Экологическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, реферат

Описание

В работе рассмотрена экологическая психология как наука о психологических эффектах взаимодействия человека со средой.
Экологическая психология начала развиваться только в 60-х гг. XX в., в основном в работах зарубежных исследователей. В 1970-х гг. это направление бурно развивалось в США и странах Западной Европы. Появились специальные журналы, ассоциации, стали проводиться научные конференции, связанные с проблемами экологической психологии (в англоязычной литературе она фигурирует под названием environmentalpsychology).

Содержание

1. Предмет и история экологической психологии
1.1. Определение экологической психологии
1.2. Компоненты окружающей среды: собственно природная
среда, квазиприродная среда, искусственная среда, социальная среда
2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды
2.1. Влияние физических факторов
2.2. Территориальность и персонализация среды
2.3. Типы личности по Холланду
2.4. Межличностная дистанция
2.5. Влияние других людей на поведение человека

Работа состоит из  1 файл

Экологическая психология.doc

— 78.00 Кб (Скачать документ)

Государственное Автономное Образовательное Учреждение

Салаватский медицинский  колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему: «Экологическая психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: студентка гр. 502С

                                                                                                      А.С. Мухаметова

                                                                                Проверила: преподавательница

                                                                                                            А.А. Галямова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013 уч гг

 

 

Содержание

 

  1. Предмет и история экологической психологии
    1. Определение экологической психологии
    2. Компоненты окружающей среды: собственно природная

среда, квазиприродная среда, искусственная среда, социальная среда

  1. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды
    1. Влияние физических факторов
    2. Территориальность и персонализация среды
    3. Типы личности по Холланду
    4. Межличностная дистанция
    5. Влияние других людей на поведение человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет и история экологической психологии

 

Экологическую психологию можно рассматривать  как ответвление экологии, в последние 20-30 лет оформившееся в самостоятельную  науку. Что же касается самой экологии, то как научная дисциплина она зародилась еще в XIX в. Коротко можно определить экологию как науку об окружающей среде. Среди различных направлений этой области знания ближе всего к экологической психологии стоят экология человека и социальная экология. Важно отметить, однако, что в центре практически любой экологической проблемы всегда был человек. Можно сказать, что экологическое знание человечества страдает коллективным эгоизмом: какой бы вопрос экологии ни обсуждался, например проблема выживания редких видов растений или животных, влияние индустрии на леса Амазонии, люди, по большому счету, думают не о растениях, животных и лесах самих по себе, а о том, будет ли человеку плохо без этих растений, животных, или лесов и как поступать с окружающей средой, чтобы потом не пострадать самим.

 В силу  указанной особенности экологического  знания вполне естественно выглядит  появление экологической психологии  как науки о психологических  эффектах взаимодействия человека  со средой. Поясним это определение. Во-первых, что означает  слово «эффект» в данном контексте? Под ним понимается результат, исход, следствие, итоговое влияние. Почему употребляется выражение «взаимодействие человека со средой», а не «воздействие среды на человека»? Дело все в том, что человек является существом не только и не столько пассивно воспринимающим воздействия среды, сколько активно действующим на нее. Человек строит плотины на реках, вырубает леса, изменяет ландшафты, возводит многочисленные сооружения, уничтожает животных, но также высаживает зеленые насаждения, разводит и охраняет ценных животных, ликвидирует последствия экологических катастроф. Но и среда не бездействует. При этом многие (в том числе психологические) влияния среды на человека являются, по сути дела, результатом воздействия человека на среду. Особенно это касается так называемой искусственной среды, т. е. того, что создано человеком. Кто станет отрицать, что особенности городской среды, например ее архитектура, влияют на наше психическое состояние?

 

Экологическая психология — наука о психологических  эффектах взаимодействия человека со средой.

 

Экологическая психология начала развиваться только в 60-х гг. XX в., в основном в работах  зарубежных исследователей. В 1970-х гг. это направление бурно развивалось в США и странах Западной Европы. Появились специальные журналы, ассоциации, стали проводиться научные конференции, связанные с проблемами экологической психологии (в англоязычной литературе она фигурирует под названием environmentalpsychology).

