Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат.emoveo - возбуждаю, волную).
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
В русской психологии исследованием
характера занимались Н.О. Лосский,
П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев,
В.И. Страхов, Н. Д. Левитов и др. Здесь
можно выделить следующие направления:
идеалистическое, биологизаторское, материалистическое.
Следует также отметить социально-оценочный
оттенок при определении
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека .
По мнению Б.Г. Ананьева, характер является выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам следует относить направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
Структура и содержание характера
определяются взаимосвязью компонентов
(насколько они гармоничны или
находятся в конфликте, то есть противоречат
друг другу). Эта взаимосвязь определяет
целостность или
Характер тесно взаимосвязан с темпераментом. Темперамент выступает динамической стороной характера, но в отличие от темперамента характер в большей степени обусловлен социальными факторами. Поэтому характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента. С одной стороны, правдивыми, лживыми, злыми, добрыми, грубыми, доброжелательными, тактичными бывают люди с любым темпераментом, а с другой - при определенном типе темперамента одни социальные качества формируются легче и быстрее, а другие медленнее и труднее, требуя больших затрат. Например, холерику, в отличие от флегматика, легче сформировать коммуникабельность, но труднее - дисциплинированность. Однако это не может служить оправданием негативных черт характера.
Черты характера - это приобретенные, сформированные качества личности, заложенные в детском возрасте. Они формируются процессе жизнедеятельности человека на основе темперамента, влиянием как внешних (социальных), так и внутренних (психологических) факторов.
Характер определяет:
- линию поведения человека;
- индивидуальные особенности психики;
- особенности его поступков.
Таким образом, характер подчеркивает индивидуальность личности. В нем наиболее полно отражаются ее волевые качества.
В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они либо понятны и приняты, либо не приняты человеком за основу своей деятельности.
Под чертой характера понимают
те или иные особенности личности, которые
систематически проявляются в различных
видах деятельности
опека и по которым можно судить о его
возможных поступках в определенных условиях.
Таким образом, характер является своеобразным выражением психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, направленности, темперамента, способностей человека. Направленность личности убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость и т.д. От характера, в свою очередь, зависит, какие мотивы деятельности станут главными, ведущими. Способности определяют интеллектуальные черты характера. Темперамент является его динамической стороной. В то же время характер оказывает сильное влияние на проявление темперамента, на его изменение и выражение в деятельности.
Существует тесная взаимосвязь между характером и привычками человека, представляющими собой автоматизировано выполняемые действия, ставшие его потребностью. Отдельные действия и поступки. При их неоднократном повторении становятся привычками, роль которых в жизни и деятельности человека исключительно велика. Из привычки складывается характер, в них он и проявляется.
Итак, характер не является врожденным свойством личности, формируется и развивается в процессе активной деятельности человека под воздействием социальной среды и воспитания. Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.
В речи проявляется общительность, духовная культура человека внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность. Если человек подтянут, бодр, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности, но отношению к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливо характеризуют человека с отрицательной стороны. Это и есть основные черты характера.
Совокупность тех или иных качеств и свойств, присущих характеру позволяет произвести соответствующую классификацию, или типологию. Но для этого необходимо выделить соответствующие основания. Возьмем за основание отношение человека к окружающей действительности, самому себе и деятельности.
По отношению к окружающей
действительности: убежденность и беспринципность.
Убежденность определяет принципиальность
поведения человека, наличие четких принципов,
которых человек придерживается в процессе
жизнедеятельности.
Беспринципность - одна из причин непредсказуемости
поведения человека. Предполагает преобладание
личных, узкокорыстных интересов и потребностей,
интересов и мотивов в деятельности человека.
Система принципов должна быть подвижной, постоянно развиваться и совершенствоваться, но не меняться кардинально.
По отношению к другим
людям: общительность и замкнутость.
Общительность необходима для установления
товарищеских отношений, но предполагает
принципиальность, способствует завоеванию
доверия, авторитета.
Замкнутость может быть следствием робости
или привычки к одиночеству, или недоверия
к людям, отрицательного отношения к ним.
Она может быть следствием каких-либо
жизненных осложнений и неудач, результатом
недостатков воспитания в детстве.
По отношению к самому
себе: альтруистичность и замкнутость.
Альтруизм - система ценностных ориентации
личности, выражающаяся в готовности жертвовать
собственными интересами в пользу другого
человека или социальной общности. Этический
принцип, выдвигается в качестве главного
критерия нравственной оценки соблюдение
интересов другого человека или социальной
общности. Противоположный понятию эгоизм.
Эгоизм - стремление к преувеличению своего
«Я», своих возможностей, своих интересов,
потребностей в ущерб другим. Наиболее
яркая форма его проявления - эгоцентризм,
проявляющийся в преувеличенном подчеркивании
своего «Я», крайнем эгоизме, неспособности
индивида изменить свою позицию по отношению
к чужому мнению.
По отношению к деятельности:
деятельный и бездеятельный.
Деятельный - трудолюбивый, настойчивый,
инициативный тип характера.
Бездеятельный - может быть обусловлен
личностными качествами-ленностью, пассивностью,
низкими волевыми качествами, а также
внутренней противоречивостью личности.
Мы рассмотрели крайние (биполярные) проявления характера, его черт и особенностей. В реальной жизни, в реальных характерах реальных множество оттенков и переходов. Это делает характер каждого человека неповторимым с одной стороны, а с другой он подчеркивает индивидуальность каждого человека.
Основаниями для классификации характера можно также выделить силу, устойчивость и его структуру.
Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.
Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.
Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.
Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.
Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,
Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.
Немецкий психолог К. Леонгард
считает, что у 20-50% людей некоторые
черты характера столь
Акцентуация характера— преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.
Акцентуированная личность
- это, как правило, личность с характерологическими
отклонениями от нормы, выраженными
в чрезмерном усилении отдельных
черт характера, им присуща тенденция
к особенному социально-положительному
или социально-отрицательному развитию.
Личностям с акцентуациями
Список литературы: