Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:57, доклад
“Тревожность –это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий”. Обратиться к данной теме моего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в школьном возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.
Ситуативная школьная тревожность первоклассника может проявляться и в том, что ребенок мимизирует свое участие в потенциально тревожащих ситуациях. Если тревожность сфокусирована преимущественно вокруг ситуации проверки знаний, она может проявляться в том, что ребенок отказывается принимать в них участие или старается сделать это как можно более незаметно. В итоге в любой школе можно увидеть первоклассника, который при ответе на вопрос учителя говорит очень тихо, почти неслышно, либо просто отказывается отвечать.
Практически все перечисленные формы проявления школьной тревожности сохраняются на протяжении дальнейшего обучения в начальной школе.
Для описания феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:
? Школьная тревожность - это специфический вид тревожности , проявляющейся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т.д.) предпосылки.
? Тревога является неотъемлемой
частью учебного процесса, и поэтому
не может рассматриваться как
однозначно негативное
? Школьная тревожность на
? Школьная тревожность младшего
школьника является очевидным
признаком затруднений в
? Повышенная школьная
Глава II Изучение
влияния проблемы эмоциональной тревожности
учащегося
§ 1 Характеристика эмоциональной
сферы детей.
1. Рисуночный тест "Дом. Дерево. Человек"
Для изучения эмоционального состояния
дошкольников мы использовали рисуночный
тест Дж.Бака "Дом. Дерево. Человек".
Американский психолог Дж.Бак первым
создал и разработал детально систему
интерпретации теста "Дом. Дерево. Человек".
Он позволяет выявить степень выраженности
незащищенности, тревожности, недоверия
к себе, чувства неполноценности, враждебности,
конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек - знакомы каждому,
но они не специфичны, и поэтому при выполнении
задания испытуемый вынужден проецировать
свое представление каждого объекта и
свое отношение к тому, что данный объект
символизирует для него. Считается, что
рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный
автопортрет рисующего человека, так как
в своем рисунке он представляет те черты
объектов, которые в той или иной мере
значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому
ребенку предлагается бумага, простой
карандаш, листок. Стандартный лист для
рисования складывается пополам. На первой
странице в горизонтальном положении
наверху печатными буквами пишется "ДОМ",
на второй и третьей в вертикальной позиции
сверху каждого листа - соответственно
"ДЕРЕВО" и "ЧЕЛОВЕК", на четвертой
- имя и фамилия испытуемого, дата проведения
исследования. Для рисования обычно используется
простой карандаш 2М, так как при употреблении
этого карандаша наиболее ярко видны изменения
в силе нажима.
Инструкция для ребенка: "Нарисуй пожалуйста,
как можно лучше дом, дерево и человека"На
все уточняющие вопросы испытуемого следует
отвечать, что он может рисовать так, как
ему хочется. Во время теста проводится
наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится
с учетом их формальных и содержательных
аспектов. Информативными формальными
признаками рисунка считаются, например,
расположение рисунка на листе бумаги,
пропорции отдельных частей рисунка, его
величина, стиль раскрашивания, сила нажима
карандаша, стирание рисунка или его отдельных
частей, выделение отдельных деталей.
Содержательные аспекты включают в себя
особенности, движение и настроение нарисованного
объекта.
Для анализа рисунков используются три
аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции
и перспектива. Считается, что детали рисунка
представляют осознание и заинтересованность
человека в каждодневной жизненной ситуации.
Испытуемый может показать в своем рисунке,
какие детали имеют для него личностную
значимость, двумя способами: позитивным
(если во время работы над рисунком ребенок
подчеркивает или стирает некоторые детали
рисунка, а также если он возвращается
к ним) или негативным (если пропускает
основные детали рисуемых объектов). Интерпретация
таких значимых деталей или комплексов
деталей может выявить некоторые конфликты,
страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать
значение таких деталей следует с учетом
целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве
с рисующим, так как символическое значение
деталей часто бывает индивидуально. Например,
отсутствие таких основных деталей человека,
как рот или глаза, может указывать на
определенные трудности в человеческом
общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую
значимость, важность и ценность вещей,
ситуации или отношений, которые непосредственно
или символически представлены в рисунке
дома, дерева и человека. Пропорция может
рассматриваться как отношение целого
рисунка к данному пространству бумаги
или как отношение одной части целого
рисунка к другой. Например, очень маленький
рисунок человека может показать чувство
неадекватности субъекта в его психологическом
окружении.
