Эмоциональная и волевая сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:27, реферат

Описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Проблема личности в психологии – проблема необъятная, охватывающая огромное поле исследований. Отчасти в силу растяжимости понятия «личность», отчасти из-за того, что такие слова как «личность», «характер», «темперамент»,
«способности», «потребности», «смысл» и многие другие входят не только в систему научных понятий психологии личности, но и в наш повседневный язык, вокруг проблемы личности ведется очень много споров и дискуссий: ведь почти каждый в какой-то степени считает себя специалистом по проблеме личности!

Содержание

1. Введение.
2. Эмоциональная сфера личности.
3. Волевая сфера личности.
4. Исследование эмоционально-волевой сферы
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

tema11_emocionalnaya_i_volevaya_sfera_lichnosti.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

 

Оценка результатов:

Первый из возможных  ответов оценивайте в 0 баллов, второй - в 1 балл, третий - в 2 и четвертый - в 3. Уровень депрессии в 19 баллов считается  клиническим нарушением; уровень выше 24 баллов указывает на необходимость терапии - возможно с применением антидепрессантов. Целью лечения должно быть достижение уровня депрессии ниже 10 баллов.

Перевод баллов шкалы депрессии по Беку в 4-х бальную  систему:

До 9 баллов удовлетворительное эмоциональное состояние - 4 балла,

От 10 до 19 баллов легкая депрессия - 3 балла 

От 19 до 22 баллов умеренная  депрессия - 2 балла 

Более 23 баллов тяжелая  депрессия - 1 балл

 

Шкала личностной и ситуативной тревожности  Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина.

Методика предназначена  для определения тревожного состояния  у подростка ( 12-17 лет) с учетом его  глубины с целью оказания психологической, медицинской помощи в зависимости  от уровня тревоги, позволяет выявить  условия и факторы, под действием которых возникает данное состояние и степень дезадаптации личности в случае психотравмирующей ситуации. Позволяет выявить такие характерологические особенности личности как неуверенность, внушаемость, несамостоятельность в принятии решений и действий.

Данная методика состоит  из двух опросников, при помощи которых  можно определить уровень ситуативной  тревожности (СТ ) личности в условиях сложной психологической ситуации, уровень личностной тревожности (ЛТ), как индивидуальной черты подростка, которая не зависит на момент обследования от конкретной ситуации.

Определение уровня ситуативной тревожности.

Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности  состояния личности в конкретной сложной для неё ситуации.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, которые характеризуют состояние вашего самочувствия в данный момент, и выберите наиболее подходящий вариант ответа (зачеркните соответствующее число):

"1" -нет, это не  так, "2"-почти что так; "3"- верно; "4"- совершенно верно.

Не думайте слишком  долго, отвечайте так, как вам  подумалось в первый момент Правильных или неправильных ответов не существует.

Бланк опросника 

1.Вы спокойны 1 2 3 4

2.Вам ничего не угрожает 1 2 3 4

3.Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

4.Вы испытываете сожаление  1 2 3 4

5.Вы чувствуете себя  свободно 1 2 3 4

6.Вы расстроены 1 2 3 4

7.Вас волнуют возможные  неудачи 1 2 3 4

8.Вы чувствуете себя  отдохнувшим человеком 1 2 3 4

9.Вы встревожены 1 2 3 4

10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

12. Вы нервничаете 1 2 3 4

13.Вы не находите  себе места 1 2 3 4

14. Вы взвинчены 1 2 3 4

15. Вы не чувствуете  скованности и напряжения 1 2 3 4

16.Вы довольны 1 2 3 4

17. Вы озабочены 1 2 3 4

18.Вы слишком возбуждены  и вам не по себе 1 2 3 4

19.Вам радостно 1 2 3 4

20. Вам приятно 1 2 3 4

Каждый ответ оценивается  в зависимости от выбранного утверждения  в 1, 2, 3, 4 балла 

Ситуативная тревожность  определяется по ключу:

Из суммы баллов по вопросам(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18) вычесть сумму баллов по вопросам(1,2,5,8,10,11,15,16,19,20), затем к полученному результату прибавить 50.

С Т =(3,4, 6,7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20) +50=

Результаты  оцениваются следующим образом.

4 балла- низкий уровень  тревожности.(до 30 баллов)

3 балла - средний уровень  тревожности(31-45 баллов)

2 балла - высокий уровень  тревожности (46 баллов и более) 

Определение уровня личностной тревожности.

Проводится с использованием опросника, позволяющего выявить особенности состояния тревожности как свойства личности, которое формируется при длительном воздействии различного рода факторов.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Цифры с права означают следующие варианты ответов: "1" -почти никогда ( ответ оценивается в один бал); "2"-иногда ( ответ оценивается в два балла); "3"- часто ( ответ оценивается в три балла); "4"- почти всегда( ответ оценивается в четыре балла).

Бланк опросника 

1.Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

2.Вы быстро устаёте  1 2 3 4

3.Вы легко можете  заплакать 1 2 3 4

4.Вы хотели бы быть  таким же счастливым человеком,  как и другие 1 2 3 4

5.Бывает, что вы проигрываете  из-за того, что недостаточно быстро 

принимаете решения 1 2 3 4

6.Вы чувствуете себя  бодрым человеком 1 2 3 4

7.Вы спокойны, хладнокровны  и собранны 1 2 3 4

8.Ожидание трудностей  очень тревожит вас 1 2 3 4

9.Вы слишком переживаете  из-за пустяков 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне  счастливы 1 2 3 4

11. Вы принимаете всё  слишком близко к сердцу 1 2 3 4

12. Вам не хватает  уверенности в себе 1 2 3 4

13.Вы чувствуете себя  в безопасности 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций

и трудностей 1 2 3 4

15. У вас бывает тоска  1 2 3 4

16.Вы бываете довольны 1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают  и волнуют вас 1 2 3 4

18.Вы так сильно  переживете свои разочарования,  что потом долго не можете  о них забыть 1 2 3 4

19.Вы уравновешенный  человек 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное  беспокойство, когда вы думаете  о 

своих делах и заботах 1 2 3 4

Личностная  тревожность определяется по ключу:

Из суммы  баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20)вычесть сумму баллов по вопросам(1,6,7,10,13,16,19), затем к полученному результату прибавить 35.

ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19)+ 35=

Результаты  оцениваются следующим образом.

4 балла - низкий уровень  тревожности (до 30 баллов)

3 балла - средний уровень  тревожности (31-45 баллов)

2 балла - высокий уровень  тревожности (46 баллов и более) 

 

  Методика диагностики стресс-совладающего  поведения (копинг-поведение в  стрессовых ситуациях) 

Методика исследования базисных копинг-стратегий - "Индикатор стратегий преодоления стресса" создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Фамилия, имя______________________________________________________

Возраст______________________________________________________________

Класс________________________________________________________________

Мы интересуемся, как  люди справляются с проблемами, трудностями  и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

 

 

Да

Скорее да, чем нет

Нет

1. Позволяю себе  поделиться чувством с другом

1

2

3

2.Стараюсь все  сделать так, чтобы иметь возможность  наилучшим образом решить проблему

3

2

1

3. Осуществляю  поиск всех возможных решений,  прежде чем что-то предпринять

3

2

1

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

3

2

1

5. Принимаю сочувствие  и понимание от кого-либо

3

2

1

6. Делаю все  возможное, чтобы не дать окружающим  увидеть, что мои дела плохи

3

2

1

7. Обсуждаю ситуацию  с людьми, так как обсуждение  помогает мне чувствовать себя  лучше

3

2

1

8. Ставлю для  себя ряд целей, позволяющих  постепенно справляться с ситуацией

3

2

1

9. Очень тщательно  взвешиваю возможности выбора

3

2

1

10. Мечтаю, фантазирую  о лучших временах

3

2

1

11. Пытаюсь различными  способами решать проблему, пока  не найду подходящий

3

2

1

12. Доверяю свои  страхи родственнику или другу

3

2

1

13. Больше времени,  чем обычно, провожу один

3

2

1

14. Рассказываю  другим людям о ситуации, так  как только ее обсуждение помогает  мне прийти к ее разрешению

3

2

1

15. Думаю о  том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

3

2

1

16. Сосредотачиваюсь  полностью на решении проблемы

3

2

1

17. Обдумываю  про себя план действий

3

2

1

18. Смотрю телевизор  дольше, чем обычно

3

2

1

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

3

2

1

20. Стою твердо  и борюсь за то, что мне нужно  в этой ситуации

3

2

1

21. Избегаю общения  с людьми

3

2

1

22. Переключаюсь  на хобби или занимаюсь спортом,  чтобы избежать . проблем

3

2

1

23. Иду к другу  за советом - как исправить ситуацию

3

2

1

24. Иду к другу,  чтобы он помог мне лучше  почувствовать проблему

3

2

1

25. Принимаю  сочувствие, взаимопонимание друзей

3

2

1

26. Сплю больше  обычного

3

2

1

27. Фантазирую  о том, что все могло бы  быть иначе

3

2

1

28. Представляю себя героем книги или кино

3

2

1

29. Пытаюсь решить  проблему

3

2

1

30. Хочу, чтобы  люди оставили меня одного

3

2

1

31. Принимаю  помощь от друзей или родственников

3

2

1

32. Ищу успокоения  у тех, кто знает меня лучше

3

2

1

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

3

2

1


 

Порядок проведения

Методика проводится фронтально - с целым классом или  группой учащихся. После раздачи  бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Обработка и  интерпретация результатов

Ответы испытуемого  сопоставляются с ключом

Ключ 

 

Базисная копинг-стратегия

Пункты опросника, номер

Разрешение  проблем

2,3,8,9, 11, 15, 16, 17,20,29,33

Поиск социальной поддержки

1,5,7, 12, 14, 19,24,23,25,31,32

Избегание

4,6, 10, 13, 18,21,22,26,27,28,30


 

Для получения общего балла по соответствующей стратеги" подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Если пропущен 1 пункт  из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл - 24.)

При пропуске двух и более  пунктов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается  стратегия, сумма баллов по которой  выше остальных более чем на три  балла.

                                            

5. Заключение.

 

Личность развивается, не только согласуясь с обстоятельствами, но и наперекор

им. Ее отношения с окружающей действительностью не только гармоничны, но и

включают в себя определенную дисгармонию.

Профессиональное становление  личности начинается еще со школьной скамьи, где

подрастающий человек  всерьез задумывается о будущей  своей деятельности,

определяя этим круг своих  интересов и объем знаний, необходимых  для

достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или  иным видам трудовой

деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного

самоопределения, то есть определения  своей полезности для общества.

                                          

6. Список литературы.

 

1.    Морозов А.  В. «Деловая психология»; С-П; 2002 год.

2.    Додонов Б. И. «В мире эмоций»; Киев; 1987 год.

3.    Изард К. Е.  «Эмоции человека»; Москва;1980 год.

4.    Ладанов И.  Д. «Управление стрессом»; Москва; 1989 год.

5.    Немов Р. С.  «Психология»; Москва; 1995 год.

    


Информация о работе Эмоциональная и волевая сфера личности