Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:39, курсовая работа
Цель работы: Изучение возможностей экзистенциального подхода в консультировании случаев потери близких людей.
Задачи работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Знакомство с основными понятиями и принципами психологического консультирования.
Существуют распространенные мифы в отношении горя, которые мешают нормальному процессу проживания тяжелой утраты, к ним относятся:
- время все лечит, время лучший лекарь;
- сильное переживание горя –
ненормальное психическое
- сильные эмоции нужно
- горе надо выражать «
- облегчить боль от потери помогают алкоголь и наркотики. [12]
Консультант должен дать эмоциональную поддержу, поощрять выражение чувств. Чтобы разделить боль утраты с горюющим человеком, лучше всего его выслушать. Простое умение слушать, глядя в глаза говорящему, наклоняясь к нему вперед, кивая головой с пониманием, помогает говорящему человеку раскрыться. Для того, чтобы наступило облегчение, горюющему человеку необходима постоянная возможность говорить о своем горе и о своих чувствах, связанных с ним. Когда переживания и чувства описаны словами, их легче понять и совладать с ними. А если слушатель еще и сам пережил боль утраты, и уже оправился от горя, то горюющий мог бы взять себе на заметку некоторые полезные советы. Знание, что кто-то еще пережил такое же горе, остался невредим и до сих пор как-то держится и устраивает свою жизнь, поможет и поддержит.
Нужно внимательно слушать
человека и отвечать на его
вопросы при необходимости.
После постоянного прокручивания всех событий «в голове» смерть, в конце концов, станет более приемлемой, чем казалась раньше. Думая постоянно об одной и той же ситуации, человек начинает рассматривать прошлое в перспективе и пытается придать какое-то значение происходящему. [10]
Надо всячески поддерживать разговор об умершем. Можно спросить: "О чем ты скучаешь?". Он расскажет о тех качествах, которые он ценил в общении и которых ему не хватает. Потом можно спросить его о тех качествах, по которым он не скучает. Таким образом, образ утраченного человека постепенно становиться сбалансированным, его позитивные и негативные качества должны быть в балансе. Нужно тренироваться находить в разных проблемах позитивные аспекты, помещать проблему в позитивную рамку. «На кого он (она) был похож?», «Есть ли у вас фотография?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это некоторые из вопросов, задав которые, можно проявить интерес к прожитой жизни. Консультант должен позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовым продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас».[10]
Не следует говорить ничего, что оправдывало бы случившееся. Поиск полезного зерна в смерти не утешает человека, потрясенного горем. Фразы: «Она уже не мучается», «По крайней мере, ей сейчас спокойно» — наводят на мысль, что понесшему утрату нечего так убиваться или что утрата не так уж велика. Нельзя убеждать страдающего сдерживаться. Обычные фразы: «Не плачь! Ты сильный(ая)!» в данной ситуации вредны. Надо, чтобы страдающий плакал. Ведь слезы, рыдания – это физиологическая реакция организма на боль, в данном случае - на душевную боль. Слезы содержат анестезирующие вещества, по действию сходные с морфином, и эффективно снимают остроту эмоций. Слезы – лучший способ снять груз потери с души, они неотъемлемая часть пути выздоровления.
Очень помогает
смягчить душевную боль, остроту
переживаний дневник, запись
Бывают случаи, когда
перенесшие утрату люди как
бы замирают, беззвучно глядя
в пространство. Нет нужды заполнять
тишину словами. Консультанту
не нужно знать, где они были
и о чем думали; о чем он
должен побеспокоиться, так это
чтобы человеку было комфортно.
После потери
меняется каждый человек.
Психологические (кризисные)
службы выделили некоторые
- «Мне знакомы ваши
чувства» - каждый человек уникален,
и каждое взаимоотношение
- «Уже прошло три недели с его (ее) смерти. Вы еще не успокоились?»;
-«Благодарите Бога, что
у вас есть еще дети (ребенок)»
- даже если в семье есть
другие дети, родители тяжело
переносят смерть ребенка, это
не уменьшает их любовь к
оставшимся детям, а просто
отражает потерю того
- «На все воля Божья», «Бог выбирает лучших»;
- «Он (она) прожил долгую
и честную жизнь, и вот пробил
его час» - не существует времени,
подходящего дл того, чтобы умереть,
сколько бы лет ни прожил
человек, смерть — это всегда
горе, несмотря на то, что смерть
часто несет с собой
- «Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др.» -страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя, убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам. (Руководство по телефонному консультированию, 1996)
Для «выздоровления» от горя приемлемы следующие рекомендации:
1.Примите свое горе. Примите
с готовностью телесные и
2. Проявляйте свои чувства.
Не скрывайте отчаяния. Плачьте,
если хочется; смейтесь, если можете.
Не игнорируйте своих
3. Следите за своим
здоровьем. По возможности,
4. Проявите к себе терпение.
Вашему уму, телу и душе
5. Поделитесь болью утраты
с друзьями. Став на путь молчания,
вы отказываете друзьям в
6. Посетите людей, находящихся
в горе. Знания о сходных переживаниях
других могут привести к
7. Можно искать утешения
в религии. Даже если вы
8. Делайте сегодня то,
что необходимо, но отложите важные
решения. Начните с малого —
справьтесь с повседневными
9. Примите решение вновь
начать жизнь. Восстановление
не наступает в течение одной
ночи. Держитесь за надежду и
продолжайте стараться
Психолог-консультант, естественно, не выступает лишь в качестве транслятора вышеперечисленных или подобных рекомендаций. Скорее их стоит знать для того, чтобы развивать диалог в нужном ключе. При этом следует помнить, что гораздо важнее сопереживание, проживание с клиентом его потери, а не свод механизмов и правил поведения. В большинстве случаев потеря проживается, наступают другие времена и другие чувства приходят на смену горю, однако помочь клиенту в наиболее острые моменты пути "проживания" необходимо. [10]
Информация о работе Экзистенциальный подход в ситуации потери близких людей