Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:17, реферат
В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям окружающего мира. К некоторым он испытывает симпатию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъективного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют.
Введение………………………………………………………………….……3
Эмоциональные процессы и управление эмоциями……………………….5
Воля в процессе управления……………………………………………..….8
Стрессовые ситуации в управленческой деятельности…………………….14
Заключение……………………………………………………………………...20
Литература…………………………………………………………….………..21
Задание
В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи — вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»
Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация — либо личностно-карьеровая («на себя»), либо социально-профессиональная («на дело»). Показано, что доминирование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса — так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае дольше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это — и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя — вообще единственно приемлем.
Существуют также и наиболее общие — личностные различия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов:
Заключение
Все рассмотренные закономерности и явления характеризуют собой разные аспекты эмоционально-волевой саморегуляции состояний (эмоциональной напряженности, стресса, фрустрации, утомления). Они имеют еще один — специфический для деятельности руководителя аспект. И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне — в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления также могут и должны контролироваться — усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях. Все это обозначается в социальной психологии и психологии управления понятием экспрессивного контура межличностных взаимодействий.
Владение экспрессивными средствами особенно важно для руководителя. Он «всегда на виду», и то, как эмоционально он реагирует, в каком состоянии он находится, насколько выражены у него проявления «волевой натуры», насколько он в глазах других «владеет собой», существеннейшим образом влияет и на восприятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими. Это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авторитет. Следовательно, важнейшим требованием к руководителю является не только способность к эмоционально-волевой саморегуляции, но и к регуляции им своего экспрессивного поведения.
Последнее, однако, нетождественно жесткому и строгому подавлению руководителем своей экспрессии. «Бесстрастный» руководитель воспринимается не намного лучше, чем «паникер»; экспрессивный фон в поведении руководителя обязателен, но он должен быть по возможности позитивным. Одно из требований американского менеджмента к эффективному руководителю гласит: «Руководитель должен излучать оптимизм». Д. Карнеги формулирует ту же мысль короче: «Улыбайтесь!»
Литература:
Задание 1. Дайте названия эмоциям, возникающим в следующих ситуациях:
Начальник испытывает разочарование или гнев.
Фрустрационные эмоции
Разочарование
Если ожидавшееся или обещанное событие не сбываются, то появляется неудовлетворенность, неудовольствие, которое называют разочарованием. Чем больше было обещано или чем важнее было ожидавшееся событие, тем большее разочарование испытывает человек, если его ожидания не оправдались.
Гнев
Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость». По Э. Шострому, негодование - это блокированная или неполная, а также лживая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх.
Подчиненный же испытывает досаду - это раздражение, недовольство вследствие собственной неудачи или неудачи близкого человека, любимой спортивной команды и т. п.
Удовлетворение и радость
Удовлетворение - чувство (переживание) удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности удовлетворены, исполнены.
Радость - это сильное удовлетворение.
3) смерть близкого человека
Фрустрационные эмоции
Горе - это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Так же может возникнуть эмоция, которая называется печаль. Роль печали в духовной жизни человека, в формировании устойчивых связей с людьми, которыми мы дорожим, очевидна (например, проявление печали в виде скорби по поводу смерти любимого человека).
4) вам рассказывают хороший анекдот
Коммуникативные эмоции. Веселье
В «Словаре русского языка»
С. И. Ожегова веселье определяется
как беззаботно-радостное
5) человек впервые прыгает с парашютом
Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.
Задание 2. Опишите
конкретные жизненные ситуации, в
которых актуализируются
- дочь ухаживает за больной мамой;
- вернуть продавцу отданную лишнюю сдачу,
- мужчина открывает дверь даме и пропускает её вперёд себя.
2) Интеллектуальные:
- тщательно выполненное
учебное задание, остроумно реш
- во время сданный годовой отчёт на работе;
-интерес к новому предмету в ВУЗе.
3) Эстетические:
- созерцание природой;
- впечатления от прочтения понравившегося романа;
- посещение Государственного музея «Эрмитаж».
4) Религиозные:
- наивная детская просьба о всяких мелочах, как, например, ребёнок просит праздничных подарков, игрушек и т.п. у Бога, надеясь, что его просьба непременно будет исполнена и просимое он получит;
- любовь к Богу;
- подготовка к религиозному празднику («Курбан Байрам» мусульманами, «Пасха» у православных христиан).
5) Национальные:
- воспитание чувства патриотизма у детей родителями;
- чувство дружбы и братства по отношению к другим народам – сожительство в одном государстве разных наций, отношения между людьми в многонациональной России;
- отношение людей в СССР и России к фашизму.
Задание 3. Назовите потребности, которые сопровождаются следующими эмоциональными переживаниями:
1) голод – физиологические (органические) потребности;
2) жажда - физиологические (органические) потребности;
3) страх – личные потребности;
4) удивление - потребность в познавательной и духовной гармонии;
5) чувство гордости - потребность в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет;
6) чувства превосходства
– потребность в
7) чувство унижения – психологические потребности.
Информация о работе Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности