Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:27, реферат
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,
«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности!
1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Исследование эмоционально-волевой сферы
5. Заключение.
6. Список литературы.
Оценка результатов:
Первый из возможных ответов оценивайте в 0 баллов, второй - в 1 балл, третий - в 2 и четвертый - в 3. Уровень депрессии в 19 баллов считается клиническим нарушением; уровень выше 24 баллов указывает на необходимость терапии - возможно с применением антидепрессантов. Целью лечения должно быть достижение уровня депрессии ниже 10 баллов.
Перевод баллов шкалы депрессии по Беку в 4-х бальную систему:
До 9 баллов удовлетворительное эмоциональное состояние - 4 балла,
От 10 до 19 баллов легкая депрессия - 3 балла
От 19 до 22 баллов умеренная депрессия - 2 балла
Более 23 баллов тяжелая депрессия - 1 балл
Методика предназначена для определения тревожного состояния у подростка ( 12-17 лет) с учетом его глубины с целью оказания психологической, медицинской помощи в зависимости от уровня тревоги, позволяет выявить условия и факторы, под действием которых возникает данное состояние и степень дезадаптации личности в случае психотравмирующей ситуации. Позволяет выявить такие характерологические особенности личности как неуверенность, внушаемость, несамостоятельность в принятии решений и действий.
Данная методика состоит
из двух опросников, при помощи которых
можно определить уровень ситуативной
тревожности (СТ ) личности в условиях
сложной психологической
Определение уровня ситуативной тревожности.
Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния личности в конкретной сложной для неё ситуации.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, которые характеризуют состояние вашего самочувствия в данный момент, и выберите наиболее подходящий вариант ответа (зачеркните соответствующее число):
"1" -нет, это не так, "2"-почти что так; "3"- верно; "4"- совершенно верно.
Не думайте слишком долго, отвечайте так, как вам подумалось в первый момент Правильных или неправильных ответов не существует.
Бланк опросника
1.Вы спокойны 1 2 3 4
2.Вам ничего не угрожает 1 2 3 4
3.Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4
4.Вы испытываете сожаление 1 2 3 4
5.Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4
6.Вы расстроены 1 2 3 4
7.Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8.Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4
9.Вы встревожены 1 2 3 4
10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11. Вы уверены в себе 1 2 3 4
12. Вы нервничаете 1 2 3 4
13.Вы не находите себе места 1 2 3 4
14. Вы взвинчены 1 2 3 4
15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4
16.Вы довольны 1 2 3 4
17. Вы озабочены 1 2 3 4
18.Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4
19.Вам радостно 1 2 3 4
20. Вам приятно 1 2 3 4
Каждый ответ оценивается в зависимости от выбранного утверждения в 1, 2, 3, 4 балла
Ситуативная тревожность определяется по ключу:
Из суммы баллов по вопросам(3,4,
6,7,9,12,13,14,17,18) вычесть сумму баллов по вопросам(1,2,5,8,10,11,15,16,
С Т =(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) +50=
Результаты оцениваются следующим образом.
4 балла- низкий уровень тревожности.(до 30 баллов)
3 балла - средний уровень тревожности(31-45 баллов)
2 балла - высокий уровень тревожности (46 баллов и более)
Определение уровня личностной тревожности.
Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния тревожности как свойства личности, которое формируется при длительном воздействии различного рода факторов.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры с права означают следующие варианты ответов: "1" -почти никогда ( ответ оценивается в один бал); "2"-иногда ( ответ оценивается в два балла); "3"- часто ( ответ оценивается в три балла); "4"- почти всегда( ответ оценивается в четыре балла).
