Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат.emoveo - возбуждаю, волную).
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Введение
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат.emoveo - возбуждаю, волную).
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций
состоит в том, что благодаря
эмоциям мы лучше понимаем друг друга,
можем, не пользуясь речью, судить о
состояниях друг друга и лучше
можем взаимодействовать в
Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипический обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится и к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Жизнь без эмоций так же невозможна,
как и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как
средство, при помощи которого живые
существа устанавливают значимость
тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей.
Эмоционально-выразительные
Понятие об эмоциях
В психологии эмоции определяются как
переживание человеком в данный
момент своего отношения к чему-либо
(к настоящей или будущей
Классификация и виды эмоций
Эмоциональные состояния имеют
очень разнообразные
По субъективному переживанию эмоции можно разделить на две категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.
По содержанию эмоции можно классифицировать
на простые и сложные в
И, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.
Чувственный тон - простейшая форма
эмоционального переживания. Под чувственным
тоном понимают эмоциональную окраску
психического процесса, побуждающую
субъекта к его сохранению или
устранению. Некоторые цвета, звуки,
запахи могут сами по себе, независимо
от воспоминаний, связанных с ними,
вызвать у нас приятное или
неприятное чувство. Так, хорошая музыка,
запах розы, вкус апельсина приятны,
имеют положительный
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности - на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.
Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или «гиперстенических») эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу астенических - печаль, тоска, апатия, страх.
Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью.
Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств.
К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.
Самая старая по происхождению, простейшая
и наиболее распространенная среди
живых существ форма
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Удивление - эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение.
Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Стыд - отрицательное эмоциональное
состояние, выражающееся в осознании
несоответствия собственных поступков
и внешности ожиданиям
Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
Каждая из указанных эмоций может проявляться целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляться удовольствием, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.). Из сочетания фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
В критических условиях при неспособности
субъекта найти быстрый выход
из опасной ситуации возникает особый
вид эмоциональных процессов - аффект.
Это самая мощная из рассматриваемых
эмоциональных реакций. Аффект - сильное
и кратковременное
Развитие аффекта подчиняется
следующему закону: чем более сильным
является исходный мотивационный стимул
поведения и чем больше усилий
затратил человек на то, чтобы его
реализовать, чем меньше итог, полученный
в результате всего этого, тем
сильнее возникающий аффект. Аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются
выраженными органическими
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
При аффекте мало продумываются
последствия совершаемого, вследствие
чего поведение человека становится
импульсивным. После аффекта часто
наступает упадок сил, равнодушие ко
всему окружающему или
Одним из наиболее распространенных
в наши дни видов аффектов является
стресс. Эмоциональный стресс представляет
собой состояние чрезмерно
Фрустрация - психологическое состояние
расстройства, подавленности, вызываемое
объективно непреодолимыми (или субъективно
так воспринимаемыми) трудностями,
возникающими на пути к достижению
цели. Фрустрация сопровождается целой
гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью,
подавленностью, внешней и внутренней
агрессией. Часто источником фрустрации
выступает отрицательная
Особую форму переживания
В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.
Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулирует, усиливает ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.
Эстетические чувства
Свойства эмоциональных процессов
Я описала основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций могут оцениваться по разным параметрам: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.
Характер. Формирование характера.
Характер -совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.
Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.
Понятие характера весьма различается
в различных теоретических построениях.
В современной зарубежной психологии
можно выделить три основных направления
характерологии:
- конституционно-биологическое - Э.Кречмер.
Характер, по существу, сводится к совокупности
внешнего вида, конституции и проявления
темперамента. Различают астенический,
атлетический, пикнические характера;
- психоаналитическое –Зигмундт Фрейд,
Карл Юнг, Альфред Адлер и др. Характер
объясняется исходя из бессознательных
влечений человека;
- идеологическое - психоэтическая теория
Робека. Характер заключается в торможении
инстинктов, которое определяется этико-логическими
санкциями. То, какие инстинкты и какими
санкциями тормозятся, зависит от внутренних
имманентных свойств личности.