическое сознание – это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности, их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Многими современными учеными, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некорректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.
Экоцентрическое экологическое сознание
– это особая форма отражения
природных объектов и явлений
действительности и их взаимосвязей,
обусловливающая целеполагающую и
преобразующую деятельность человека,
для которого характерно наделение
природы субъектными
5. Экспериментальные исследования
Современная экологическая психология
не ограничивается только лишь теоретическим
описанием выделенных типов экологического
сознания. В последние годы значительно
активизируются экспериментальные
исследования различных сторон экологического
сознания. Так, Т.В. Иванова изучала
экологические ценности в общественном
сознании и выявила любопытный факт:
эксцентрическая направленность сознания
более характерна для молодых
людей – 17-19-летних, для которых
природа обладает самостоятельной
ценностью независимо от ее возможного
использования. Восприятие же природы
взрослыми в известной степени
рационализируется. Окружающая среда
рассматривается ими прежде всего
как национальное богатство, условие
обеспечения экономического развития
общества. Более того, отмечается, что
в процессе подготовки специалистов
разного профиля образ
К аналогичным результатам пришла
И.В. Кряж, которая провела
В целом И.В. Кряж отмечает, что, к
сожалению, в обыденном сознании
людей преобладают
Примеры такого рода уже имеются
в отечественной психолого-
Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психологических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.
6. Актуальность экологической психологии
Актуальность появления
Как это ни парадоксально, но в современном общественном сознании экологический кризис мыслится как нечто внешнее по отношению к человеку. Показательно, что в «стратегии сохранения природы» Международного союза охраны природы (1980 г.) проблема воспитания людей находится на последнем, седьмом, месте.
Между тем действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном итоге определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. Более конструктивной представляется иная позиция, утверждающая, что экологический кризис – это в значительной степени философско-идеологический, и в первую очередь, мировоззренческий кризис (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996 г.). Поэтому решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время типа экологического сознания.
Понятие «экологическое сознание» тесно связано и достаточно часто смешивается с такими понятиями, как «экологическая культура» и «экологическое поведение» человека.
7. Понятие экологической культуры по В.А. Левину
«Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.