Эмоциональная и волевая сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:27, реферат

Описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,
«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности!

Содержание

1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Исследование эмоционально-волевой сферы
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

tema11_emocionalnaya_i_volevaya_sfera_lichnosti.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

жизненных функций  организма.

Инстинктивные действия входят в состав человеческой деятельности, однако, они

подчинены действиям специфически человеческим, волевым, то есть действиям,

возникновение и развитие которых осуществляется по законам  жизни человека, а

не животного.

Наряду с простейшими  автоматическими, безусловнорефлекторными  и сложными

инстинктивными действиями, состоящими из цепи безусловных рефлексов, имеются

и такие действия, которые  вырабатываются в течение жизни  индивидуума, то есть

не врожденные и в каждом конкретном случае как бы не связанные  с осознанными

волевыми действиями. К  категории приобретенных действий относятся в первую

очередь навыки.

Воля как один из психических  процессов создает у человека определенные

психические состояния (активность, собранность и т.п.) и является очень

важным, более или менее  устойчивым психическим свойствам  личности, от

которого зависит действенность мышления и чувства, а также активность

совершаемых практических действий и поступков.

Современные психологи по-разному  рассматривают волю. Это зависит  от того, с

каких философских позиций  они выступают и как объясняют  категории свободы и

необходимости. Но как бы разнообразны и противоречивы  эти взгляды ни были, в

общей сложности  они сводятся к двум основным направлениям.

Сторонники  так называемого индетерминизма считают, что человек абсолютно

свободен, а  его действия и поступки никем  и ничем не ограничены. По их мнению,

человек обладает волей, которая является безграничной духовной силой, способной

преодолеть  любые препятствия, стоящие на его  жизненном пути. Придерживающихся

этой позиции, по существу, объединяет признание  воли, не зависящей от

материальных  условий жизни человека. Это не научное – идеалистическое

направление. Оно  не в состоянии правильно ответить на вопрос о том, что такое

воля, и показать ее роль в жизни человека, так  как пытается рассмотреть волю

вне времени  и пространства, вне зависимости ее от законов существования

природы, человеческого  общества и психики человека. Такое  истолкование воли не

помогает, да и  не может помочь человеку решать практические задачи, например, в

области формирования личности, воспитания воли и т.д.

Сторонники  другого направления – детерминизма, в отличие от индетерминизма,

подчеркивают  закономерную зависимость человека от материальных условий его

жизни, от причинно-следственных связей и отношений, в которые  он включен. Это

направление прогрессивное, так как оно признает материальность мира, его

единство.

Характеристика  воли свидетельствует о ее социальной сущности, то есть о том,

что она возникает  и развивается по законам общественным, а не биологическим.

Именно с  силу этого обстоятельства существование организма человека, и в

частности функционирование его нервной системы, в том  числе и физиологические

механизмы волевых  действий, в принципе зависят от образа жизни человека и

характера его  деятельности. А это, как известно, определяется тем обществом,

членом которого является человек.

К основным волевым  качествам человека можно отнести  целеустремленность,

самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность,

инициативность, исполнительность.

     Целеустремленность – это способность человека подчинять свои

действия целям, которые необходимо достигнуть, это  мобилизация сил на то, чтобы

правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это

целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

     Самостоятельность – это волевое качество; оно в возможности

человека не поддаваться влияниям различных  сил, которые могут отвлечь его  от

достижения  поставленной цели. Если человек необоснованно  отказывается от своих

мнений и  взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой

нужды обращается за помощью или предпочитает действовать  по привычному для него

шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него

развито такое  волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи

когда негативизм (необоснованное стремление поступить  наперекор кому-то)

ошибочно оценивается  как самостоятельность. Негативизм – признак не силы, а

слабости человека.

     Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому

он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных

условиях своей  жизни и деятельности. Если человек  в какой-либо сложной

обстановке  не принимает решения действовать  определенным образом, потому что

растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на

неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как

правило, неуверен в своих силах, недооценивает  возможности и силы других людей

и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.

     Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек

может мобилизировать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с

препятствиями и трудностями, встречающимися в  его деятельности на пути

достижения  достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы

стоять на своем  и бороться за выполнение принятого  решения, не может быть

решительности, самостоятельности, самообладания  и целеустремленности.

     Энергичность – это волевое качество, представляющее собой

возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих

физических  и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение

поставленной  цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед

трудностями, они  его не размагничивают, а наоборот, мобилизуют. Такой человек

всегда к  чему-то стремится, строит планы и  увлекает за собой других.

     Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек

действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая

гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным

образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва.

Инициатива, как  правило, связанна с напряжением  физических и духовных сил того,

кто ее проявляет.

     Исполнительность – это волевое качество человека, которое

заключается в  активном, старательном и систематическом  исполнении принимаемых

решений. Исполнительный человек испытывает потребность  в том, чтобы полностью

завершить начатое  им или порученное ему дело.

 

 

     4. Исследование  эмоционально- волевой сферы.

Развитие эмоционально-волевой  сферы личности является сложным  процессом, который происходит под  воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия  являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.

Развитие эмоционально-волевой  сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная  с раннего детства до подросткового  периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

В возрасте от 0 до 3 лет (период раннего детства) доминирует соматовегетативный тип реагирования. Состоянии дискомфорта или недомогания у ребенка до 3 лет проявляется в общей вегетативной и повышенной эмоциональной возбудимости, которые могут сопровождаться нарушениями сна, аппетита, желудочно- кишечными расстройствами.

В возрасте от 3 до7лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный  тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной  возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных  реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены данные особенности в периоды связанные с интенсивным физическим развитием детского организма и соответствующие возрастным кризисам 3- 4 и 7 лет. В период возрастного кризиса3- 4 лет преобладают реакции оппозиции, протеста, упрямства как одного из вариантов негативизма, которые протекают на фоне повышенной эмоциональной возбудимости, обидчивости, плаксивости. Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях.

В возрасте от 7 до11лет (младший  школьный возраст) доминирует аффективный  тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение эмоциональной  восприимчивости, впечатлительность, тревожность, формирование различных состояний страха (тревоги), которые отличаются стабильностью. Эмоциональные и поведенческие реакции являются следствием воздействия психологических факторов Эти особенности наиболее выражены в периоды, связанные с возрастными кризисами 7 и 11 лет. Возраст 11 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних потребностей, более сложными и глубокими переживаниями. Происходит обобщение переживаний и осознание ситуаций, повторяющихся неоднократно, и формирование, как следствие, отношения к себе, своим успехам, своему положению. В этот период формируется самооценка, проявляются характерологические особенности личности. Волевые черты характера, такие как самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость в данном возрасте появляются периодически при достижении потребностей, актуальных для ребёнка, и могут сочетаться с внушаемостью, неуверенностью в ситуациях, для решения которых он не обладает необходимым запасом знаний и опыта.

В возрасте от 12 до15 лет (средний  школьный возраст) доминирует эмоционально-идеаторный тип реагирования. Для данного возраста характерны эмоциональная неуравновешенность, раздражительность, обидчивость, обусловленные частыми колебаниями настроения в течение дня, проявление определённых характерологических особенностей, склонность к формированию конфликтных ситуаций, что затрудняет социальную адаптацию подростка. Возрастной кризис 12-14 лет нередко способствует проявлению отрицательных черт характера, различных форм негативного поведения, эмоциональной и волевой нестабильности. Для большинства подростков данный возраст проходит без выраженных эмоциональных и поведенческих отклонений.

В возрасте 16 - 18 лет (ранняя юность или старший школьный возраст) наблюдается стабилизация эмоционального состояния. Старшие школьники чаще проявляют волевые черты характера: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание при достижении важных для них целей, разрешении сложных ситуаций. Он имеет определенное представление о своих возможностях и стремится реализовать их путем выбора будущей специальности.

Большинство детей - сирот  воспитываются в условиях социальной депривации и имеют отягощённую  наследственность, что негативно  влияет на формирование их эмоциональных, волевых, личностных особенностей. Социальная незащищенность, недостаточный жизненный опыт способствуют формированию эмоционально- волевой неустойчивости личности. Для выявления особенностей эмоционально-волевой сферы у детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, предлагается набор диагностических методик, составленный, с учетом возрастных особенностей развития.

 

Предлагаемый  набор методик:

1. Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

2. Модификация теста  детской тревожности (Тэммл, Дорки,  Амэн) и методики "Кинотеатр"

3. Цветовой тест Люшера ( Для детей 8-14 лет) 

4.Опросник депрессии  Бека ( Для подростков старшего  школьного возраста)

5. Шкала личностной  и ситуативной тревожности Ч.  Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.

6. Методика диагностики  стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

Опросник  депрессии Бека ( Для подростков старшего школьного возраста)

Методика предназначена  для определения состояния пониженного  настроения - депрессии с учетом его глубины, выявления особенностей межличностных контактов подростка со сверстниками, формирования планов на будущее, трудностей адаптации подростка в сложной для него социальной ситуации.

Инструкция. В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе.

 

?

Мне не грустно.

?

Мне грустно  или тоскливо.

?

Мне все время  тоскливо или грустно и я ничего не могу с собой поделать

?

Мне так грустно  или печально, что я не могу этого  вынести.

?

Я смотрю в будущее  без особого разочарования.

?

Я испытываю  разочарование в будущем.

?

Я чувствую, что  мне нечего ждать впереди.

?

Я чувствую, что  будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может.

?

Я не чувствую себя неудачником.

?

Я чувствую, что  неудачи случались у меня чаще, чем у других людей.

?

Когда оглядываюсь  на свою жизнь, я вижу лишь цепь неудач.

?

Я чувствую, что  потерпел неудачу как личность (родители).

?

У меня не потерян  интерес к другим людям.

?

Я меньше, чем  бывало, интересуюсь другими людьми.

?

У меня потерян  почти весь интерес к другим людям  и почти нет никаких чувств к ним.

?

У меня потерян  всякий интерес к другим людям  и они меня совершенно не заботят.

?

Я принимаю решения  примерно так же легко, как всегда.

?

Я пытаюсь отсрочить  принятые решения.

?

Принятие решений  представляет для меня огромную трудность.

?

Я больше совсем не могу принимать решения.

?

Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно.

?

Меня беспокоит  то, что я выгляжу непривлекательно.

?

Я чувствую, что  в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным.

?

Я чувствую, что  выгляжу гадко и отталкивающе.

?

Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности.

?

Ничто не радует меня так, как раньше.

?

Ничто больше не дает мне удовлетворения.

?

Меня не удовлетворяет  всё.

?

Я не чувствую никакой  особенной вины.

?

Большую часть  времени я чувствую себя скверным и ничтожным.

?

У меня довольно сильное чувство вины.

?

Я чувствую себя очень скверным и никчемным.

?

Я могу работать примерно так же хорошо, как и  раньше.

?

Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сделать.

?

Я не могу выполнять  никакую работу.

?

Я не испытываю  разочарования в себе.

?

Я разочарован  в себе.

?

У меня отвращение к себе.

?

Я ненавижу себя.

?

У меня нет никаких  мыслей о самоповреждении.

?

Я чувствую, что  мне было бы лучше умереть.

?

У меня есть определенные планы совершения самоубийства.

?

Я покончу с  собой при первой возможности.

?

Я устаю ничуть не больше, чем обычно.

?

Я устаю быстрее, чем раньше.

?

Я устаю от любого занятия.

?

Я устал чем  бы то ни было заниматься.

?

Мой аппетит  не хуже, чем обычно.

?

Мой аппетит  не так хорош, как бывало.

?

Мой аппетит  теперь гораздо хуже.

?

У меня совсем нет  аппетита.

Информация о работе Эмоциональная и волевая сфера личности