Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:42, курсовая работа
Цель исследования - исследование влияния мотивации достижения на успеваемость студентов.
Объект исследования – мотивация студентов вуза.
Предметом исследования взаимосвязь успеваемости студентов и мотивации достижения
Гипотеза: Мотивация студентов вуза может повлиять на успеваемость.
Задачи:
Изучение теоретической литературы по проблеме исследования.
Изучение структуры мотивации студентов.
Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости.
Анализ результатов исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте в исследованиях зарубежных и отечественных психологов…………………..5
1.1. Структура мотивационной сферы студента………………………………..5
1.2. Мотивация достижения и учебная мотивация студентов вуза…………..13
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза…………………………………………………...26
2.1. Организация проведения исследования…………………………………...26
2.2. Результаты исследования мотивации достижения студентов вуза……...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………
При анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К.Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Характеризуя интерес
(в общепсихологическом
Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации (И.Герберт). Во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес - это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношений к учению. Интерес, согласно А.К.Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и высший уровень - преобразующий интерес» [14, с. 75].
Возможность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирование самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика [8, c.89]. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимания ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимо условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитание устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Творческий характер
проблемный ситуации стимулирует тенденцию
к дифференцированию и
Итак, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Таким образом, изучив теоретическую
литературу по проблеме исследования,
мы можем сделать следующие
Несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Установлена (на достоверном
уровне значимости) положительная связь
мотивационных ориентаций с успеваемостью
студентов. Наиболее плотно связанными
с успеваемостью оказались
Таким образом, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
Глава 2. Экспериментальное исследование мотивации достижения успехов и успеваемости студентов вуза
2.1. Организация проведения исследования
В первой главе работы
мы рассмотрели теоретические
Мы предположили, что мотивация студентов вуза может повлиять на успеваемость.
Экспериментальная база нашего исследования: студенты 5-го курса заочного отделения факультета русского языка и литературы Марийского государственного университета г.Йошкар-Ола - 28 человек.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Заключение
Итак, несмотря на разнообразие подходов мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Установлена (на достоверном
уровне значимости) положительная связь
мотивационных ориентаций с успеваемостью
студентов. Наиболее плотно связанными
с успеваемостью оказались
Таким образом, учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации. Как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности.
В результате проведенного исследования высокая мотивация достижения отмечается только у двух студентов, они стремятся к успеху и, как правило, много работают для достижения успеха. У этих студентов интерес к решению задачи возрастает после неудачного ее решения. Средний уровень мотивации выявлен у 15-ти человек, для них успех не является таким необходимым.
Низкий уровень мотивации достижения отмечается у 11-ти человек. Эти студенты проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий, когда недостаточно времени, вызывает у них дискомфорт. После неудачного решения какой-либо задачи, их интерес падает и возникает тенденция избегания этой задачи, желание больше к ней никогда не возвращаться.
Таким образом, большинство студентов из группы не сдали сессию. И более чем у 40% студентов выявлен низкий уровень мотивации. При расчете коэффициента корреляции Спирмена была установлена тесная связь между мотивацией достижения и успеваемостью. А значит, мы можем сделать вывод о том, что успеваемость студентов находится в тесной зависимости от уровня их мотивации. Следовательно – мотивация может повлиять на успеваемость студентов.
Гипотеза исследования доказана, цель достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
Приложение.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.