Перспектива
показывает более сложное отношение человека
к его психологическому окружению. При
оценке перспективы внимание обращается
на положение рисунка на листе по отношению
к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное
расположение отдельных частей рисунка,
движение нарисованного объекта.
Для
количественной оценки теста ДДЧ общепринятые
качественные показатели сгруппированы
в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность,
2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство
неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт
(фрустрация), 7) трудности в общении, 8)
депрессивность. Каждый симптомокомплекс
состоит из ряда показателей, которые
оцениваются баллами, Если показатель
отсутствует, ставится нуль во всех случаях,
присутствие некоторых признаков оценивается
в зависимости от степени выраженности.
При наличие большинства признаков ставится
1 или 2 балла в зависимости от значимости
данного признака в интерпретации отдельного
рисунка или всей целостности рисунков
теста. Например, отсутствие основных
деталей лица: глаз, носа или рта - 2 балла
(симптомокомплекс "трудности в общении"),
факт изображения человека в профиль в
том же симптомокомплексе - 1 балл (см. табл.
1). Выраженность симптомокомплекса показывает
сумма баллов всех показателей данного
симптомокомплекса.
Таблица 1: Симптомокомплексы теста "дом
- дерево - человек"
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Баллы |
|
Незащищенность |
1 |
Рисунок в самом центре листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Рисунок в верхнем углу листа |
0;1;2;3 |
||
3 |
Дом, дерево - с самого края |
0;1;2 |
||
4 |
Рисунок внизу листа |
0;1;2;3 |
||
5 |
Много второстепенных деталей |
0;1;2;3 |
||
6 |
Дерево на горе |
0;1 |
||
7 |
Очень подчеркнутые корни |
0;1 |
||
8 |
Непропорционально длинные руки |
0;1 |
||
9 |
Широко расставленные ноги |
0;1 |
||
10 |
Другие возможные признаки |
|||
Тревожность |
1 |
Облака |
0;1;2;3 |
|
2 |
Выделение отдельных деталей |
0;1 |
||
3 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
||
4 |
Штриховка |
0;1;2;3 |
||
5 |
Линия с сильным нажимом |
0;1;2;3 |
||
6 |
Много стирания |
0;1;2;3 |
||
7 |
Мертвое дерево, больной человек |
0;2 |
||
8 |
Подчеркнутая линия основания |
0;1;2;3 |
||
9 |
Толстая линия фундамента дома |
0;2 |
||
10 |
Интенсивно затушеванные волосы |
0;1 |
||
11 |
Другие возможные признаки |
|||
Недоверие к себе |
1 |
Очень слабая линия рисунка |
0;2 |
|
2 |
Дом с краю листа |
0;1 |
||
3 |
Слабая линия ствола |
0;1 |
||
4 |
Одномерное дерево |
0;1 |
||
5 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
||
6 |
Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой |
0;1 |
||
7 |
Другие возможные признаки |
|||
Чувство неполноценности |
1 |
Рисунок очень маленький |
0;1;2;3 |
|
2 |
Отсутствуют ноги, руки |
0;2 |
||
3 |
Руки за спиной |
0;1 |
||
4 |
Непропорционально короткие руки |
0;1 |
||
5 |
Непропорционально узкие плечи |
0;1 |
||
6 |
Непропорционально большая система веток |
0;1 |
||
7 |
Непропорционально крупные двумерные листья |
0;1 |
||
8 |
Дерево, умершее от гниения |
0;1 |
||
9 |
Другие возможные признаки |
|||
Враждебность |
1 |
Отсутствие окон |
0;2 |
|
2 |
Дверь - замочная скважина |
0;1 |
||
3 |
Очень большое дерево |
0;1 |
||
4 |
Дерево с краю листа |
0;1 |
||
5 |
Обратный профиль дерева, человека |
0;1 |
||
6 |
Ветки двух измерений, как пальцы |
0;1 |
||
7 |
Глаза - пустые глазницы |
0;2 |
||
8 |
Длинные, острые пальцы |
0;2 |
||
9 |
Оскал - видны зубы |
0;1 |
||
10 |
Агрессивная позиция человека |
0;2 |
||
11 |
Другие возможные признаки |
|||
Конфликтность |
1 |
Ограничение пространства |
0;1;2;3 |
|
(фрустрация) |
2 |
Перспектива снизу (взгляд червя) |
0;1;2;3 |
|
3 |
Перерисовывание объекта |
0;2 |
||
4 |
Отказ рисовать какой-либо объект |
0;2 |
||
5 |
Дерево, как два дерева |
0;2 |
||
6 |
Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0;2 |
||
7 |
Противоречивость рисунка и высказываний |
0;1 |
||
8 |
Подчеркнутая талия |
0;1 |
||
9 |
Отсутствие трубы на крыше |
0;1 |
||
10 |
Другие возможные признаки |
|||
Трудности |
1 |
Отсутствие двери |
0;2 |
|
Общения |
2 |
Очень маленькая дверь |
0;1 |
|
3 |
Отсутствие окон |
0;2 |
||
4 |
Излишне закрытые окна |
0;1 |
||
5 |
Окна - отверстия без рам |
0;1 |
||
6 |
Выделенное лицо |
0;1 |
||
7 |
Лицо, нарисованное последним |
0;1 |
||
8 |
Отсутствие основных деталей лица |
0;2 |
||
9 |
Человек, нарисованный схематично, из палочек |
0;2 |
||
10 |
Дом, человек в профиль |
0;1 |
||
11 |
Дверь без ручки |
0;1 |
||
12 |
Руки в оборонительной позиции |
0;1 |
||
13 |
Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей |
0;1 |
||
14 |
Другие возможные признаки |
|||
Депрессивность |
1 |
Помещение рисунков в самый низ листа |
0;1;2;3 |
|
2 |
Вид дерева или дома сверху |
0;1 |
||
3 |
Линия основания, идущая в низ |
0;1 |
||
4 |
Линия, слабеющая в процессе рисования |
0;2 |
||
5 |
Сильная усталость после рисования |
0;2 |
||
6 |
Очень маленькие рисунки |
0;2 |
||
7 |
Другие возможные признаки |
|||
При интерпретации теста ДДЧ
Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую
дисфункцию центральной нервной системы.
Существует 5 показателей органического
поражения центральной нервной системы:
1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные
между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной
фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно
выделенная в рисунке человека. Присутствие
более 5 признаков в рисунках дает основание
предполагать, что у рисовавшего ребенка
может быть органическое поражение центральной
нервной системы. Наличие органической
дисфункции центральной нервной системы
еще не свидетельствует об умственной
отсталости ребенка. Часто это может проявляться
как локальные затруднения в определенных
сферах интеллектуальной деятельности
или на определенных ее этапах. Такие дети
могут скоро уставать, быть менее внимательными.
В результате проведенного исследования
и количественной оценки теста мы получили
данные по симптомокомплексам, которые
представили в виде таблицы:
Таблица 2: Количественный состав группы
по уровням выраженности симптомокомплексов
Симптомокомплекс |
Количество детей по уровню |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||||
чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
Незащищенность |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
|
Тревожность |
2 |
7% |
5 |
17% |
22 |
76% |
|
Недоверие к себе |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
|
Чувство неполноценности |
- |
- |
4 |
14% |
25 |
86% |
|
Враждебность |
- |
- |
6 |
21% |
23 |
79% |
|
Конфликтность (фрустрация) |
- |
- |
6 |
21% |
23 |
79% |
|
Трудности общения |
- |
- |
5 |
17% |
24 |
83% |
|
Депрессивность |
- |
- |
7 |
24% |
22 |
76% |
|
Мы имеем следующие результаты:
В таблице 2 находятся следующие полученные
данные : по симптомокомплексу "незащищенность"
- 24% детей имеют средний уровень выраженности
незащищенности и 76% детей - низкий уровень
незащищенности. По симптомокомплексу
"тревожность" - высокий уровень тревожности
имеют 7% детей, средний уровень тревожности
имеют 17% детей и низкий уровень - 76% детей
группы. 24% детей имеют средний уровень
выраженности по симптомокомплексу "недоверие
к себе" и 76% детей имеют низкий уровень.
