Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
В современном мире, при высочайших вершинах, достигнутых наукой и техническим прогрессом, физическое и психическое здоровье человека практически постоянно подвергается опасности. Где бы мы не находились – дома, на работе, в гостях, на даче и даже на природе, - мы окружены разнообразными техническими устройствами и приспособлениями, облегчающими наше физическое бытствование и несущие угрозу нашей жизни и психологическому самочувствованию.
Человек все больше имеет дело с техникой и общается с электроникой, чем с другим человеком. Ведь так легко набрать на компьютере сообщение и отправить его нескольким людям одновременно… Наблюдается острый дефицит живого человеческого общения и сопереживающего понимания. Человеку нужен человек. В каком бы состоянии ни находился человек: счастья или горя, радости или печали, ничто не заменит ему внимание, сочувствие, звук голоса и выражение глаз другого человека…
В современном мироустройстве, со всеми его техногенными катастрофами и природными аномалиями, как никогда, повышается актуальность и востребованность работы психолога-консультанта. Люди все чаще нуждаются в профессиональной помощи психолога, в том понимании, неосуждении и принятии, которое дает знание человеческой психологии и экзистенции. И особенно необходима эта помощь в ситуации утраты одним человеком другого - близкого и родного ему человека.
Наиболее приемлемым методом в психологическом консультирования случаев потери близкого, является экзистенциальный подход. В отечественной психологии это относительно новое направление. На сегодняшний день больше развито изучение разных составляющих человеческой личности - психические процессы, темперамент, эмоции, характер, состояния, мотивации и т.д., уникальность и целостность человеческого бытия часто не учитывается.
В Европе, США и Канаде
экзистенциальный подход уже несколько
десятилетий эффективно применяется
в психологическом
Для России экзистенциальный подход не явился инородным и совершенно новым направлением. История страны, русские традиции и культура, искусство и православие - все это несет в себе базовые принципы экзистенциализма – смысл жизни, одиночество, любовь, смерть и бессмертие. Отечественные философы и великие писатели – Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов и М.А.Булгаков до сих пор оказывают влияние на умы ведущих представителей психологии. В России экзистенциальным направлением психологии занимаются В.Н.Дружинин, Н.В.Клюева, Д.А.Леонтьев и др.
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1.Экзистенциальный подход в психологическом
1.1.Фундаментальные
категории экзистенциального
Исторически экзистенциальная психология берет свое начало от экзистенциальной философии. Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Человек в экзистенциальной психологии определяется не системой механизмов, а тем, как он создает свое существование в мире. [1]
Под экзистенциальным анализом понимается антропологический тип научного исследования, то есть такой тип, который направлен на изучение сущности человеческого бытия. Бытие-в-мире всегда подразумевает существование в мире вместе с такими же, как я, существами, то есть сосуществование. Экзистенциальный подход имеет дело с психологическими категориями – «смысл», «одиночество» «опыт», «тревога», «свобода», «изоляция», «смерть» и так далее, – но он интересуется пониманием этих аспектов человеческой жизни на более глубоком уровне, который П.Тиллих назвал онтологической реальностью. Экзистенциальный подход не представляет собой движения назад к кабинетным спекуляциям, но является попыткой понять человеческое поведение и опыт с помощью основополагающих структур, – структур, лежащих в основе нашей науки и нашего представления о человеке. [11]
Сущность человека Спинозы, человека Бутлера, человека Канта и всякого человека как такового есть не что иное, как стремление, усилие, направленное на то, чтобы продолжать быть человеком, не умирая. Фантазии, иллюзии и видения помогают человеку выжить, точнее прожить отрезок времени до отведенного ему случаем и генетикой срока. Экзистенциальная психология – наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти. Однако лишь сознание позволяет человеку соотнести себя с собственной жизнью, поставить и попытаться решить проблемы своего индивидуального существования, а не только ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть". Ясно и выразительно пишет об этом Эрих Фромм: "Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Он – часть природы, подчиненная ее физическим законам и неспособная их изменить. Одновременно он как бы противостоит природе, отделен от нее, хотя и является ее частью. Он связан кровными узами и в то же время чувствует себя безродным. Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть этот мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия. Он никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить".[ 6] И это единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой; он должен решать ее сам, и никто не может ему в этом помочь. Он не может вернуться к дочеловеческому состоянию "гармонии" с природой, и он не знает, куда попадет, если будет двигаться дальше. [6]
Экзистенциальная терапия является формой динамической психотерапии. Психодинамика индивидуума включает различные действующие в нем осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи. Экзистенциальный подход акцентирует базисный конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под «данностями существования» подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. К базовым относятся четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.
Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность – смерть. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт. Другая конечная данность, значительно менее очевидная, это свобода. В экзистенциальном смысле «свобода» – это отсутствие внешней структуры. На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами – ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.
Третья конечная данность – изоляция. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
Четвертая конечная данность
существования – бессмысленност
Таким образом, понятие «экзистенциальной психодинамики» относится к названным четырем данностям – четырем конечным факторам, а также к порожденным каждой из них осознаваемым и неосознаваемым страхам и мотивам. Динамический экзистенциальный подход сохраняет описанную Фрейдом базисную динамическую структуру, но радикально изменяет содержание. Прежняя формула:
«Влечение»-----«Тревога»-----
заменена следующей:
«Сознавание конечной
данности»----«Тревога»----«
С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации. Это значит размышлять не о том, каким образом мы стали такими, каковы мы есть, а о том, что мы есть. Экзистенциальный подход нарушает общепринятые классификации и организует психологические наблюдения по-новому. Едва ли можно найти психотерапевтический словарь, содержащий такие понятия, как «выбор», «ответственность», «свобода», «экзистенциальная изоляция», «смертность», «жизненная цель», «волнение». Психолог-консультант, будучи таким же человеком из плоти и крови, как всякий другой, на собственном опыте знаком с экзистенциальными источниками страха, а экзистенциальные данности являются частью человеческой ситуации. Как сказал один из наиболее известных экзистенциальных аналитиков Людвиг Бинсвангер, «нет единственного пространства и единственного времени, а есть столько времен и пространств, сколько существует субъектов». Каждый человек на определенном этапе жизни погружается в мрачные раздумья и вступает в некоторый контакт с конечными данностями жизни. [17]
Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих постулатов [17] : 1.Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
2.Человеческое бытие
3.Человек сознает себя
(и не может быть понят
4.Человек имеет выбор
(человек не является
5.Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл). [5]
Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: 1) состояние забвения бытия, 2) состояние сознавания бытия. Обычно люди пребывают в первом модусе. Забвение бытия это повседневный способ существования. Хайдеггер называет его «неподлинным» – в нем мы не сознаем себя творцами собственной жизни и мира, мы «спасаемся бегством», «попадаем в ловушку» и становимся успокоенными; мы избегаем выбора, будучи унесены в «никтовость». [17]
В последнее время многие
психологи все больше осознают, что
в понимании человека и его
природы существуют серьезные пробелы.
Исследователи признают, что при
всей основательности и строгости
представлений современной
Смысловое измерение также
чрезвычайно важно для
-Физическое - Umwelt - описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам.
-Социальное - Mitwelt - описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек следует изученной, культурной манере.
-Психологическое (личное) - Eigenwelt - описывает личный мир человека с его психологическим измерением, мир личного и личностного опыта.
-Духовное (надличное) - Uberwelt - описывает идеальный мир с его духовным измерением, мир верований и стремлений, где человек обращается к ценностям, находящимся вне его самого, и осмысливает свое существование. [5]
Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования: 1)чувство бытия; 2)свобода, её ограниченность и ответственность за неё; 3)конечность человека или переживание Ничто; 4)экзистенциальная тревога; 5)экзистенциальная вина; 6)существование во времени; 7)смысл и бессмысленность. [5]
Несмотря на то, что у каждого человека свой набор уникальных личных задач, смыслов и опыта, все это часто включает в себя окружающих людей, и именно Другой может способствовать открытию человеком своих задач и целей жизни, или быть включенным в выполнение этих задач.
1.2. Цели, задачи и принципы экзистенциального подхода.
Хайдеггер открыл новый горизонт понимания, дал новый импульс научному исследованию человеческого существования и его особым модусам бытия. Вместо расщепления бытия на субъекта (человека, личность) и объекта (вещь, окружающую среду) теперь у нас есть единство существования и "мира", единство человека и мира не зависит ни от какого "рационального метода", но зависит от единства дорационального мира, мира переживаний, первоисточника разных ориентации вопросов, которые служат направлениям для различных наук и различных психологических подходов. Экзистенциализм означает сосредоточение на существовании личности. В психологии и психиатрии этот термин означает установку, особый подход к человеческому бытию, а не специальную школу или группу. Это акцент на человеческом бытии в том виде, в котором оно проявляется, становится. Это не система терапии, а установка по отношению к терапии; не набор новых техник, а интерес к пониманию структуры человеческого бытия и его переживаний, который должен предшествовать всем техникам. [11]
Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей