Эмоции человека и Животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучить эмоции человека, эмоции животных и сделать вывод об их взаимосвязи.
Задачи: подобрать и проанализировать психологическую литературу, определить основные функции эмоций, изучить основные теории и классификации эмоций, рассмотреть основные методы изучения эмоций, выявить разницу между эмоциями и чувствами, найти различия между эмоциями человека и эмоциями животных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I
1. Понятие эмоций. Функции……………………………………………..4
2. Классификация эмоций ………………………………………………...7
3. Теории эмоций …………………………………………………………12
4. Эмоции и чувства ……………………………………………………...19
5. Методы изучения эмоций……………………………………………....23
Глава II
1. Эмоции человека и животных………………………………………….30
2. Сравнение………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………..41
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая посл2.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Теперь о сигналах, активирующих эмоциональные процессоры. Формировались они в то время, когда животные только «учились» воспринимать мир. Поэтому все они просты, а то и вовсе включают один параметр как, например, хеморецепторы вкуса и обоняния. В зрительной модальности это сигналы тени, света, движения и другие. Всё это сигналы с рецепторов жесткого типа. Поэтому как животные, так и человек не учатся эмоциональному отношению к внешнему миру. Мы это получаем при рождении, так же как почки или кожу. В то же время эмоциональные программы могут встраиваться в процессоры ассоциативного типа, образующиеся у млекопитающих при жизни во время обучения.

Интересная особенность наблюдается в системе восприятия звуков. Для всех млекопитающих сложные звуковые сигналы (звукосочетания) имеют эмоциональную окраску, то есть восприятие этих сигналов вызывает соответствующее поведение. Это признак врожденный и означает наличие в слуховой системе сложных рецепторов жесткого типа, способных воспринять сложные звукосочетания и передающих воспринятый сигнал далее на процессоры эмоционального ряда. У человека, в отличие от остальных животных в коре головного мозга имеется центр восприятия речи - зона Вернике. При повреждении этой зоны теряется способность понимания слов, но не теряется способность восприятия звукосочетаний, имеющих эмоциональную окраску, например, звуков и мелодии песни. В то же время нарушение восприятия врожденных звукосочетаний не нарушает восприятие речи. Это означает существование двух параллельных систем восприятия звукосочетаний - жесткого и ассоциативного типов.

У млекопитающих, особенно у приматов, получили развитие эволюционно более поздние рецепторы ассоциативного типа. Сигнал, возникающий на таком рецепторе, образуется при слиянии большого количества сигналов с рецепторов жесткого типа. Среди этих простых сигналов есть и активаторы эмоций. У человека они, чаще всего, не достигают регуляторной системы «сознание», (то есть не получают вербальный код), но активировать мотивационные программы поведения могут. Причем их действие может, как совпадать, так и нарушать основную программу поведения (то есть в системе регуляции «сознание»). Именно поэтому человек может совершать неожиданные поступки, которым потом и сам удивляется. При этом такие неожиданные поступки, вызванные какой-либо эмоцией, могут сохранить нам жизнь. Вариантов взаимодействия регуляторных систем «эмоции» и «сознание» может быть много.

Таким образом, в процессе эволюции происходило, во-первых, обогащение программной части первичных эмоций, а во-вторых, расширение программных вариантов эмоционального поведения. Собственно же эмоции - это врожденные программы поведения, содержащие двигательный, вегетативный и коммуникационный компоненты, и активируемые единым сигналом, поступающим из внешней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение эмоций человека и животных

 

Сравнение  проявлений эмоций у животных и человека очень сложно. Трудность состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся как у животных, так и у человека, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных - антропоидов - и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.[7,гл.7]

Основное отличие всякой деятельности животных от деятельности человека, в том числе и эмоций, состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. То есть, деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

Животные для удовлетворения всех своих потребностей часто идут на все, вплоть до убийства другой особи того же вида. Но человек - существо социальное, наделенное разумом. Он должен уметь подавлять часть своих желаний и думать, к каким последствиям может привести реализация той или иной его потребности. Детям чрезвычайно эмоциональным от рождения надо поставить интеллект над эмоциональной сферой. Отсюда следует, что эмоции играют огромное влияние в формировании характера человека. Люди делятся на две категории: те, у которых эмоции преобладают над разумом и те, у которых разум преобладаем над эмоциями. Эти две категории заложены в человеке уже с рождения, но это не означает, что поменять ничего нельзя.