По симптомокомплексу "чувство неполноценности":
14% детей имеют средний уровень выраженности,
86% детей - низкий уровень. 21% детей имеют
средний уровень выраженности по симптомокомплексу
"враждебность" и 79% детей имеют низкий
уровень. По симптомокомплексу "конфликтность
(фрустрация)" имеют средний уровень
21% детей и низкий уровень имеют 79% детей.
По симптомокомплексу "трудности общении"
имеют средний уровень 17% человек и низкий
уровень - 83% человек. И по симптомокомплексу
"депрессивность" имеют средний уровень
24% детей и 76% детей из всей группы имеют
низкий уровень.
Анализируя таблицу количественной обработки
данных по симптомокомплексам, мы увидели
некоторую взаимосвязь уровня тревожности,
степенью выраженности конфликтности
и трудности общения, а именно у детей
с высоким и повышенным уровнем тревожности
наблюдаются трудности в общении, которые
появляются возможно, в результате конфликтности.
Анализируя рисунки некоторых детей, мы
получили следующие результаты:
Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал
нам наличие у ребенка высокого уровня
эмоциональной тревожности. А именно,
на рисунке мальчик изобразил линию земли,
что выражает чувство тревоги, неуверенности
в себе, отражающее его реальное положение
в системе взаимоотношений с другими (мальчик
имеет неблагоприятную статусную категорию).
Возле дома изобразил забор, что говорит
о чувстве незащищенности. При рисовании
ребенок использовал штриховку (заштриховал
всего человека), штриховка размашистая
и выходит за контур, это может нам сказать
о трудностях в социальных контактах,
с которыми у него связано чрезмерное
эмоциональное напряжение. При рисовании
сильно нажимал на карандаш, несколько
раз исправлял рисунок. Когда рисовал
человека, руки изобразил в виде кулаков,
что может говорить о существующих признаках
агрессии, и возможно является причиной
трудностей в общении с детьми. Руки широко
расставлены, что свидетельствует о потребности
в широком круге социальных контактов,
но эта потребность в общении не удовлетворена.
Все три рисунка ребенок расположил в
самом низу листа, поэтому мы можем предполагать
о том, что ребенок неуверен в себе, может
быть заниженная самооценка.
В некоторых рисунках дети изображают
военную тематику, человека в агрессивной
позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит
о наличии у некоторых детей агрессивных
тенденций, например рисунок Саши Ч., Димы
Д., Леши Д.
При анализе рисунка Вовы В. Заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
2. Эффективные приемы общения
Цель: повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.
Методы и приемы: словесный (рассказ- объяснение педагога); наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений).
Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники учащихся.
Ход занятия:
Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.
Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.
Введение в тему.
- Сегодня мы с вами продолжаем наш большой блок «Общение» и тему «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.
- Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".
- Виды общения.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
- Функции общения.
Рисунок 5
- Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.
Разминка
Упражнение: "Эстафетная палочка" Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.
Основная часть занятия.
- Скажите коммуникативные
Умение общаться с людьми - это
товар, который можно купить так
же, как и сахар и кофе…И я
заплачу за такое умение больше,
чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)
Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".
Рисунок 6
Каждый ученик на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.
Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:
А: А знаешь, мой внук заработал
в армии еще одну "лычку"!
Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем
разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь
ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется
теперь в больницу идти.
Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.
Упражнение: "Что помню?" Один из учеников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.
- А сейчас мы с вами разомнемся.
Упражнение: "Передай другому без слов" Учащиеся по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.
Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника
- А теперь давайте вместе
назовем еще одно правило
- Ребята. Были ли у вас курьезные
случаи связанные с
Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения. Например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д. Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу- оценить по 10 балльной шкале (столбец "мной самим"), передает по кругу (остальные заполняют столбец "ШМП"). Сравниваем. Остальные два столбика заполнить дома (Д/З).
Качества, необходимые для эффективного общения |
Оценка данных качеств у меня ШМП |
Оценка данных качеств у меня родителями |
Оценка данных качеств моими друзьями |
Оценка данных качеств у меня мной самим |
Закрепление-повторение.
Дети сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.
Информация о работе Эмоциональная тревожность и ее влияние на ученика