Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:22, реферат
В работе рассмотрена экологическая психология как наука о психологических эффектах взаимодействия человека со средой.
Экологическая психология начала развиваться только в 60-х гг. XX в., в основном в работах зарубежных исследователей. В 1970-х гг. это направление бурно развивалось в США и странах Западной Европы. Появились специальные журналы, ассоциации, стали проводиться научные конференции, связанные с проблемами экологической психологии (в англоязычной литературе она фигурирует под названием environmentalpsychology).
1. Предмет и история экологической психологии
1.1. Определение экологической психологии
1.2. Компоненты окружающей среды: собственно природная
среда, квазиприродная среда, искусственная среда, социальная среда
2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды
2.1. Влияние физических факторов
2.2. Территориальность и персонализация среды
2.3. Типы личности по Холланду
2.4. Межличностная дистанция
2.5. Влияние других людей на поведение человека
Под территориальностью
понимают контроль и
Исследования территориальности показывают, что на своей территории человек чувствует себя свободно, вторжение чужих на эту территорию воспринимается как нечто неприятное. При этом у человека повышается тревожность, и тем больше, чем в большей степени человек считает данную территорию своей.
В исследованиях персонализации отмечается, что человек стремится оставить свой «отпечаток» практически на всех местах, которыми он пользуется: повесить фотографии членов семьи, родственников, любимых, знаменитых людей, чтобы продемонстрировать свое отношение к определенным людям; повесить лозунги, плакаты, иконы, рисунки, репродукции, чтобы выразить свои ценности и эстетическую направленность; выставить на обозрение предметы, связанные с проведением досуга (спортивный инвентарь, акустическую систему), чтобы выразить свои интересы и склонности.
Исследователи персонализации утверждают, что основными ее функциями являются обретение чувства уверенности и постоянства, ощущение связности со своим прошлым, со своей группой и возможность лучшей адаптации к новой среде (когда человек привозит на новое место часть своего старого окружения, адаптация проходит более эффективно).
Кроме того,
замечено, что, проживая в определенных
местах — городах, районах,
домах, — люди как бы
Организация рабочей среды, в частности работа в отдельном кабинете по сравнению с работой в офисах с большим количеством сотрудников, не разделенных стенами и перегородками, оказывает влияние на эффективность деятельности и удовлетворенность рабочей средой. Правда, многое зависит от особенностей выполняемой трудовой деятельности. Оказывается, что выполнение относительно простых, рутинных заданий более продуктивно и сопровождается более высокой удовлетворенностью рабочей средой, если деятельность протекает в присутствии других людей, и наоборот, выполнению сложных, творческих задач способствует приватная обстановка (работа в отдельном помещении). Исследователи объясняют этот факт с помощью закономерностей социального облегчения и подавления: присутствие других людей негативно сказывается на эффективности выполнения сложных и позитивно — на выполнении простых задач.
Планировка помещений — это один из частных вопросов взаимодействия человека со своей профессиональной средой. Более существенным моментом этого взаимодействия является соответствие типа личности типу профессиональной деятельности и особенностям организации, в которой человек работает. С этой проблемой непосредственно связана теория профессионального выбора Холланда, согласно которой существуют шесть типов личности в зависимости от профессиональных склонностей:
1. Предпринимательский
тип. Наиболее близкими
2. Исследовательский
тип. Люди этого типа склонны
к сбору, систематизации и
3. Артистический тип. Наиболее близкая таким людям сфера деятельности — художественное творчество. Им подходит профессиональная среда без жесткой системы подчинения, организации, предоставляющие свободу самовыражения.
4. Социальный тип. Представители этого типа склонны к работе с людьми (обучение, консультирование, помощь, организация групповых мероприятий). Наиболее близкими им по духу являются различные социальные организации (школы, учреждения по подбору персонала, консультативные службы, агентства социальной защиты).
5. Конвенциональный
тип. У людей этого типа
6. Реалистический
тип. Наиболее подходящими
Проблема профессионального выбора, таким образом, состоит в том, чтобы найти профессиональную среду (тип профессиональной деятельности и тип организации), в наибольшей степени соответствующую склонностям личности. Но дело в том, что человек не всегда осознает свои предпочтения и не всегда сопоставляет свои предпочтения с реальным типом окружения, в котором он находится. Бывает так, что, например, артистический тип, стремящийся к артистическому самовыражению, художественной деятельности, творчеству, предпочитающий организации без жесткой структуры и системы подчинения типа артистических студий и художественных союзов, в силу тех или иных обстоятельств устраивается на работу в некоторую жесткую бюрократическую организацию и попадает в несвойственное ему окружение. Результатом этого будет постоянное чувство дискомфорта, негативные эмоциональные реакции, неудовлетворенность работой и в итоге — низкая ее продуктивность. Это типичный случай несоответствия личности и окружения и, как следствие, — отрицательные психологические и поведенческие реакции.
Для предотвращения
указанных выше проблем использ
Большое
влияние на социальное
В процессе
межличностной коммуникации в
зависимости от ситуации и
взаимоотношений общающихся
Антрополог Холл (Hall, 1982) предложил классификацию межличностных дистанций, характерных для различных типов социальных отношений. Он выделил четыре типа дистанций: интимную, личную, социальную и публичную.
Интимная
дистанция равна приблизительно
0,5 м. На таком расстоянии друг
от друга обычно общаются
Когда нам нравится
человек, мы стремимся
Степень влияния других
людей на поведение человека
зависит от целого ряда
В некоторых случаях
присутствие аудитории может
положительно повлиять на
Одной из основных
проблем влияния других на
деятельность является
Зайонк (Zajonc, 1965) предложил теоретическую модель влияния аудитории. Автор считает, что присутствие других является источником общей активации, оно вызывает у индивида чувство неопределенности, поскольку поведение других людей недостаточно предсказуемо. Когда деятельность хорошо освоена, происходит ее улучшение в присутствии других людей, когда же, наоборот, она освоена недостаточно, присутствие аудитории приводит к ухудшению деятельности. Эта гипотеза получила подтверждение в ряде экспериментов.
Когда люди работают в группе, часто наблюдается снижение индивидуальной активности: члены группы начинают прилагать меньше усилий, чем в тех случаях, когда они работают в одиночестве. Этот эффект получил название «социальное безделье». Традиционный эксперимент, демонстрирующий наличие этого эффекта, строится следующим образом. Испытуемых просят как можно громче хлопать в ладоши в одиночестве и в группах различной численности. В каждом случае экспериментаторы измеряют громкость звука, вызванного ударами в ладоши, у каждого испытуемого. Испытуемые надевают повязки на глаза и наушники с тем, чтобы не видеть и не слышать то, что делают другие. Обычно данные такого рода экспериментов показывают ясно выраженные эффекты социального безделья. Индивид прикладывает все меньше усилий по мере увеличения размеров группы.
Одним из объяснений
эффекта социального безделья
является чувство «
Список использованной литературы