Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:35, реферат
Сущность экологического сознания, анализ специфики и направленности данного понятия. Признаки экологического сознания по В.А. Скребец, его описательная характеристика и основные пути формирования в современном обществе. Взаимосвязь человека и природы.
Под экологическим сознанием
Экологическое поведение – это
совокупность конкретных действий и
поступков людей, непосредственно
или опосредованно связанных
с воздействием на природное окружение,
использованием природных ресурсов.
Экологическое поведение
8. Пути формирования экологического сознания
Формирование экологического сознания
и поведения, а следовательно, и
экологической культуры может происходить
разными путями и на разных уровнях
социального устройства: через политику,
экономику, просвещение, телевидение
и т.п. Школьное и высшее образование
в этом ряду занимает одно из первых
и важнейших мест (что посеешь,
то и пожнешь). В настоящее время
экология как обязательный учебный
предмет включен в программу
на федеральном уровне, но часто
исключается на региональном. Как
правило, программы по экологии строятся
в логике традиционного обучения.
Это означает, что они пытаются
скорее воспроизвести соответствующую
научную дисциплину, чем природные
(психологические) закономерности развития
ребенка и его сознания. При
этом чаще всего не используют психологические
особенности формирования экологического
сознания в качестве исходной основы
и такие необходимые ятя
1) смена парадигм общественного
сознания с экономической XIX-
2) поиск ответа на вопрос о
природе человека и
3) эволюция человека как субъекта (носителя) сознания: от индивидуального и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, планеты, космоса.
Не умаляя важности других причин,
остановимся несколько
Рубеж XX-XXI вв. характеризуется кризисом
в развитии человека как биологического
вида. Человек переходит в иную
фазу своего существования, когда должно
произойти резкое расширение пределов
его индивидуальных, групповых и
массовых форм сознания (т.е. способности
воспринимать, переживать, мыслить
и действовать). Речь идет о том, что
до недавнего времени формирование
массового человеческого
На рубеже II и III тысячелетий (от Рождества Христова) сознание не только отдельных выдающихся (продвинутых) индивидов, но и массовое общественное сознание начинает созревать для того, чтобы принять на себя проблему выживания и развития планеты. Иначе говоря, человек из субъекта индивидуального и группового (социального) развития может и должен превратиться в субъекта развития планеты в целом. В противном случае, как и любая развивающаяся система, человек остановится в своем развитии и, следовательно, начнет путь к своему угасанию как биологического вида, физическому и психологическому самоуничтожению как человеческого рода и носителя духовности на Земле.
До сих пор сознание человека обслуживало в основном его физическое (телесное) и социальное существование как человеческого рода. Это решалось, прежде всего, в рамках экономической парадигмы мышления и сознания. Сейчас мы подошли к такому рубежу, когда должно произойти смещение акцента в развитии массового сознания с биологического и социального приоритетов существования человека на его духовно-нравственное развитие. Человеческая мысль все настойчивее обращается к идеям единства, не отчужденности человека и природы, ее восприятия в качестве субъекта, отказа от одностороннего (антропоцентрического) прагматизма. В своих работах по экологическому сознанию С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1995-2000) убедительно показывают, что осознание необходимости перехода к новому типу человеческого сознания имеет свои философские и естественнонаучные истоки. В первую очередь это сложившаяся во второй половине XIX в. в России система представлений, которая получила название русского космизма. Носителями этих идей были выдающиеся мыслители И. Киреевский, В. Соловьев, И. Федоров и многие другие. Их центральной идеей было утверждение о том, что человек – составная часть природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что человек и все, что его окружает, это частицы единого. Вселенной. Они считали, что необходима новая моральная основа взаимодействия человека с природой, смена принципов развития цивилизации. «Цивилизация эксплуатирующая, а не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускоренного конца», – писал П.Ф. Федоров в своей «Философии общего дела» в 90-х годах позапрошлого века, когда до экологического кризиса в его технократическом выражении было еще очень далеко.
9. Новый взгляд взаимосвязи человека и природы
Следующим шагом в развитии нового взгляда на взаимосвязь человека и природы явилось учение о ноосфере В.И. Вернадского, который предвидел, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что скоро наступит то время, когда человек превратится в основную геологическую силу, формирующую облик Земли. Биосфера перейдет в свое новое состояние, в сферу разума – ноосферу. Развитие окружающей среды и человеческого общества пойдет неразрывно, начнется их коэволюция (совместная эволюция, в которой невозможно господство интересов одной из сторон) (В.И. Вернадский и современность, 1986).
В продолжение своей аргументации
С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1996а) привлекают
так называемую универсальную этику
(Г. Торо, М. Ганди, А. Швейцер), которая
сыграла несомненную роль в преодолении
взглядов на природу как на простой
объект человеческих манипуляций. Универсальная
этика не проводит разграничения
между ценностью человека и другими
живыми существами: жизнь насекомого
столь же ценна, как и жизнь
человека, иными словами, представители
природы такие же полноправные субъекты,
как и человек. Ее важнейший постулат
заключается в утверждении
В настоящее время ситуация меняется.
Появляется все больше предпосылок
к изменению общего уровня сознания
в сторону духовно –
10. Понятия - «объект (человек) - объект (природа)» и «субъект (человек) - объект (природа)»
С психологической точки зрения важно отметить, что поиск решения экологических проблем строится в общественном сознании с помощью той же логики, которая привела к их возникновению и значит, в экологическом отношении уже скомпрометировала себя. Согласно этой логике, если человек своим неразумным воздействием нарушил природу (или равновесие с ней), то он же своими воздействиями на природу должен ее вновь восстановить. Поэтому возникает вопрос. Где гарантия того, что человек, стараясь восстановить равновесие между собой и природой, вновь его не нарушит, но уже в «другую» сторону?
Ведь способ мышления по своей сути остался тем же – человек по-прежнему противостоит природе как объекту своих размышлений и предмету своих действий. Даже в том случае, когда целью своих действий он имеет «сохранение природы для последующих поколений». В соответствии с таким способом мышления, в качестве логической основы для осмысления взаимоотношений между человеком и природой как проблемы экологического сознания используются отношения «объект (человек) – объект (природа)» и «субъект (человек) – объект (природа)».
Чтобы в результате благих намерений по сохранению природы «маятник» экологического кризиса не качнулся в другую сторону, необходимо осознание человеком того, что он является таким же носителем общеприродных закономерностей саморазвития (или самоосуществления), как и сама природа.
Такое понимание человека и его
взаимоотношений с природой коренным
образом меняет экологическую парадигму.
Действительно, в этом случае человек
и природа уже не противопоставляются
друг другу как разделенные
Вывод
Различная форма представления
психики как объекта эколого-
В ходе решения этой задачи насущной является необходимость в новом направлении психологии развития, в основе которого лежит экопсихологический подход к проблемам развития психики человека как одной из форм природного бытия.