 Для того  чтобы систематизировать результаты  исследований, проводимые в рамках  этой дисциплины, воспользуемся  следующей классификацией. Окружающую  человека среду можно подразделить  на четыре компонента (Реймерс  Н. Ф., 1994): собственно природную  среду, квазиприродную среду, искусственную среду и социальную среду.

 Природная  среда, окружающая человека, имеет  естественное происхождение, она  характеризуется, как говорят  экологи, свойствами самоподдержания  и саморегуляции без постоянного  корректирующего воздействия со стороны человека. Иначе говоря, этот компонент среды существует и функционирует сам по себе. К числу факторов природной среды можно отнести, например, такие, как магнитное и гравитационное поля, влажность и химический состав воды, характер местности (равнинная, холмистая, гористая), особенности растительного и животного мира, вероятность землетрясений, наводнений, ураганов и других природных катаклизмов.

 Квазиприродную  среду образуют все модификации  природной среды, являющиеся результатом  деятельности людей. К такой среде относятся пахотные и иные угодья, зеленые насаждения, домашние животные и растения. Квазиприродная среда характеризуется отсутствием способности к самоподдержанию, т. е. постепенно разрушается без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. Угодья перестают давать урожай и зарастают сорняками без культивации, а брошенные домашние животные дичают и болеют.

 К искусственной  среде относится вся совокупность  созданных человеком объектов, которые  без непрерывного обновления начинают разрушаться. К искусственной среде относятся технические виды транспорта, технологическое оборудование, здания, сооружения, различные изделия (мебель, одежда, оружие и т. п.). Эта среда мало похожа на то, что создано природой. Вспомните свои впечатления от индустриальных окраин больших городов с их автострадами, автомобилями, товарными вагонами, асфальтом и сравните их с живой, естественной средой полей и лесов.

 Под социальной  средой можно понимать совокупность  экономических, политических, культурных, этических условий жизни человека. По сути дела, экологическая психология в своем социально-средовом аспекте связана с особенностями взаимодействия человека с его социальным окружением. Это не только непосредственное взаимодействие — частота контактов с другими людьми, скученность, теснота среды обитания, наличие собственной территории, — но и опосредованное законами, правилами и традициями общества. Влияние и изменение социальной среды легко почувствовать как бывая в различных странах, так и переезжая из одной местности в другую в пределах одной страны.

 

2. Психологические  эффекты взаимодействия человека  и среды

 

 При анализе  влияния на человека средовых  факторов прежде всего необходимо  определить, насколько их наличный  уровень отличается от привычного, т. е. того, к которому человек адаптировался. Абсолютная оценка уровня шума, тесноты помещений или частоты социальных контактов — это только половина картины; важно знать, насколько данные условия отличаются от привычных. В психологии существует понятие «уровень адаптации», под которым понимается психологически нейтральная точка или участок в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа. При всей тяжеловесности этой формулировки суть понятия довольно проста. Уровень адаптации — это то, к чему мы привыкли, или та «печка, от которой мы пляшем». Психологическое содержание понятия «уровень адаптации» можно проиллюстрировать следующим опытом. Возьмите три емкости с водой. Слева поставьте емкость с теплой водой, справа —с холодной, посередине — с водой комнатной температуры. Поместите левую руку в теплую воду, правую — в холодную и подержите их там, пока руки не привыкнут к температуре.

 После этого  поместите обе руки в емкость  с водой комнатной температуры. Что будет чувствовать ваша левая рука? То, что вода в сосуде холодная. Что будет чувствовать ваша правая рука? То, что вода теплая. А почему? Потому что каждая из ваших рук адаптировалась к разной температуре: для левой руки, изнеженной теплом, и комнатная вода кажется холодной, для правой, закаленной в холоде, комнатная вода кажется подогретой. Не так ли происходит в жизни? Единственное отличие состоит в том, что привыкать нам приходится значительно дольше. При восприятии факторов среды большое значение имеет уровень адаптации, свойственный каждому из нас. Так, для человека, который половину жизни провел в тесных бараках, просторно и в «хрущевке».

Уровень адаптации—психологически нейтральная точка или участок  в диапазоне некоторого параметра стимула, относительно которых оцениваются все остальные стимулы данного типа.

