Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:42, курсовая работа

Описание

Цель исследования - исследование влияния мотивации достижения на успеваемость студентов.
Объект исследования – мотивация студентов вуза.
Предметом исследования взаимосвязь успеваемости студентов и мотивации достижения
Гипотеза: Мотивация студентов вуза может повлиять на успеваемость.
Задачи:
Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
Изучение структуры мотивации студентов.
Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости.
Анализ результатов исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных психологов…………………..5
1.1. Структура мотивационной сферы студента………………………………..5
1.2. Мотивация достижения и учебная мотивация студентов вуза…………..13
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза…………………………………………………...26
2.1. Организация проведения исследования…………………………………...26
2.2. Результаты исследования мотивации достижения студентов вуза……...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические  аспекты изучения мотивации в  студенческом возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных психологов…………………..5

1.1. Структура мотивационной  сферы студента………………………………..5

1.2. Мотивация достижения и учебная мотивация студентов вуза…………..13

Глава 2. Экспериментальное  исследование  мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза…………………………………………………...26

2.1. Организация проведения исследования…………………………………...26

2.2. Результаты исследования мотивации достижения студентов вуза……...28

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение………………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Проблема мотивации достижения в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Проблема мотивации  и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Не удивительно, что эта проблема с  давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество публикаций и среди них - монографии российских авторов: В.Г. Асеева, И.А. Иванникова, Е.П. Ильина, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинова, В.И. Ковалёва, А.Н. Леонтьева, B.C. Магуна, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичёва, А.А. Файзуллаева, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсона; а также зарубежных авторов: X.Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д.Халла, У.Клейнбека, К.В. Мадсена, А.Г. Маслоу.

Научная новизна  работы. В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура мотивации студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.

Цель исследования - исследование влияния мотивации достижения на успеваемость студентов.

Объект исследования – мотивация студентов вуза.

Предметом исследования взаимосвязь успеваемости студентов и мотивации достижения

Гипотеза: Мотивация студентов вуза может повлиять на успеваемость.

Задачи:

  1. Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение структуры мотивации студентов.
  3. Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости.
  4. Анализ результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: студенты 5-го курса заочного отделения факультета русского языка и литературы Марийского государственного университета г.Йошкар-Ола.

Практическая  значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента педагогического ВУЗа и выявляет ее значимые составляющие. Мы полагаем, что проведенное исследование будет способствовать саморазвитию студента, овладению учебным материалом, развитию учебно-познавательных мотивов сравнительно высокого уровня, что в свою очередь может привести к формированию других социальных мотивов. Иными словами, появляется реальная возможность собрать воедино то небольшое количество диагностических приемов, позволяющих определить характер учебной мотивации совместной деятельности.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  аспекты изучения мотивации в  студенческом возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных психологов

1.1. Структура мотивационной сферы студента

Мотивация является одной  из фундаментальных проблем, как  в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана  с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [23, с.12]. В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает  множественность подходов к пониманию  ее сущности, природы, структуры, а также  к методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, З.Фрейд и др.). Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н.Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э.Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я.Гальперин) и т.д.

 

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

 

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось  выделение Б.И.Додоновым ее четырех  структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного  ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [16, с.73]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия.

Существенно также и  то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, А.Маслоу и др.) [4, с.68].

Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х.Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М.Аргайлом (1967). Он включил в общую структуру мотивации (потребностей):

1. Не социальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

2. Потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;

3. Потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;

4. Потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;

5. Сексуальная потребность - физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

6. Потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;

7. Потребность в чувстве собственного достоинства (self-esteem), самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.

Очевидно, что потребность в  зависимости, в самоутверждении  и одновременно в агрессии может  в значительной мере представлять интерес  для анализа деятельности и поведения  обучаемых.

В плане рассмотрения структуры  потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А.Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Его треугольник потребностей А.Маслоу, обращает на себя внимание при его рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности - только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию (в понимании Дж.Брунера) [15, с.53].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Таким образом, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Мотивация достижения и учебная мотивация студентов

В отечественной  психологии проблема мотивации достижения стала активно разрабатываться  с середины 70-х гг. И первые исследования (Р.С. Вайсмана, 1973; Р.С. Немова, 1973; А.Б. Орлова, 1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались лишь отдельных аспектов мотивации достижения. Мотивация достижения, а также тесно связанная с ней тема уровня притязаний исследовалась такими специалистами, как М.Ш. Магомед-Эминов, Т.В. Корнилова, И.М. Палей и многими другими. Горчакова Е.Б. Исследование мотивации достижения в отечественной психологии (статья)

Мотивация достижения является одним из видов мотивации, определяющих творческое, инициативное отношение человека к делу и влияющих как на характер, так и на качество выполнения труда.

Первая формализованная  модель мотивации достижения была развита  Дж. Аткинсоном. Она явилась базисной для всех дальнейших моделей в  этой области, разработок мотивации  как взаимодействия "личность x ситуация". Модель рискового выбора Дж. Аткинсона  была сформулирована на основе теории поля К. Левина. Левин объясняет детерминацию поведения на основе взаимодействия личности и окружения в актуально складывающейся ситуации. В рамках теории поля Левина была создана первая модель "ожидание x ценность", оказавшая влияние на разработку как модели Аткинсона, так и других моделей [4, c.49].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Одной из проблем оптимизации  учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Это определяется тем, что в системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в ВУЗе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию.

Рассматривая мотивацию учебной  деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. В литературе этот термин включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Во - первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во - вторых, - организацией образовательного процесса; в - третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в - четвертых, - субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в - пятых - спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация, как  и любой другой ее вид, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности учащихся отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации [6, c.57].

Информация о работе Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза