Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа
Цель данной работы: изучить эмоции человека, эмоции животных и сделать вывод об их взаимосвязи.
Задачи: подобрать и проанализировать психологическую литературу, определить основные функции эмоций, изучить основные теории и классификации эмоций, рассмотреть основные методы изучения эмоций, выявить разницу между эмоциями и чувствами, найти различия между эмоциями человека и эмоциями животных.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I
1. Понятие эмоций. Функции……………………………………………..4
2. Классификация эмоций ………………………………………………...7
3. Теории эмоций …………………………………………………………12
4. Эмоции и чувства ……………………………………………………...19
5. Методы изучения эмоций……………………………………………....23
Глава II
1. Эмоции человека и животных………………………………………….30
2. Сравнение………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Астраханский государственный университет
Кафедра общей психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Эмоции человека и животных»
Выполнила: Осипова Н.В.
Студентка гр.ПС21,2курс
Руководитель:
Аншакова В.В.
АСТРАХАНЬ
2008
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I
1. Понятие эмоций. Функции……………………………………………..4
2. Классификация эмоций ………………………………………………...7
3. Теории эмоций …………………………………………………………12
4. Эмоции и чувства ……………………………………………………...19
5. Методы изучения эмоций……………………………………………....23
Глава II
1. Эмоции человека и животных………………………………………….30
2. Сравнение………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Спутник человека, оказывающий постоянное влияние на все его мысли и деятельность - эмоции, без эмоций - как положительных, так и отрицательных – человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Исследование предмета эмоций актуально всегда, так как человек рождается с эмоциями, они сопровождают его в течение всей его жизни, в течение каждого дня. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими. Человек относится эмоционально к каждому этапу своей деятельности. Поэтому очень важно понять закономерности развития эмоций. Объектом исследования являются эмоции человека и животных. Предмет особенности эмоций человека и животных и их проявление.
Цель данной работы: изучить эмоции человека, эмоции животных и сделать вывод об их взаимосвязи.
Задачи: подобрать и проанализировать психологическую литературу, определить основные функции эмоций, изучить основные теории и классификации эмоций, рассмотреть основные методы изучения эмоций, выявить разницу между эмоциями и чувствами, найти различия между эмоциями человека и эмоциями животных.
Основные методы: теоретический анализ психологической литературы, сравнение данных и сведений по различным источникам, обобщение и переработка полученной информации.
Понятие эмоций. Функции
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей. [8]
В античной философии эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель и др.). Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж. Локка, Г.Лейбница, Г.Гегеля. Противоположная характеристика эмоций основана на признании существования самостоятельной способности чувствования, не отождествимой с процессами познания и воли (И.Кант). Влияние на развитие преставлений об эмоциях в психологии XVIII-XIX вв. оказали также воззрения Р.Декарта, Н.Мальбранша и особенно Б.Спинозы. [8,c.467]
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе эволюционного развития эмоции дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся психологическими особенностями и закономерностями протекания. Простейшая форма эмоций: - эмоциональный тон ощущений - врожденные гедонические переживания (от греч. gedone - наслаждение), сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (напр. вкусовые, температурные и болевые) уже на этом уровне эмоции дифференцируются на 2 полярных класса. Положительные эмоции побуждают субъекта к достижению и сохранению воздействий; отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.
Появляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют либо мобилизации, либо торможению психической деятельности и поведения; в том числе они влияют на содержание и динамику познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Возникающие при переживании эмоций физиологические процессы (вегетативные, биохимические электромиографические, электроэнцефалографические) выступают (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психологических экспериментах объективными индикаторами эмоциональных состояний. [8]
Эмоции в организме человека и животного выполняют очень важную функцию - регуляторную.
Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.
Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на существо факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека или животного, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.
Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.
Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.
П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент - воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.[6]
Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.
Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод: эмоции имеют различные функции, необходимые для их выражения.
Классификация эмоций
Вопрос о количестве и видах эмоциональных реакций обсуждается давно. Еще Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Представители древнегреческой философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти. Б. Спиноза считал, что существует столько видов удовольствия, неудовольствия и желания, сколько имеется видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Как видим, отделение мотивационных образований (желаний) от чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, как и разделение чувств и эмоций.
Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия.
Все эмоции он делил на три группы:
1)эмоции, которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки);
2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации);
3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).
А. Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать — оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно больше 50 000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения.
Противоположную позицию занимал американский психолог Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие.
Как отмечает П. В. Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не стала эффективным инструментом дальнейших поисков и уточнений. По мнению Симонова, это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе, а именно: на понимании эмоций как силы, непосредственно направляющей поведение. В результате появились эмоции, которые побуждают стремиться к объекту или избегать его, стеничные и астеничные эмоции и т. д. [6]
Позже Симонов (1983), несмотря на заявление о безнадежности построения полной классификации эмоций, снова воспроизводит свою классификацию, правда в укороченном виде. В ее основу он кладет систему из осей двух координат: отношение к своему состоянию и характер взаимодействия с объектами, способными удовлетворить имеющуюся потребность. В результате он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие—отвращение, радость—горе, уверенность—страх, торжество—ярость. Каждая из этих эмоций имеет качественные различия в переживаниях (оттенки), которые целиком определяются потребностью, в связи с удовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние. Симонов выделяет еще сложные смешанные эмоции, которые возникают при одновременной актуализации двух или нескольких потребностей. В этом случае, как пишет Симонов (1981), могут возникать сложнейшие эмоциональные аккорды.[6]
Классификации эмоций в связи с потребностями. Некоторые психологи при классификации эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций. Такую позицию занимают П. В. Симонов, который считает, что удовольствие от поедания шашлыка не равнозначно удовольствию от созерцания красивой картины, и Б. И. Додонов, который солидарен с мнением Симонова.
Исходя из выделения базовых и вторичных потребностей эмоции делят на первичные (базовые) — радость, страх и вторичные (интеллектуальные) — интерес, волнение.
К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.
С его точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными характеристиками:
1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;
4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.
Однако сам Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики. Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Остальные эмоции, присущие только человеку (стыд, вина) к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость. Близко к этому и деление эмоций Р. Плутчиком на первичные и вторичные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Так, к вторичным эмоциям он относит гордость (гнев и радость), любовь (радость и принятие), любопытство (удивление и принятие), скромность (страх и принятие) и т. д. Не трудно заметить, что в эмоции у него попали и чувства, и нравственные качества (скромность) и весьма странная эмоция — принятие.[3]