Есть еще  одно общее для любого средового  влияния обстоятельство, которое  необходимо учитывать. Когда значение некоторого фактора сильно отклоняется  по своей величине от точки адаптации, индивид оказывается в ситуации, по отношению к которой у него нет готовых программ реагирования, иначе говоря, возникает стрессовая ситуация. Стресс же, как известно, является неспецифической реакцией организма, что означает сходство психологических реакций при различных факторах, вызвавших стресс: например, психологические реакции даже на такие различные по своей природе факторы, как чрезмерный шум и чрезмерная частота социальных контактов имеют сходные характеристики.

 Вместе с  тем (особенно когда речь не идет об экстремальных значениях воздействий) каждый фактор оказывает специфическое, отличное от других влияние на психику и поведение человека.

 Ниже мы рассмотрим  наиболее хорошо установленные  эффекты взаимодействия человека  со средой. Экологическая психология — очень молодая наука, поэтому в ней больше «белых пятен», чем исследованных областей. Читатель может в этом легко убедиться, если с помощью приведенной выше классификации выделит потенциальные проблемы этой науки, а потом попытается найти их решения в дальнейшем изложении.

 Несмотря на то, что  каждый из рассмотренных ниже  факторов за редким исключением  не может быть строго отнесен  к одному их четырех типов  среды (скажем, даже шум может  в одних случаях рассматриваться  как атрибут природной среды, а в других — искусственной), последовательность описания психологических эффектов взаимодействия человека с окружением построена по принципу снижения доли природного и нарастания доли социального в этом окружении.

 При исследовании влияние  физических факторов установлено, что с повышением температуры увеличивается агрессивность человека, хотя и до определенного предела, после которого агрессия (видимо, в силу усталости и переутомления) снижается.

 В одном эксперименте  испытуемых просили дать оценку  некоторому человеку по его фотографии. Одна группа испытуемых находилась в комнате с нормальной температурой, другая сидела в комнате, где было слишком жарко. Выяснилось, что испытуемые, находившиеся в жаркой комнате, относились к оцениваемому лицу более негативно по сравнению с группой, работавшей в нормальных условиях.

 Шум ухудшает непроизвольное  внимание к социальным признакам  ситуации. В эксперименте испытуемым  в то время, когда они заучивали  бессмысленные слоги, демонстрировались  слайды с изображениями повседневных ситуаций (например, мужчина, расплачивающийся за бензин у бензозаправки) и ситуаций, связанных с опасностью (например, человек, пытающийся ограбить ту же заправочную станцию). Когда участников эксперимента неожиданно попросили описать слайды, которые они видели, испытуемые, работавшие в шуме, вспомнили меньше опасных ситуаций, чем представители контрольной группы.

 Такие эксперименты  показывают, что у человека снижается  способность к адекватной оценке  ситуации в условиях повышенного  уровня шума, он как бы теряет часть своей социальной чувствительности, относительно хуже ориентируется в ситуациях социального взаимодействия. Кроме того, ряд экспериментов показывает, что не только снижается чувствительность по отношению к социальным ситуациям, но изменяется и социальное поведение: в условиях сильного шума люди проявляют меньшую склонность к помощи и сотрудничеству (Черноушек М., 1989). Подобно действию чрезмерно высокой температуры, повышенный уровень шума увеличивает агрессивность человека.

 Освещенность повышает уровень активации, например при относительно более сильном освещении люди громче разговаривают. Освещенность влияет даже на уровень психологической открытости человека. В одном из исследований было обнаружено, что студенты, которые писали письма своим друзьям, были более откровенны при ярком освещении, чем при слабом его уровне, в другом — что прохожие проявляли большую готовность ответить на вопросы анкеты при относительно более ясной погоде.

 Городская  среда отличается от сельской  переизбытком информации и событий.  В противодействие этой перенасыщенности  среды люди вырабатывают специальную  адаптационную стратегию, суть  которой состоит в том, что  они стараются не замечать  некоторой, на их взгляд, второстепенной информации и не пропускать ее в сознание. Понятно, что эта стратегия имеет свои негативные побочные эффекты: в частности, при последовательном и систематическом ее применении у жителя большого города возникает своего рода закрытость, замкнутость и отстраненность, которая может приводить к эмоциональной черствости, ограничению количества социальных контактов и появлению хронического чувства одиночества.

Информация о работе Экологическая психология