Эмоциональный стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить основные закономерности развития эмоционального стресса.
Методика курсовой работы – исследование методов преодоления конфликтов и стресса.

Содержание

Введение…………………………………………….…….….…
3
1.Эмоциональный стресс………………………….…….…….
5
§1. Представление об эмоциональном стрессе……………..
5
§2. Формирование эмоционального стресса………………..
6
2. Причины возникновения эмоционального стресса………
15
§1. Стадии стресса…………………………….………………
15
3. Рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального стресса………………………………………………

21
§1. Механизм эмоционального стресса……………………
21
§2.Реакции организма на стресс………………………………
25
Заключение……………………………………………...………
31
Список использованной литературы……………..…………..
33

Работа состоит из  1 файл

Печать.docx

— 63.25 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

 

Введение…………………………………………….…….….…

3

1.Эмоциональный стресс………………………….…….…….

5

§1. Представление об эмоциональном стрессе……………..

5

§2. Формирование эмоционального стресса………………..

6

2. Причины возникновения эмоционального стресса………

15

§1. Стадии стресса…………………………….………………

15

3. Рекомендации по преодолению  тревожности и эмоционального стресса………………………………………………

 

21

§1. Механизм эмоционального стресса……………………

21

§2.Реакции организма на стресс………………………………

25

Заключение……………………………………………...………

31

Список использованной литературы……………..…………..

33

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время все увеличивающийся  темп жизни заставляет людей прилагать  все большие усилия для решения  возникающих проблем. Но развивающаяся  технология выдвигает подчас невыполнимые для человеческих усилий требования. И тогда с каждым днем у людей нарастает усталость, раздражительность, бессонница. В обыденной речи все привыкли называть такое состояние стрессом.

Эмоции пронизывают всю  жизнь человека – от инстинктивных  порывов до высших форм социальной деятельности. Гаммы ощущений сопровождают многочисленные потребности живых существ и разные формы их удовлетворения, практически все поведение. Все поступки человека связаны с ощущениями самого себя и своего отношения к окружающему миру. Эмоции позволяют оценивать свое состояние и воздействие факторов окружающей среды, а так же предвидеть эти воздействия. Общее благосостояние человека и различные недомогания также тесно связаны с характерными эмоциональными ощущениями.

 Среди этого многообразия  нужно выделять эмоциональные  явления. Они также, весьма  различны. Есть слабые легко меняющиеся  переживания, которые могут возникать  по самым незначительным поводам. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как любовь, дружба, ревность, счастье. Есть неосознанные эмоциональные состояния, возникающие в результате сочетания определенных внешних условий и не зависящие от знаний человека об этих условиях. И есть собственно эмоции, осознанные состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей. Одна и та же эмоциональная модальность (вид эмоции) может быть настроением, неосознанной эмоцией или эмоцией.

Являясь одновременно самостоятельным  физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Актуальность темы курсовой работы - актуальность темы обусловлена наличием в информационном обществе действия разных стрессогенных факторов - социальных, психологических, физических.

Объект исследования контрольной работы - эмоциональный стресс.

 Предмет исследования - возникновение и значение эмоционального стресса; анализ эмоционального стресса и его лечение.

 Цель данной работы - выявить основные закономерности развития эмоционального стресса.

Методика курсовой работы – исследование методов преодоления конфликтов и стресса.

Задачи исследования курсовой работы - исследование влияния эмоционального стресса на личность человека, изучение психофизиологической регуляция эмоционального стресса.

 

 

 

  1. Эмоциональный стресс

§1. Представление  об эмоциональном стрессе

Эмоциональный стресс (синоним эмоциональное перенапряжение) - напряжение неспецифических адаптационных реакций организма на патогенное воздействие внешней среды, опосредованное чрезвычайными по силе или длительными отрицательными эмоциями. Эмоциональное переживание лежит в основе многих адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. При определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также патологических изменений сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем.

Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования1.

 Если физиологический  стресс возникает в связи с  непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе  влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы. Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворения этих потребностей.

Учение о стрессе впервые  появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога  Г.Селье (1907 – 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

Субъективное отношение  к стимулу, зависящее от неповторимого  индивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннего детства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.

Индивидуальная оценка и  индивидуальная интерпретация воздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычно сопровождается психической переработкой.

§2. Формирование эмоционального стресса

 

Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк.

В их число входят :

физические стрессоры (благодаря  процессу психологической переработки их воздействия)

 психические стрессоры,  имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение  угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий2.

Уже то обстоятельство, что  стресс возникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров, индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответ не только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможность устанавливать непосредственную зависимость психического стресса от характеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает роль психологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стресс у всех без исключения индивидов.

Мне кажется, что значение индивидуальной предрасположенности уменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных или антропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаях посттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическое событие.

С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменения семейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких, характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальной значимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к расстройствам здоровья.

Среди таких жизненных  событий выделяются ситуации, непосредственно воспринимаемые как :

- угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки;

- ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов.

В последнем случае события  могут даже выступать как желательные (новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а  угроза будет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможной несостоятельностью в новых условиях.

Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенно невротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которые воздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте.

Для лиц, у которых в  зрелом возрасте под влиянием различных  жизненных событий возникали такие расстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению, завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования к ребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм, неуверенность в себе.

Выделялся также комплекс негативного воздействия со стороны  отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток внимания и понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. При этом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсировать стрессогенные ситуации, связанные с отцом.

 К числу других стрессовых  ситуаций детства следует отнести  конфликтность и нестабильность семьи, положение «обойденного» ребенка (предпочтение ему братьев или сестер).

Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже в детстве. Но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет круг индивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним), а также формирование неадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенных ситуаций и препятствует их эффективному преодолению).

Ценность изучения индивидуально  значимых жизненных событий обусловлена  тем, что такие события увеличивают  вероятность стресса и его  клинических проявлений, поскольку  они изменяют взаимодействие человека и его окружения, предъявляют повышенные требования к адаптационным ресурсам. Однако центр тяжести при оценке психического стресса не может переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой не совокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, при котором осложняется осуществление его интегративных функций.

Как первичное звено в  развитии психического стресса выступает  фрустрация — психическое состояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели.

Клиническая оценка такого состояния нередко сопряжена  со значительными трудностями, что связано с рядом обстоятельств :

во-первых, диапазон потребностей, блокада которых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается во всей своей полноте. Это может быть обусловлено недостаточной интроспекцией или сопротивлением осознанию потребностей, которые противоречат представлению человека о себе.

во-вторых, блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешним препятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такие состояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередко не осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может быть поддержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяют человека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушают сложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическую тенденцию или потребность в повышении социального статуса.

в-третьих, в реальной ситуации мы обычно имеем дело с взаимодействием комплекса потребностей и совокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значение конкретной потребности, а развитие психического стресса связывается с одновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, с нарастанием суммарной фрустрационной напряженности.

Личностные ресурсы в  значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения, что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить устойчивость избранной линии поведения, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отставленные последствия тех или иных поступков. При хорошей интегрированности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в соответствии с важностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрессогенных ситуаций.

Информация о работе Эмоциональный стресс