Бланк опросника
1.Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4
2.Вы быстро устаёте 1 2 3 4
3.Вы легко можете заплакать 1 2 3 4
4.Вы хотели бы быть
таким же счастливым человеком,
5.Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро
принимаете решения 1 2 3 4
6.Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4
7.Вы спокойны, хладнокровны и собранны 1 2 3 4
8.Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4
9.Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4
10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4
11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу 1 2 3 4
12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
13.Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4
14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций
и трудностей 1 2 3 4
15. У вас бывает тоска 1 2 3 4
16.Вы бываете довольны 1 2 3 4
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас 1 2 3 4
18.Вы так сильно
переживете свои разочарования,
19.Вы уравновешенный человек 1 2 3 4
20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о
своих делах и заботах 1 2 3 4
Личностная тревожность определяется по ключу:
Из суммы
баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,
ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,
Результаты оцениваются следующим образом.
4 балла - низкий уровень тревожности (до 30 баллов)
3 балла - средний уровень тревожности (31-45 баллов)
2 балла - высокий уровень тревожности (46 баллов и более)
Методика исследования базисных копинг-стратегий - "Индикатор стратегий преодоления стресса" создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.
Экспериментальный материал
Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника
Фамилия, имя___________________________
Возраст_______________________
Класс_________________________
Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.
Да |
Скорее да, чем нет |
Нет | |
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом |
1 |
2 |
3 |
2.Стараюсь все
сделать так, чтобы иметь |
3 |
2 |
1 |
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять |
3 |
2 |
1 |
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы |
3 |
2 |
1 |
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо |
3 |
2 |
1 |
6. Делаю все
возможное, чтобы не дать |
3 |
2 |
1 |
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
8. Ставлю для
себя ряд целей, позволяющих
постепенно справляться с |
3 |
2 |
1 |
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора |
3 |
2 |
1 |
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах |
3 |
2 |
1 |
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий |
3 |
2 |
1 |
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу |
3 |
2 |
1 |
13. Больше времени, чем обычно, провожу один |
3 |
2 |
1 |
14. Рассказываю
другим людям о ситуации, так
как только ее обсуждение |
3 |
2 |
1 |
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение |
3 |
2 |
1 |
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы |
3 |
2 |
1 |
17. Обдумываю про себя план действий |
3 |
2 |
1 |
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно |
3 |
2 |
1 |
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше |
3 |
2 |
1 |
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации |
3 |
2 |
1 |
21. Избегаю общения с людьми |
3 |
2 |
1 |
22. Переключаюсь
на хобби или занимаюсь |
3 |
2 |
1 |
23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию |
3 |
2 |
1 |
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему |
3 |
2 |
1 |
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей |
3 |
2 |
1 |
26. Сплю больше обычного |
3 |
2 |
1 |
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе |
3 |
2 |
1 |
28. Представляю себя героем книги или кино |
3 |
2 |
1 |
29. Пытаюсь решить проблему |
3 |
2 |
1 |
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного |
3 |
2 |
1 |
31. Принимаю
помощь от друзей или |
3 |
2 |
1 |
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше |
3 |
2 |
1 |
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения |
3 |
2 |
1 |
Порядок проведения
Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.
Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемого сопоставляются с ключом
Ключ
Базисная копинг-стратегия |
Пункты опросника, номер |
Разрешение проблем |
2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33 |
Поиск социальной поддержки |
1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32 |
Избегание |
4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30 |
Для получения общего балла по соответствующей стратеги" подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.
Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)
При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.
Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.
5. Заключение.
Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор
им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и
включают в себя определенную дисгармонию.
Профессиональное становление личности начинается еще со школьной скамьи, где
подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности,
определяя этим круг своих интересов и объем знаний, необходимых для
достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой
деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного
самоопределения, то есть определения своей полезности для общества.
6. Список литературы.
1. Морозов А. В. «Деловая психология»; С-П; 2002 год.
2. Додонов Б. И. «В мире эмоций»; Киев; 1987 год.
3. Изард К. Е. «Эмоции человека»; Москва;1980 год.
4. Ладанов И.
Д. «Управление стрессом»;
5. Немов Р. С. «Психология»; Москва; 1995 год.