Отсюда можно сделать вывод о втором отличии - человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

Первичные эмоции, из которых затем и сформировалась универсальная эмоциональная жизнь, человек унаследовал от животных.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

третье отличие: человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

Следующее отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.) .[7,гл.7]

Многие люди считают, что животные так же могут испытывать чувства. Это не так. Чувства зависят от высших потребностей, которых у животных нет. Рассмотрим несколько примеров.

Интерес - распространенная положительная эмоция, обеспечивает поддержание определенного уровня активации организма. Интерес организует внимание, управляет восприятием и мышлением. Это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Обуславливает исследовательское поведение, творчество, приобретение навыков и умений при отсутствии внешнего побуждения к этому. Устремленность интереса человека на определенные объекты, на определенные виды деятельности во многом определяется его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» и т.д., то есть объясняется через биологические потребности .[7,гл.7]

Радость - основная положительная эмоция человека. Однако это переживание человек не может вызвать произвольным усилием. Радость может следовать за достижением или творческим успехом личности, но они сами по себе не гарантируют радости. Радость является побочным продуктом усилий, направленных на другие цели. Радость может успокаивать. Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справиться с болью, достигать трудных целей. Более счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни, имеют более тесные и взаимообогащающие контакты с другими людьми. Они обладают чувством собственной значимости, владеют навыками и достижениями, необходимыми для достижения своих целей, получают огромное удовлетворение от самого процесса этого достижения. Радость позволяет почувствовать, что существуют разнообразные связи между человеком и миром, острое чувство торжества или сопричастности с объектами радости и с миром в целом. Чувство радости связано с реализацией человеком своих возможностей. Радость является нормальным состоянием жизни здорового человека.

Животные так же могут чувствовать радость. Здоровые животные, бегая, прыгая и играя, чувствуют удовольствие и всем своим видом показывают, что они счастливы.  Очевидно, что многим животным нравится играть, и они используют любую возможность для игр с себе подобными.  Можно объяснить с эволюционной точки зрения то, что щенкам нравится играть, потому что это помогает им развить навыки, которые впоследствии им пригодятся. Эту эмоцию у животных так же можно объяснить через биологические и, частично, социальные потребности.

Удивление - внешней причиной обычно является внезапное и неожиданное событие, которое оценивается как менее приятное по сравнению с теми, что ведут к радости. Оно характеризуется высоким уровнем импульсивности и расположенности к объекту. Удивление - быстро проходящее чувство. Оно выполняет функцию приспособления к внезапным изменениям во внешнем мире, побуждения к изменению, переключения внимания. Само по себе удивление просто тормозит текущую деятельность, переключает внимание на произошедшие изменения. Если человек часто испытывает удивление, которое он оценивает как неприятное, то у него может развиться боязливость и неэффективность в присутствии нового и необычного. Если же человек часто испытывает приятное удивление, то он обычно оценивает его как позитивную эмоцию. Животное так же может испытать удивление, но не может оценить его как эмоцию позитивную или негативную.[7,гл.7]

Горе - обычно реакция на потерю, утрату - временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку отдать дань потерянному, приспособиться к утрате, восстановить личностную автономию. Горе заразительно вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. Животное может чувствовать горе в связи с утратой хозяина, детеныша, члена стаи. У животных эта эмоция носит социальный характер.[7,гл.7]

Презрение - чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него "сверху вниз", создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями.

Страх является опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надвигающегося несчастья, как угроза своему существованию, своему психологическому "Я". Страх уменьшает число степеней свободы в поведении, ограничивает восприятие, мышление человека замедляется, становится более узким по объему и ригидным по форме. Эволюционно - биологическая функция страха состоит в усилении социальных связей, в "бегстве за помощью". Страх служит предупреждающим сигналом и изменяет направление поведения человека или животного.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучив эмоции человека и животный можно выявить различия.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, рассмотрев тему эмоции человека и животных, были изучены понятия и функции эмоций, классификации и теории эмоций, были выявлены различия между эмоциями и чувствами, а также рассмотрены методы изучения эмоций.

Исходя из сравнения эмоций человека и животных можно сделать выводы о том, что разница между эмоциями человека и эмоциями животного достаточно велика, между ними есть существенные различия. Вот принципиальные отличия эмоций человека от эмоций животного:

1. Эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

2. Человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

3. Человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

4. У человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных и духовных условий.

В процессе работы с познакомилась с работами таких авторов как Изард К.Е., Данилова Н.Н., Букзайн В., Милнер, Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. проанализировала, переработала, провела теоретический  анализ.

 

 

 

 

Список литературы

1.      Букзайн В. Использование электрической активности кожи в качестве индикатора эмоций. Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4).

Информация о работе Эмоции человека и Животных